Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
- Духовная революция
Мартина Лютера………………………………..5
- Реформация………………………………………………………………..6
- Духовные основы
новой морали: Труд как «мирская аскеза»……..8
- Свобода и разум в
протестантской культуре……………………..…10
Заключение……………………………………………………………………...15
Список используемой
литературы…………………………………………...16
Введение
Пока в Европе господствовали
феодальные традиции, этот обмен удерживался
в определенных рамках и не нарушал стабильность
общества, но ситуация резко изменилась
с расширением сферы товарно-денежных
отношений. Папы и гигантский аппарат
церкви почувствовали возможность невиданного
обогащения, продавая отпущения грехов
за деньги. Эти «отпущения», изложенные
в письменном виде, назывались индульгенциями,
и специальные представители церкви вовсю
торговали ими в общественных местах.
Можно было купить индульгенцию, прощающую
самое страшное преступление. Это, безусловно,
не могло спасти попавшегося преступника
от мирского суда, но заранее обеспечивало
небесное прощение соответствующего греха
(или многих грехов — все зависело от уплаченной
суммы).
Продажа индульгенций была
одним из самых доходных промыслов, но
она подрывала авторитет церкви. Более
того, она фактически лишала смысловой
перспективы тех, кто честно трудился
в новых областях жизни. С точки зрения
традиционной этики их деятельность носила
оттенок греховности, но честное предпринимательство
не оставляло возможности для «денежного
выкупа» грехов, в то время как богатый
разбойник или феодал, пользующийся имеющейся
у него властью, имели и больше денег и
больше заслуг перед церковью, а значит,
и перед самим Богом. «Нравственное значение
труда не ценилось уже совершенно, и оставалась
лишь точка зрения возможно более легкой
и значительной наживы» (Бецолъд Ф. История
Реформации в Германии. Т. 1. — С.-Пб., 1900.
С. 86. Цит. по: Соловьев Э. Ю. Время и дело
Мартина Лютера // Соловьев Э. Ю. Прошлое
толкует нас. — М.,1991.С.69).
Дело, таким образом, было вовсе
не в продаже индульгенций — эта продажа
лишь обнажила духовный кризис. Отсюда
— распространенность апокалиптических
настроений среди «третьего сословия»
той эпохи (Апокалипсис — завершающая
книга Нового Завета, символически описывающая
конец света и второе пришествие Христа).
Этот кризис особенно затронул Германию,
которая в силу своей раздробленности
подвергалась особенно сильным поборам
со стороны единой и могущественной католической
церкви. «Немецкая бюргерская культура
начала XVI века проникнута ощущением «конца
времен», хрупкости жизни, бренности и
даже ничтожества человеческого существования»
(Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера
// Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. —
М., 1991. С. 64). Именно в этих условиях и выступил
со своей проповедью Мартин Лютер — выходец
из бюргерской семьи, ставший монахом
и ученым богословом.
1. Духовная революция
Мартина Лютера
Новые идеи созревали у Лютера
долго и трудно, ибо разрыв с традицией
для него, человека глубоко верующего,
был горек и мучителен. И даже когда он
начал открыто высказывать свои идеи,
он вовсе не ожидал, что они сразу же станут
центром мощного духовного и общественного
движения, захватившего большую часть
Германии и далее распространившегося
по всей Европе. Все началось с тезисов,
которые Лютер 31 октября 1517 г. вывесил
для обсуждения на воротах Виттенбергской
церкви. Тезисы доказывали, что сама по
себе покупка индульгенции не может примирить
грешника с Богом, для этого требуется
внутреннее раскаяние. Тезисы еще не были
разрывом с властью папы, они еще вписывались
в традицию, но дальнейшие события показали,
что высказана только малая толика того,
что выражало настроение не только Лютера,
но и самых широких общественных слоев.
«Современникам поступок Лютера казался
более важным и богатым последствиями,
чем ему самому. До сих пор подобные вопросы
обсуждались только в кабинетах ученых
— теперь они были отданы на суд толпы.
Это ошеломляло, возбуждало восторг; казалось,
свежая струя воздуха проникла в невыносимо
душную атмосферу, в которой задыхалось
тогдашнее общество. «Все вздохнули свободнее
и разом заговорили» (Порозовская Б. Д.
Мартин Лютер // Ян Гус. Мартин Лютер. Жак
Калъвин. Торквемада. Лойола: Биогр. очерки.
— М., 1995. С. 84). Так началась Реформация.
2. Реформация
Реформацией принято называть
широкое антикатолическое движение за
обновление христианства в Европе XVI в.,
основателями и вождями которого были
Мартин Лютер (1483—1546) и Жан Кальвин (1509—1564).
Но Реформация была не просто религиозным
обновлением, это была глубочайшая трансформация
христианской культуры. Итогом этой трансформации
явился не только новый вариант христианского
вероисповедания — протестантизм, но
и новый тип человека с новым отношением
к жизни и к самому себе. Именно этот тип
человека стал движущей силой бурного
развития западноевропейской цивилизации.
