Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:30, курсовая работа
Резкий подъем интереса к религии – весьма характерная особенность духовной жизни России последнего десятилетия. Надо отметить, что и во многих странах мира близящийся конец века и тысячелетия связывают с апокалипсическими пророчествами “конца света”, и прежде всего из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, который был как будто бы предугадан религией. Поэтому очень и очень потянулись к ней, пытаясь найти в этом надежду и спасение.
Введение _____________________________________________ 3
Глава I. История правового взаимодействия Русской Православной Церкви с государством ______________________________________ 6
Глава II. Основные направления сотрудничества церкви и государства _______________________________________________________ 12
Глава III. Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви на современном этапе
3.1. Конституционные основы религиозной политики в РФ ___________________________________________________ 19
3.2. Федеральное законодательство о религиозной политике __ 24
Заключение ____________________________________________ 31
Библиография ________________________________________ 33
Другим новшеством являются положения, определяющие порядок деятельности на территории РФ иностранных религиозных организаций. В п.2 ст. 13 говорится: «Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации. Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяются статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом». Подобное решение законодателя, по утверждению С. А. Авакьян, является вполне оправданным: «отправление культа может быть делом каждого конкретного человека независимо от его государственной принадлежности, но использование организационных средств для создания новых религиозных объединений без участия граждан РФ было бы неестественным»26.
Существует необходимость создания эффективной система контроля и ответственности за нарушение законодательства о свободе совести. На основании ст.25 Закона надзор за исполнением указанного законодательства осуществляет прокуратура Российской Федерации. Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляет орган, зарегистрировавший ее устав. В то же время, очень сложно осуществить это на практике. Для полноценного реального контроля деятельности многочисленных новых религиозных организаций и объединений, необходимо иметь огромный штат специальных сотрудников. Думается, для надзорных и контрольных органов повседневное внимание к функционированию религиозных организаций не служит ни целью, ни тем более самоцелью. Только соблюдение законодательства требует их внимания. Так, в соответствии с п.9 ст.8 религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности. Отсутствие указанных сведений в течение трех лет является основанием для обращения в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.
Одной из форм ответственности религиозных объединений является ликвидация религиозной организации и запрет деятельности любого религиозного объединения в случае совершения ими нарушений, закрепленных ст. 14 Закона. Соответственно в перечень этих нарушений входят: нарушение общественной безопасности, создание вооруженных формирований, принуждение к разрушению семьи и еще длинный перечень деяний, ответственность за которые предусмотрена уголовным и административным законодательством.
Несмотря на критические замечания в адрес Закона представляется возможным выделить ряд положительных моментов. Так, ст. 4 Закона установила пределы вмешательства государства в дела церкви и религиозных объединений в дела государства. Государство не вправе возлагать на религиозные объединения выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления; вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а их должностные лица и военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время, известны случаи, когда в отношении протестантов военнослужащих, очень часто применяется негласная установка не допускать их в армию, хотя в некоторых гарнизонах командиры охотно сотрудничают с протестантами27. Возникали проблемы с обеспечением прав мусульман, служащих в Московском военного округе, так как ответственный за воспитательную работу в Московском военном округе, ввиду небольшого числа военнослужащих мусульман (менее 1%), не считает эту задачу актуальной28.
Ч.3 ст.6. запрещает создание религиозных объединений в государственных органах и учреждениях, а также в органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Хотя на практике эта норма нарушается. Так, к 2000 году в воинских частях Минобороны России (включая учебные заведения) было открыто 117 православных храмов, в погранвойсках- 7, в структурах МЧС -20, в органах налоговой полиции - 129. В общеобразовательной школе № 44 г. Иваново Ивановской области организованы «православные» классы с углубленным изучением православия два раза в неделю. Остальные школьники периодически знакомятся с православием в «кабинете православного воспитания»30. Эти факты демонстрируют угрозу раскола общества и государственных институтов по религиозному признаку.
Несмотря на отдельные
недостатки и некоторые противоречия,
этот Закон отражал потребности пере
История взаимоотношений Церкви и государства непроста и насыщена столкновениями.
Главным признаком религии является вера в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему. Последователи религии недаром именуются верующими. Признаётся непознаваемость Бога и ряда догм, таких, например, как “Святая Троица”. Впрочем, непознаваемыми провозглашаются и глубинные тайны бытия.
