Возникновение ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 22:10, реферат

Краткое описание

Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Законы шариата – это правовая систематизация поведения правоверных, их обстоятельств перед людьми, обществом и Аллахом. Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают сеть обязательных предписаний, что само по себе уже гарантирует бесконфликтность поведения мусульман. Божественный закон устанавливает образ служения Богу, т.н. «Пять столопов ислама».

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Мусульманская  мораль- мораль, основанная на этических положениях Корана, Сунны и шариата. Претворение шариата в земных делах предполагает не только жестокое и слепое следование когда-то установленным нормам, сколько рациональное осмысление и решение любых проблем мусульман в духе постепенности, умеренности, поиска компромиссов. Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Законы шариата – это правовая систематизация поведения правоверных, их обстоятельств перед людьми, обществом и Аллахом. Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают сеть обязательных предписаний, что само по себе уже гарантирует бесконфликтность поведения мусульман. Божественный закон устанавливает образ служения Богу, т.н. «Пять столопов ислама».

 Первый- это вера и  исповедание единства Бога и  пророческой сущности Мухаммад. «Нет Бога, кроме единого Бога, и Мухаммад - пророк его».

 Второй столоп ислама- выполнение ежедневного цикла  молитв. В течение дня верующие  пять раз проводят ритуальное  омовение водой (в чрезвычайных  условиях песком или грязью). Они  поворачиваются лицом к Мекке,  произносят несколько молитв  и отрывков из Корана. Такое  обращение лицом к Мекке символизирует  объединение всех мусульман в единую семью. Повторение молитв укрепляет веру в существование Бога и добра.

 Третий столп –  это пост. Мусульмане постятся  часто. Есть у них и строго  обязательный пост. Он проводится  в месяц рамазан в память  о первых откровениях Корана, которые были  получены Мухаммадом. Пост дает людям « прозрачную душу, чтобы превосходить, чистый разум, чтобы думать, и легкое тело, чтобы двигаться и действовать».

 Четвертый столп- уплата  долгов и милостыня. В конце  поста мусульмане  должны выплатить,  по меньшей мере, два с половиной  процента дохода в пользу нуждающихся. 

 Пятый столоп- это хадж, паломничество Мекку. Все мусульмане хоть раз в жизни обязаны совершить этот поход. Он включает в себя несколько обрядов, предназначенных для того, чтобы как можно больше приблизить верующих к Богу. Хадж привлекает мусульман со всех концов света и приобщает верующих к глубоким религиозным переживаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возникновение ислама.

Мусульманская религия - одна из так называемых мировых религий. Она  распространена главным образом  в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африке, Юго-Восточной  Азии, среднеазиатских республиках  СНГ на Северном Кавказе и в  Закавказье, Татарии и Башкирии.

 Мусульманство возникло  в начале VII в. Период перехода арабских народов от первобытно - общинного строя к классовому обществу, их объедения  в феодально-теократическое государство Арабских халитов. В 570 г родился новый пророк – Мухаммад, которого мусульмане признают последним из пророков, пришедших восстановить истинную религию. Ту форму, которая когда-то  была открыта им,  мусульмане считают завершающей стадией иудео-христианской монотеистической (связанной с единобожием) традиции. Фигура Мухаммада, великого религиозного, социального и нравственного реформатора, обладает огромной притягательностью. За двадцать лет он создал мировую религию и Коран.

 Религиозные, культовые  предписания Корана, заметно отличаются  от положений шариата (свода  законов), который касается мирной  жизни.  Предписания характеризуются полнотой, конкретностью и однозначностью. Они действительно могут быть усвоены и претворены без посредников. Положения же шариата сводятся преимущественно к общим ориентирам и принципам. Осуществление же их в каждой конкретной ситуации требует специальных знаний.

 В фундаменте ислама  – вера в единого Бога (Аллаха), творца небес и земли, по  воле которого совершаются все  события в окружающем мире, складываются  судьбы  людей.  Учение  о божественном  предопределении, исповедуемый в  исламе  фатализма составляет  главный стержень ислама.

