Женский культ в истории религий мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 19:03, реферат

Краткое описание

Роль богини как матери всего сущего корнями своими уходит вглубь веков. ЕЙ поклонялись повсеместно на Ближнем Востоке и в Европе; в Индии традиция индуизма поместила культ богини на высокую духовную ступень. В библейские времена культ богини существовал по всей Святой земле.

Содержание

1. Введение .................................................................................…………...3
2. Женский культ в религиях .......................................................................4
2.1 В буддизме ...........................................................................................5
2.2 В христианстве ....................................................................................8
2.3 В исламе ...............................................................................................9
3. Женские божества ..................................................................................10
3.1 Богиня-мать .............………………….....…………………...…......11
3.2 Богиня Макошь .................................................................................12
3.3 Богиня Инанна ..................................................................................13
3.4 Богиня Астарта ..................................................................................14
3.5 Богиня Исида .....................................................................................15
4. Заключение .............................................................................................16
Список использованной литературы …

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по религии.docx

— 47.41 Кб (Скачать файл)

Благодаря своей созидательной функции богини участвовали в творении не только мира, но и населяющих его существ: богов, людей, животных, чудовищ и т.д. Создательницы и хранительницы космоса, матери богов и героев, богини правили на разных космических уровнях, повелевая силами плодородия земли, водами, луной и т.п. Как причастные к жизни, смерти и бессмертию, они нередко были связаны с мистериями и тайными культами, адепты которых надеялись на вечную жизнь.

Культ Богини – матери в разных регионах мира и в разные исторические периоды свидетельствует об удивительном единообразии приписываемых ей функций. И вавилонская Иштар, и фригийская Кибела, и согдийская Анахита, и индийская Кали-Дурга – все они, как и многие другие, здесь не названные, прежде всего, покровительствовали природе с ее сменой циклов, магически способствовали умножению растительного и животного мира и продлению рода человеческого.

В религиях древних цивилизаций и позже, в некоторых национальных религиях, богини становились покровительницами культуры, в особенности городов, законов и тайных знаний. Их функции нередко кажутся противоречивыми, двойственными, поскольку они связаны не только с созиданием, но и с разрушением (богини войны, болезней, покровительницы разных чудовищ). Таким образом, они олицетворяют силы не только космоса, но и хаоса.

От древнейших палеолитических Венер до современных богинь, почитаемых многими народами мира – таков необычайно широкий диапазон женских религиозных образов.

 

3.1 Богиня-мать

Археологические находки свидетельствуют о всеобщем распространении культа Богини-Матери в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Франции до Сибири и по сей день находят женские фигурки, изготовленные из камня, кости или глины.

Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют "венерами". Всех их объединяет одна общая черта. Руки, ноги, лицо - едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, - это органы деторождения и кормления, которые приобретают

У народов, сохранивших пережитки отдаленных неолитических времен, практически повсеместно встречается культ всеобщей матери. Она мыслится хозяйкой Вселенной и одновременно - матерью зверей и людей. В Индии она известна под именем Шакти и Практити. В Передней Азии и Африке Великая богиня-мать почиталась почти у всех культурных народов периода начала письменности. Египетская Исида -"та, которая рождает плоды земли", малоазиатская Кибела, скорбь которой несет умирание растительности, ее двойник в Элладе - Деметра, карфагенская Танит, сидонская Астарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, - все это лишь перевоплощения древней Матери Мира. В языческой Руси слова "Мать-земля" имели не просто метафорическое значение. Они обозначали душу природы, богиню, супругу "Хозяина неба". Богиня-мать правит всеми природными процессами. Неудивительно, что в глубокой древности жреческие функции часто принадлежали женщинам.

 

3.2 Богиня Макошь

Макошь (Мокошь) - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.

Макошь - богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами (по всей видимости культ Макоши - и Лунный культ, тогда праздников 13). Характерный женский рогатый головной убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках. Упомянута в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества.

В нижней ипостаси, возможно, является знаменитой Бабой Ягой (Хель, Кали), в этом случае можно говорить, что она мать ветров и повелительница лесного мира. Изображена на русских вышивках между двух лосих-Рожаниц, иногда изображалась с рогом изобилия. Возможно, Макош является образом древнейшей, еще неолитического происхождения, Богини Матери, которая известна, как "неолитическая Венера". Древнейшая Богиня была подательницей как жизни, так и смерти, изображение ее лица считалось табу, имела большую голову.

День Макоши - Пятница, в православии образ слился с Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен. Один из дней, в который особо чтят Макошь - это ближайшая к 8 апреля Пятница - Провещание Макоши. А также 27 октября, собственно Параскева Пятница. Ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и так называемый "лунный камень". Зверь Макоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища.