Реформация изменила смысловой мир христианства
и заложила основы христианской культуры
нового типа. В этой обновленной культуре
надмирная христианская духовность выступила
как смысловая основа новой трудовой этики
и стала вдохновляющей силой рационально-практического
преобразования мира (см.: Вебер М. Протестантская
этика и дух капитализма // Вебер М. Избр.
произведения. — М., 1990; Соловьев Э. Ю. Время
и дело Мартина Лютера // Соловьев Э. Ю.
Прошлое толкует нас. — М., 1991). Именно страны,
пошедшие по пути Реформации, достигли
наибольших успехов в деле развития цивилизации.
Реформация стала духовным ответом на
вызов, брошенный человеческому духу социально-экономической
и культурной ситуацией XVI века. Реформация выражала не только
духовные интересы — она была выгодна
и князьям, освобождавшимся от властной
и обременительной опеки церкви. Поэтому
Лютер нашел себе союзников и среди сильных
мира сего. Без этого совпадения интересов
успех Реформации никогда не был бы таким
быстрым и очевидным, но все же ее истинный
смысл лежит не в утилитарно-прагматической,
а в духовно-нравственной сфере.
Во-первых, Лютер категорически
отвергает идею спасения в силу каких
бы то ни было заслуг. На первый взгляд
это звучит странно, ибо если нравственность
не ценит заслуги, то она, как кажется,
открывает дорогу вседозволенности. Однако
на самом деле все гораздо тоньше и сложнее.
Всегда остается опасность чисто внешней
оценки «заслуг» при забвении скрытых
от посторонних глаз внутренних мотивов,
а именно последние и определяют нравственность
человека. А если заслуги будут оценены
Богом, то не слишком ли самонадеян человек,
пытающийся предугадать божественную
оценку его заслуг и думающий, что они
перевесят его грехи?
Лютер (а за ним в этом вопросе
идет весь протестантизм) исходит из того,
что человеческая природа столь основательно
повреждена грехопадением, что никакие
религиозные заслуги не могут приблизить
человека к спасению. По Лютеру, спастись
можно только верой в искупительную жертву
Христа. Причем эта вера есть не личная
заслуга, а проявление божественной милости
— избранности к спасению: по настоящему
веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения
(Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский.
Философские произведения. - М., 1987. С. 327—328).
Поскольку все одинаково испорчены,
Лютер (а за ним и весь протестантизм) устраняет
догматическое различение священников
и мирян: каждый верующий имеет «посвящение»
на общение с Богом, право проповедовать
и совершать богослужение (принцип всеобщего
священства). Священник в протестантизме
лишен права исповедовать и отпускать
грехи, он нанимается общиной верующих
и подотчетен ей.
И, наконец, Лютер провозгласил
Библию последней инстанцией в делах веры.
До Реформации Священное Писание издавалось
исключительно на латыни и было фактически
недоступно основной массе верующих. Посредником
между людьми и Откровением Бога, изложенным
в Библии, выступала церковь, которая трактовала
Библию в соответствии со священным преданием.
В результате последней инстанцией для
верующего становилось решение папы. Отвергая
(в отличие от католичества и православия)
священное предание и власть папы, протестантизм
провозгласил Библию единственным источником
вероучения. А поскольку все одинаково
поражены первородным грехом, то нет и
не может быть особой группы людей, обладающих
исключительным правом говорить от имени
Священного Писания. Лютер впервые перевел
Библию на немецкий язык и провозгласил
ее изучение и толкование первейшей обязанностью
каждого верующего. Было ликвидировано
монашество (сам Лютер сбросил монашеский
сан и женился на бывшей монашке), упрощено
богослужение (оно было сведено к проповеди),
отменено почитание икон.
3. Духовные основы
новой морали: Труд как «мирская
аскеза»
Итак, человек спасается только
верой, а не внешним исполнением религиозных
заповедей. В самой по себе формулировке
этого принципа нет ничего нового, она
присутствует уже в Новом Завете, в посланиях
апостола Павла. Коренное отличие от средневекового
католичества состояло в понимании того,
как проявляется и реализуется подлинная
вера. Подлинная протестантская вера реализует
себя не в специфических религиозных усилиях,
а в земном служении людям через добросовестное
выполнение своих профессиональных обязанностей.
И важен здесь не сам по себе результат,
а именно упорство в исполнении своего
долга, вдохновляемого евангельскими
заповедями. Рационально осмысленное
практическое служение людям здесь обретает
то высокое значение, какое раньше имело
лишь религиозно-культовое служение Богу.
Об этом недвусмысленно говорит сам Лютер:
«Если ты спросишь последнюю служанку,
зачем она убирает дом, моет клозет, доит
коров, то она может ответить: я знаю, что
моя работа угодна Богу, о чем мне известно
из его слов и наказа» (цит. по: Соловьев
Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев
Э. Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991. С. 122).