Государство же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Её отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Государство низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно обоснованному. С этой позиции чудо – порождение слепой веры. Ученые нередко повторяют высказывание Д. Дидро: “Чем больше верят, тем больше чудес”.
Религиозная вера основана на чувстве, на интуиции, научная деятельность – на рассудочности, на правилах логики: установление достоверных фактов, поиск информации, выяснение действительных, естественных условий и причин очередной загадки природы. Религиозный опыт приобретается молениями и иными культовыми переживаниями.
Религия обращена к субъективной сфере человеческого бытия, осваивает мир и себя через культовые действия, сокровенные религиозные переживания. Верующий обозревает мир природы сквозь призму культа, и в этом видении мир окрашивается мистическим чувством. Более того, этот способ мировосприятия понуждает верующего искать Бога в себе, в своём духовном мире.
Отмеченные различия и противоречия между религией и государством ещё более резки в истории их взаимоотношений. Разумеется, они не конкурировали на поле познания – религия не изучает мир, она объясняет и осваивает его, опираясь на верования. Столкновения между Церковью и государством были обусловлены тем, что открытия последнего нарушило ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и “священных книг”.
В настоящее время созидательной духовной силой общества выступают традиционные религии. Голос в защиту семьи, нравственных ценностей, национальных интересов страны звучит со стороны Православия. Поддержание стабильности в Российской Федерации - это, во многом, заслуга традиционных религий. Цель государства в области отношений с религиозными организациями - не только прочный межрелигиозный мир и согласие, не только сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций.
Принцип отделения церкви от государства не значит, что государство должно отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем более этот принцип не предполагает, что государство не имеет права сотрудничать с ними в решении социальных проблем.
Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга.
Светскость государства нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот принцип предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга.
Будущее нашей страны во многом определяется и будет определяться ролью и местом в нашей жизни, Церкви, являющейся религией большинства и опорой российской государственности. Поэтому статус Русской Православной Церкви не только должен учитываться в политической и культурной жизни страны, но и в полной мере найти отражение в федеральных законах.
Нормативно-правовые акты:
Литература:
1 Киммо Каариайнен, Дмитрий Фурман. Религиозность в России в 90-е годы // Старые Церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб., М.: Летний сад, 2000, с. 34
2 Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 3-е., М., 2000, с. 28
3 Религия в истории и культуре. – М.: Культура и спорт; Изд. «ЮНИТИ», 2008, с. 64
4 Красиков А. Религии, церкви, государство: Россия на рубеже двух столетий. М., 2001, с. 144
5 Библия. Книги Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2006, 1Тим. 2. 2.
6 Конституция РФ. М., 2011, ст.14
7 Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 2002, с. 184
8 Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 2000, с. 87
9 Пясковский Н.В. Церковь и народоправие. Изд. Посев. – 2004, с. 18
10 Библейская энциклопедия. М., 1990, с. 153
11 Патриарх Алексий II: даром свободы надо распорядиться достойно. "Коммерсант" № 10.06.2000, с. 88
12 Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика/Сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. - М.,2001.-С.4.
13См.: Энтин М.Л. Политико-правовые последствия
вступления России в Совет Европы//Моск.журн.междунар.
14Белогубова М.Н.Конституционно-правовой
анализ содержания принципа светского
государства в Российской Федерации, закрепленного
в части1 статьи 14 Конституции Российской
Федерации//http:sedmitza.ru/
15 Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституция Российской Федерации. Научно-практический словарь / Под науч. ред. И.С.Яценко.- М., 2001.-С.236.
16 Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики//Религия и право.- 2001.-№1.-С.5.
17 Пчелинцев А.В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт//Религия, политика, права человека.-М.,2002.-С.48.
18 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М., 1999.- С.196.
19 См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,.№39,ст.4465.
20 Эдельштейн М. Церковная экономика центральной России: приход, монастырь, епархия//Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая.- М., 2000. - С. 44 – 47.
21 См. :Собрание законодательства Российской
Федерации.-2002.-№3.-Ст.192.
22 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.- №5.- Ст.490.
23 Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики//Религия и право-.2001.-№1.-С.4.
24 Российская газета.22 апреля 1999г., №77.
25 Бурьянов С.А.Свобода совести и светскость государства в России. Историко-правовой аспект//Юридический мир.-2003.-№1.-С.15.
Информация о работе Государство и церковь: правовое регулирование их взаимоотношений