Возникновение и цели религии. Социальное служение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Социокультурные, антропологические, психологические и гносеологические детерминанты возникновения религии. В основе концепции «социального служения» (лат. - ministers греч, -diakonia) лежит идея необходимости участия религиозных организаций и верующих в мирской жизни. Причем предлагается не просто богословское обоснование такого участия, но и наиболее предпочтительные пути реализации активности верующих по отношению к «миру».

Содержание

1. Возникновение религии
2. Понятие конфессионального служения и социального служения

Вложенные файлы: 1 файл

вознкновение религии.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Социальная работа с представителями религиозных организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Возникновение религии

  1. Понятие конфессионального служения и социального служения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение религии.

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологические детерминанты. Их обычно метаморфически называют «корнями религий». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим в конечном счете являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни образуют те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования — болезнь, наркомания, мутация, смерть, угроза перерождения «Homo sapiens» и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют гносеологическую почву — познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом этапе есть непознанные сферы действительности (существует «тайное»). Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Процесс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями.

Существуют противоречия между характером человеческого познания, которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей.

Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувственного познания — ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления — понятия, суждения, умозаключения.

Одна из сложнейших проблем, встающих перед философией религии, — определение сути этого феномена, выделение религиозного сознания из прочих форм духовной ориентации человека в мире. Нужно начать рассмотрение этой проблемы с обнаружения сходств и различий между религией и наукой, религией и искусством,, религией и моралью. Эта проблема вызывает острейшие споры среди специалистов, многие из которых убеждены в невозможности такого универсального определения религии, которое охватило бы собой колоссальное многообразие конкретных форм и видов религиозных верований. К примеру, «гносеологический» подход к религии, считающий ее основным признаком веру, не подлежащую рациональному анализу и проверке на истинность, сталкивается с немалыми сложностями в попытке отличить собственно религиозные верования от схожих идеологических феноменов (типа некритической веры в коммунизм, национальное превосходство и пр.).

Вызывает трудности и распространенное понимание религии как системы миропонимания (и связанного с ним институционального поведения), основанного на вере в существование Бога (или богов), — высшей потусторонней сверхъестественной силы, сотворившей мир и человека в нем. Многие ученые считают, что подобное понимание не учитывает опыта конфессий. 

Понятие и сущность социального служения


Религиозные организации традиционно выступали в качестве института перераспределения общественных благ для оказания помощи наименее защищенным слоям населения, И сегодня религиозно мотивированная социальная деятельность не утратила своей значимости, несмотря на то, что государство взяло на себя функции социального обеспечения. Особенно эта деятельность стала актуальной в условиях непрекращающегося регресса духовно-нравственных устоев современного общества. В церковной традиции подобную деятельность принято называть служением (социальным служением).

Социальное служение неразрывно связано с такими понятиями, как благотворительность и милосердие. Часто используется понятие «служение милосердия».

В деятельности религиозных организаций одним из важнейших вопросов всегда была задача «служения миру», поскольку разнообразные формы этого служения позволяют преодолеть разрыв между богословскими поисками и практическим участием религиозных организаций в решении социально значимых проблем,

В толковых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова служение рассматривается как деятельность на пользу кого-нибудь, чего-нибудь. Другими словами, служить - значит делать что-либо на благо другого, быть надобным.

В основе концепции «социального служения» (лат. - ministers греч, -diakonia) лежит идея необходимости участия религиозных организаций и верующих в мирской жизни. Причем предлагается не просто богословское обоснование такого участия, но и наиболее предпочтительные пути реализации активности верующих по отношению к «миру».

В русской православной традиции служение проявляется в семи материальных и семи духовных делах милосердия, К материальным делам относятся: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть раздетого, принимать странников, посещать больных, приходить к заключенным, хоронить мертвых. А к духовным делам относятся: идти к грешникам, учить тех, кто не знает, советовать сомневающимся, утешать страждущих, переносить несправедливости прощать обидчиков, молиться за живых и мертвых. В основе христианства лежит стремление к тому, чтобы через осознание своего несовершенства, через признание существования высших ценностей прийти к идее необходимости самосовершенствования. Поэтому глубинный смысл подлинного служения заключается в том, чтобы «отдать», В оценке С.С, Хоружего, аскетический подвиг каждого христианина «в миру» и монашеский подвиг в монастырской обители в равной мере направлены к этому совершенству через милосердное богоуподобление . Именно из него вытекает социальный аспект служения церкви.

В богословском контексте церковное социальное служение обозначается термином «диакония». Под диакопией понимаются организованные формы христианского служения в миру - не только благотворительность, забота о социально неблагополучных группах и отдельных лицах, но и свидетельство о Христе через практическое доброделание. По мнению о. Вениамина (В,Н, Новика), «диакония может (и должна) включать в себя элементы миссионерства и христианского образования» , В некоторых церквях такую диаконию называют социальной, чтобы показать ее отличие от литургической диаконии. Уже в истории раннехристианской церкви сформировались два типа служения, взаимодополняющие и взаимооттеняющие друг друга. Первый тип -церковное богослужение, аскетизм монашествующих. Второй тип служения предполагал возможность хозяйственно-экономического обеспечения христианских общин, включая денежные пожертвования в пользу бедных.