Замечательный культуролог
Макс Вебер (1864—1920), всесторонне исследовавший
влияние протестантизма на развитие западноевропейской
цивилизации, указывает, что фактически
честный упорный труд в протестантизме
обретает характер религиозного подвига,
становится своеобразной «мирской аскезой»
(см.: Вебер М. Протестантская этика и дух
капитализма // Вебер М. Избр. произведения.
— М., 1990). При этом религиозное (спасительное)
значение имеет не сам по себе труд, а внутренняя
вера.
Но и вера сама по себе есть
не личная заслуга, а свидетельство избранности
ко спасению: по настоящему веруют лишь
те, кого Бог избрал для спасения. А это
значит, что протестантизм с самого начала
отверг всякого рода самообман, связанный
с имитацией подлинной веры и последующим
самоуспокоением. Внутренней верой, добрыми
делами и упорным честным трудом протестант
должен не «заслуживать», а непрерывно
подтверждать свою изначальную спасенность.
Но если это ему удается, то он обретает
уверенность в спасении. Такая уверенность
придает ему внутренние силы, но она изначально
лишена самодовольства, которое может
быть порождено заслугой: спасение заслужить
невозможно, оно дается лишь по неизреченной
милости Божией. Этот психологический
момент очень тонко подмечен Лютером:
«Что касается меня, то признаюсь: если
бы это и было возможно, я не хотел бы обладать
свободной волей или иметь в своей власти
нечто, при помощи чего я мог бы стремиться
к спасению. (...) Ведь если бы я даже и жил
вечно, и трудился, моя совесть никогда
не могла бы быть спокойна, что я сделал
столько, сколько надо, чтобы было достаточно.
После завершения каждого дела оставалась
бы червоточина: нравится оно Богу, или
же сверх этого Ему требуется что-то еще»
(Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский.
Философские произведения. — М., 1987. С.
539).
Но если спасение не зависит
от человека, то как же быть с тем, что человек
есть личность, обладающая свободой воли?
Здесь мы подошли к самой парадоксальной
черте протестантизма.
4. Свобода и
разум в протестантской культуре
Лютер, и вслед за ним Кальвин, отрицают
свободу человека применительно к вопросам
спасения и нравственного самоопределения.
«...Воля человеческая находится где-то
посередине между Богом и сатаной, словно
вьючный скот. Если завладеет человеком
Господь, он охотно пойдет туда, куда Господь
пожелает...; если же владеет им сатана,
он охотно пойдет туда, куда сатана пожелает.
И нет у него никакой воли бежать к одному
из этих ездоков или стремиться к ним,
но сами ездоки борются за то, чтобы удержать
его и завладеть им»; (...) ...Свободная воля
без Божьей благодати... неизменно оказывается
пленницей и рабыней зла, потому что сама
по себе она не может обратиться к добру»
(Там же. С. 332—333). Но это вовсе не означает,
что человек начисто лишен свободы. Он
становится свободным, когда приобщается
к Божественной благодати, а симптомом
этого приобщения является вера, выражающаяся
в следовании божьим заповедям на земном
поприще. Протестант ощущает себя как
бы членом незримой армии господних избранников,
через которых Бог осуществляет свой замысел.
Но это избранничество без гордыни, ибо
у верующего нет собственной свободной
воли: он свободен лишь постольку, поскольку
его воля принадлежит Богу. Кроме того,
у человека нет самостоятельной свободной
воли лишь по отношению к вопросам божественным.
Что касается практических земных дел,
то здесь все отдано во власть человека:
«...У человека, — пишет Лютер, — нет свободы
воли по отношению к тому, что выше его,
а есть по отношению к тому, что ниже его»
(Там же. С. 336). Позднее Кальвин по этому
поводу скажет: «Человек удостоен исключительной
чести—такой, которую невозможно переоценить.
Как представитель Бога смертный человек
исполняет власть над миром, как если бы
она принадлежала ему по праву...» (цит.
по: История становления науки (некоторые
проблемы): Реф. сб. ИНИОН АН СССР. - М., 1981.
С. 265).
Протестант чувствует себя как бы членом
незримой армии господних избранников,
через которых Бог реализует свой замысел.
Но это избранничество без гордыни, ибо
у верующего нет собственной, независимой
от Бога свободной воли: он свободен лишь
постольку, поскольку его воля принадлежит
Богу.
В лютеровских работах тезис о предопределении
и отрицание свободы воли присутствовал
как один из моментов учения, но в проповеди
Кальвина этот момент выдвинулся на первое
место. Кальвин стремился придать протестантизму
суровый облик своего рода «монашества
в миру» и взялся за руководство практическим
воплощение протестантской этики в повседневную
жизнь города Женевы (см.: Порозовская
Б. Д. Жан Калъвин // Ян Гус. Мартин Лютер.
Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биогр.
очерки. — М., 1995). Лютер, освободив церковь
от власти папы, не избежал ее зависимости
от государства. Кальвин же осуществил
принцип независимости церковной общины
от государства. Более того, руководители
этой общины (а первым из них был сам Кальвин)
обретали значительную власть над своими
прихожанами (хотя проповедник и избирался
общиной, она не могла легко сместить его,
если только не было налицо явного преступления).