 

3.3 Богиня Инанна

Инанна, Иннин, Ниданна («владычица небес) - в шумерской мифологии богиня плодородия, плотской любви и распри; под именем Нинсианы почиталась также как астральное божество - «звезда утреннего восхода» (планета Венера). И - центральный женский образ шумерского пантеона, перешедший затем в аккадский (Иштар). Первоначально И. была местной богиней-покровительницей Урука, Забалама и Кулаба. Символ И., ставший знаком-идеограммой её имени, - кольцо с лентой (появляется в изобразительном искусстве Шумера и в ранних пиктографических текстах уже на рубеже 4-3-го тыс. до н. э.), другой символ многолепестковая розетка, может быть, изображающая звезду. В литературных мифологических текстах, по одной (урукской) традиции, И.- дочь бога неба Ана, по другой (урской),- дочь бога луны Наины, сестра солнечного бога Уту (родового бога династии правителей Урука). С вытеснением Ана Энлилем И. иногда называют его дочерью. Образ И. не является образом богини-матери, хотя изредка как её сын (а возможно и возлюбленный) выступает воинственный бог Шара (культ в городе Умма).

 

 

3.4 Богиня Астарта

Астарта - в западносемитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница.

Астарта - древнесемитское божество, которому соответствуют Иштар в ассировавилонской мифологии и Астар (мужская параллель). А. считалась, видимо, супругой западносемитского Астара. В Угарите её культ занимает большое место, но в мифах она почти не упоминается. А. играет важную роль в борьбе богов с Йамму. В мифе палестинского происхождения, известном по египетским источникам, А. посланница богов к Иамму; ср. в угаритском цикле её обращение к Балу с просьбой не убивать гонцов Иамму; она же укоряет Балу за убийство Иамму. В Древнем Египте А. (А.-Иштар) иногда отождествлялась с Сехмет, считалась дочерью Pa, женой Сета. А. почиталась также в Карфагене (где её образ повлиял на представления о Тиннит) и на Кипре. Черты А. и Анат позднее слились в образе Атаргатис. В эллинистический период А. отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной. Согласно эллинизированному мифу, А. (Афродита) полюбила Адониса и, когда он погиб, спустилась за ним в нижний мир. Дамаский (6 в. н. э.) в сочинении «О первых принципах» приводит миф о том, как А. (Астроноя) преследовала своей любовью Эшмуна, который, погибнув, воскрес, благодаря дарующему жизнь теплу богини. Известны изображения А. в виде нагой всадницы, стреляющей из лука. В период становления иудейского монотеизма пророки вели с культом А. ожесточённую борьбу.

 

3.5 Богиня Исида

Исида (Исет) (егип. - "трон", "место") - Исис (греч.) Богиня плодородия, воды и ветра, мореплавания, символ женственности, семейной верности. Выступала как покровительница детей и матерей, как покровительница рожениц облегчала роды и определяла судьбу новорожденных царей. Ее культ как богини-матери, приобретя самостоятельное значение, повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с маленьким Хором. Одна из самых ранних и играющих наиболее важную роль богинь древнего Египта.

Изображалась в виде соколицы или крылатой женщины с иероглифом ее имени на голове (трон). Иногда изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове. В греческую эпоху культ Исиды был распространен практически во всех странах Средиземноморья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, проведя краткий анализ некоторых религиозных воззрений, можно отметить тот факт, что проблемы отношения к женщине в обществе и ее реального социального положения, которое теоретики феминизма расценивают как дискриминационное, берут свое начало в патриархальном религиозном наследии. Именно в религиях заложены основы безраздельного доминирования мужчин в публичной и духовной сферах, а также большинство традиционных предрассудков в восприятии женщин, предполагающих ограничение их активности частной приватной жизнью, приписывая, таким образом, мужчинам и женщинам разные права и возможности.

Но все же, женщины в мире играют важную роль, ведь женщина - это мать, это хозяйка. Богини влияли на сознание народа. Но существование богинь полезно для истории. В них отражено сознание народа, государственный строй, менталитет и образ жизни людей, создавших себе таких Богов. Женщин всегда привлекал образ богинь и по сей день, они стремятся воссоздать тот, который, по их мнению, отвечает идеалу. В современном мире женщина может позволить себе быть абсолютно 
разной. В отличие от канонов Средневековья, сегодня каждая женщина своим поведением и имиджем может выразить собственную сущность и стать яркой представительницей своего архетипа. Самыми яркими образами являются богини. Они выражение человеческих дел и желаний.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М. 1978.

2. Миллетт К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. №9. С. 147-172.

3. Вечная тайна женщина // Наука и религия. 1988. №3. С. 10-11.

4. Вагабов М. В. Ислам, женщина, семья. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994.

5.  Гольдциэр И. Культ святых в исламе. (Мухаммеданские эскизы). М. 1938.

6. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии серебряного века. Иваново. 1997.

 

 


Информация о работе Женский культ в истории религий мира