Новозаветное понимание диаконии - это продолжение свидетельства о Христе. Оно включает в себя дела милосердия и любви, действенную помощь страждущим, больным, немощным, униженным, нуждающимся, к которой призвана церковь. Согласно апостолу, вера должна находить свое проявление в делах, без которых она мертва [Иак. 2,17]. Дела или подтверждают истину слов или опровергают их; покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих [Иак, 2, 18]. Именно самоотверженное служение ближним считается подлинным исполнением заповедей Господних .

Программа социального служения описана в Евангелии в рассказе о Страшном Суде. «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» [Мф. 25, 35-36]. «Истинно говорю вам; так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» [Мф. 25,40].

2. Понятие конфессионального  служения и социально служения

 

Анализируя современное состояние правового регулирования социального партнерства государства и религиозных объединений в России, мы предлагаем разделить заявленную тему на две части. С одной стороны, рассмотреть действия государственных органов, с другой - инициативы религиозных организаций.

Российское государство, стремясь в последние годы заполнить идеологический вакуум, активно опирается на так называемые "традиционные религии", создавая наиболее благоприятные условия для их социальной и миссионерской деятельности. К примеру, с середины 90-х годов были подписаны соглашения органов исполнительной власти о взаимодействии с представителями "традиционных религий" в сфере образования, здравоохранения, системы исполнения наказаний и т.д. В подзаконных нормативно-правовых актах было закреплено множество льгот: руководителямрелигиозных объединений предоставили право устанавливать на служебные машины особые номерные знаки, использовать залы аэропортов для официальных делегаций, пользоваться услугами закрытых медучреждений и пр. Таким образом, государство defacto помогло вернуть привилегированное положение не только Русской Православной Церкви Московского патриархата, но и придало особый статус исламу, иудаизму и буддизму.

Религиозные объединения, первыми сформулировав основополагающие подходы к проблеме социального партнерства с органами государственной власти и институтами гражданского общества в Российской Федерации, начинают активно лоббировать свои интересы на федеральном и региональном уровнях, завоевывая свое пространство на рынке религиозных услуг.

За последние десять лет в России приняты социальные программные документы практически всех основных религий и конфессий. Заметим, что "основы социального учения" протестантов, а также мусульман и иудеев, составлялись с учетом структуры и содержания одноименного документа, подготовленного РПЦ МП.

В период 1997-2007 гг. мы проводили исследование социального служения основных христианских конфессий (православных, католиков и протестантов), осуществляющих свою деятельность на территории России. На основании проделанной работы мы предлагаем выделить три основных направления социальной диаконии:

1. Внутриконфессиональное социальное служение - представляет собой деятельность религиозной организации по удовлетворению потребностей исключительно своих членов (прихожан). В названном виде социальной диаконии выделяются следующие аспекты: оказание материальной помощи членам организации (дорогостоящие операции; выделение средств на организацию похорон, бракосочетания и т.п.); забота о престарелых членах организации (уход и надобная работа); оказание гуманитарной помощи (одежда, продукты питания, школьные принадлежности); финансовая помощь в получении конфессионального образования. Основная цель - забота о членах религиозной организации.

2. Конфессионально ориентированное социальное служение - направлено на создание общественных организаций и проведение социально значимых мероприятий, которые обязательно сопровождаются открытой или завуалированной проповедью. Таким образом, конфессионально-ориентированное социальное служение является частью миссионерского служения религиозной организации. К этой разновидности социальной диаконии можно отнести открытие реабилитационных центров для наркозависимых, организацию бесплатных обедов для бездомных и малоимущих, проведение праздничных программ в детских учреждениях (программы, как правило, приурочены к религиозным или светским праздникам), введение конфессионально ориентированного образования в систему дошкольного, среднего и высшего образования в России. Основная цель - привлечение новых членов в религиозную организацию и/или расширение сферы своего влияния.

3. Социальное служение, инициированное и спонсируемое религиозной организацией, - представляет собой деятельность, направленную на оказание материальной или волонтерской помощи, а также реализацию общественно полезных программ, которая не сопровождается скрытой или открытой формой проповеди. Основной принцип такой формы социального служения религиозной организации - "дать человеку то, в чем он нуждается, и помочь ему там, где он находится". Это направление социальной работы религиозной организации практически не представлено в современной российской действительности.

Мы смеем предположить, что на сегодня в РФ не найдена универсальная модель социального партнерства государства и религиозных объединений, модель, которая бы устроила все стороны. Безусловно, многое при ее поиске будет зависеть от органов государственной власти и их строгого следования нормам национального и международного права, регламентирующим сферу государственно-конфессиональных отношений.

Но, по всей видимости, еще большая ответственность лежит на самих религиозных организациях. Особенно на "традиционных", культурообразующих религиях. Именно религии большинства своим уважением как к закону, так и к религиозному меньшинству, к отдельно взятой личности, способны заложить прочный фундамент для цивилизованного диалога в поликонфессиональном сообществе, сотрудничестве в области социального служения и гармонизации государственно-конфессиональных, межрелигиозных и межконфессиональных отношений.

 

 


Информация о работе Возникновение и цели религии. Социальное служение