Один из видных представителей исламской культуры Шариф Шукуров подчеркивает: « Мусульманин же, никогда не ставя под сомнение и, более того, подчеркивая роль Иисуса Христа в священной истории, тем не менее заметит, что встреча Бога как такового и Человека  как такового – событие отнюдь не космическое и не историческое, оно впервые  произошло вне времени, вне пространства и до сотворения мира как целого». Эта встреча является центральным событием священной истории мусульман и всей культуры ислама. Согласно Корану, священной книге мусульман, произошла она в предвечности. Бог обратился ко всему будущему человечеству, потомству Адама, с вопросом: « Не Я, ли Господь ваш?»- на что последовал утвердительный ответ: « Да, мы  свидетельствуем это». В Коране поясняется и причина предвечного диалога: « Чтобы вы не сказали в день воскресения: « Мы были небрежны к этому». Таков божественный завет, и такова исходная позиция мусульман по отношению ко всем последующим событиям священной истории, космического и исторического бытия культуры ислама и культуры всего человечества до и после прихода ислама. Согласно этому завету каждый живший до нас и наследующий нам, все мы заключили нерушимый завет с Богом; изъявив свободу воли, мы предначертали в предвечности и свою судьбу. Отныне человек вверят свою судьбу Богу и ждет наступления того дня, когда их встреча должна будет произойти вновь и обретет прежние предвечные измерения. Для тех, кто поймёт это, более ясным станет смысл символа веры мусульман: «Нет бога, кроме Бога»

Иудаизм, христианство и  ислам входят в авраамический  цикл религий, но это событие, как  и новозаветное явление Иисуса Христа, включено в саму историю человечества. Оставаясь событиями священными  и освящаемыми, космическими по своей  природе, в исламе они тем менее  историофицированы и должны  рассматриваться  в русле теософии истории человечества. И именно поэтому божественный завет  с Авраамом, будучи событием, весьма важным и основополагающим для мусульманского сознания, не может быть, по мнению Шарифа Шукурова, центральным для Корана и культуры ислама. Много важное остается для ислама метокосмический, внеисторический факт встречи и  диалога Бога с будующим человечеством, символическое и буквальное предстояние  человека перед Богом – событие, раз и навсегда предопределившее природу и судьбу всей культуры ислама.

Действительно, можно сказать, что ислам- религия третьего божественного  завета. Эта концепция стала основой  понимания существа и бытия человека, и бытия культуры. Возьмем категорию  времени. Те, кто внимательно читал  Коран, заметили, что повествование  мусульманского Писания практически  лишено сюжетной  выстроенности. Само построение глав (сур) Корана говорит  о преодолении времени: изложены они не в хронологической последовательности, не в порядке нисхождения богооткровения пророку Мухаммаду, а в зависимости  от длины глав, по их убыванию. Нет  хронологического изложения царствования и жизни пророков, почти нет  привычного для иудеев и христиан рядоположения событий. Понять Коран  чрезвычайно сложно, а в некотором смысле посто невозможно. Характерно, что и самим Писанием, и культурой он рассматривается как  «знамение» и «тайна», ибо речь в нем идет о неизбывности судьбы человека перед взором Бога.  Теоретик ислама понимает, что в этом отношении ислам не уникален. Канонические иудейские толкования Торы (мидраши) предшествуют исламу во временени. Но все дело в размахе и степени проникновения в культуру. Священный и даже профанический, но авторитетный текст требовал в исламе вчитывания и вычитывания, правильного толкования, тайна всегда непременного герменевтического прочтения. Тайна всегда прельщала, ибо только тайна открывает окончательный путь к спасению. По этой же причине  роль толкователя исторически связана с будущим, а сам толкователь представал фигурой эсхатологической.

В исламе обязанность интерпретации  богооткровения была возложена не только на богословские толкования, не просто на один или несколько текстов- толкованием  занималась вся культура. Глубинная  интерпретация ислама в культуре имеет самую разную направленность: теологическую, философскую, лингвистическую, поэтико-филологическую. Стремление войти в диалог, как с текстом, так и сего читателем важнейшей стороной этоса культуры, ее манеры теолого-философского толкования.

 

2.Вероучение

 

Вероучение диктует своеобразные моральные требования к правоверным. Основные догмы (положения, принимаемые  без доказательств) таковы. Жизнь  человека предопределена Аллахом (фатализм), христианская свобода воли не признается. Правоверными являются только мусульмане, поэтому борьба против неверных - это  божественная воля.

Богатство человека – священно, потому что оно от Аллаха. За ограбление положена казнь, но голодный  может  украсть пищу  и за это не будет  осужден. Запрещается употреблять вина. Грехами являются убийство, кража и прелюбодеяние (измена мужу). Можно иметь несколько жен, возможны даже  «временные браки».  Не грехами, но под запретами находятся употребление свинины, ношение золотых украшений и шелковых одежд, азартные игры и ростовщичество. Конечно, в настоящее время все эти положения нарушаются.

Священным днем является пятница.  В это день мусульмане собираются для общей молитвы в мечети, которая считается не священным  храмом, а общественным зданием. Главная  в городе мечеть называется соборной.  На молитвы  созываются муэдзины, возвещая их начало с минаретов (башен около мечети). Молящиеся располагаются внутри мечети. В ней находится михраб – углубление в сторону Мекки и кафедра проповедника. В службе участвуют имамы, муллы, хатыбы (проповедники). Они не обладают благодатью ( в оличие от христианства), но являются просто знатоками и вероучения и обрядности.

Верующие при входе  мечеть совершают омовение (водой  или песком). Обувь обязательно  снимается (пол мечети устлан ковром). Женщины располагаются  отдельно от мужчин, на галереях или отгороженных частях общего зала. Кроме пятницы, в исламе отмечается ряд ежегодных праздников. Важнейший из них- «ночь предопределений» ( в месяце рамадане), или день ниспослания Мухаммаду Корана; ураза-байрам, 3-4 дня разговления после поста; курбан-байрам, праздник жертвоприношения в воспоминание  о намерении Ибрагима-Авраама принести в жертву Аллаху-Иегове своего сына Исмаила-Исаака.

Священными книгами мусульман  являются Коран, Сунна и Шариат. Коран  составил Мухаммад по вдохновению аллаха. Оригинал Корана находится у престола Аллаха. Современный земной Коран  – это том 500 страниц на арабском языке. Текст разделен на 114 глав (сур) а главы- на аяты (стихи, строки). Он имеет  варианты, принятые в разных ответвлениях ислама. Суры расположены не по логике вероучения или по времени, а по их длине; самые длинные в начале, короткие – в конце (количество колеблется от 3 до 286). Коран переведен на многие восточные и загадные языки, в том числе и на русский, но священным считается только текст на арабском языке. Стилистически он представляет собой ритмизированную  поэтическую прозу, мало связанную по содержанию. Объяснение происхождения мира по существу повторяет библейское. Это же в значительной степени относится к библейским личностям.

Сунна- собрание поступков  и высказываний Мухаммада, выдержанное  в типовой восточной манере: «Рассказывал мне А(имя), что он слышал от Б(имя), как В (имя) рассказывал, что Пророк сказал……….»

Шариат- собрание правил поведения  буквально на все мыслимые случаи повседневной жизни. Эта книга изучается  всю жизнь, и с нею связывается  законодательство стран, принят ислам.

Уже  в первые годы существования  ислам не избежал участии всех религий - деления на разные направления, часто враждующие одно с другим. Так, шииты(араб. Приверженцы) утверждают, что благодать от Аллаха после  Мухаммада имеет только али, и  поэтому пророками являются только наследники Али, называемые имамами( араб.предводители). Они  не признавали  «законными» уже первых халифов (заместителей)  после  Мухаммада, что вызывало многие  исторические пертурбации, восстания и убийства. Сунниты (арабск. Сунна- образец) наоборот,  утверждают,  что никаких особых прав у наследников нет: «Мухаммад все сказал!» Поэтому они признают законными всех халифов. Сунниты представляют подавляющее большинство мусульман. От приверженцев Али еще в VII в. откололись хариджиты, отличающиеся повышенным фанатизмом и одновременно «демократизмом», так как стоят за выборность халифов общиной. Существуют разнообразные секты (исламисты, бахаисты, суфисты). Часто их учения существенно отклоняются от традиционного. Сомнительно, чтобы это разделение имело смысл по существу вероучения. Скорее оно является следствием обычной борьбы за власть.

После кончины Мухаммада  Аривей правили  халифы.  Путем  в завоеваний халифы Абу-Бакр, Омар, Усман и их последователи распространили ислам  в Египте, Иране, сирии и  смежных странах. Турецские завоевания принесли ислам в Персию и Византию, а позднее – в Европу, Индию, страны Индонезии и Малайзии.

Почти в тридцати странах  ислам в настоящее время является государственной религией, в частности  в Египте, Иране, Афганистане, и конечно, в Саудовской Аравии. Он распространен  и в Европе (Албания и республика Югославии), и в Средней Азии, и в России, Чечня, Дагестан, Ингушетия, Татарстан, Башкирия), и в США.

На протяжении веков ислам  создал своеобразную духовную культуру, которая, часто представляется не логичной и даже не понятной людям европейской  цивилизации.

3. Течения внутри ислама

В VIII в. Внутри ислама началась дискуссия о «несотворенности» Корана.  В среде  виднейших богословов – традиционалистов сложилось мнение, что Коран – предвечное и несотворенное «слово Бога» (калам Аллах). Их противники,  и в первую очередь мутазилиты, которых поддерживал  Халиф ал-Мамун (813-833), настаивали на том, что Коран не предвечен и был сотворен. Эти споры закончились торжеством традиционалистов и привели к укреплению их догматики. Если Коран – несотворенное слово Божие и оказывается предвечным показателем его бытия, он не может быть  никем изменен. Мусульманская община в своей жизни должна руководствоваться только теми предначертаниями, которые содержатся в этой вечной книге Бога. Таким образом, богословские дискуссии завершаются религиозно- правовым устройством мусульманкой жизни.

Информация о работе Возникновение ислама