Благодаря своей созидательной
функции богини участвовали в творении
не только мира, но и населяющих его существ:
богов, людей, животных, чудовищ и т.д. Создательницы
и хранительницы космоса, матери богов
и героев, богини правили на разных космических
уровнях, повелевая силами плодородия
земли, водами, луной и т.п. Как причастные
к жизни, смерти и бессмертию, они нередко
были связаны с мистериями и тайными культами,
адепты которых надеялись на вечную жизнь.
Культ Богини – матери в разных
регионах мира и в разные исторические
периоды свидетельствует об удивительном
единообразии приписываемых ей функций.
И вавилонская Иштар, и фригийская Кибела,
и согдийская Анахита, и индийская Кали-Дурга
– все они, как и многие другие, здесь не
названные, прежде всего, покровительствовали
природе с ее сменой циклов, магически
способствовали умножению растительного
и животного мира и продлению рода человеческого.
В религиях древних цивилизаций
и позже, в некоторых национальных религиях,
богини становились покровительницами
культуры, в особенности городов, законов
и тайных знаний. Их функции нередко кажутся
противоречивыми, двойственными, поскольку
они связаны не только с созиданием, но
и с разрушением (богини войны, болезней,
покровительницы разных чудовищ). Таким
образом, они олицетворяют силы не только
космоса, но и хаоса.
От древнейших палеолитических
Венер до современных богинь, почитаемых
многими народами мира – таков необычайно
широкий диапазон женских религиозных
образов.
3.1 Богиня-мать
Археологические находки свидетельствуют
о всеобщем распространении культа Богини-Матери
в эпоху каменного века. На громадном пространстве
от Франции до Сибири и по сей день находят
женские фигурки, изготовленные из камня,
кости или глины.
Все эти изображения, древнейшее
из которых найдено в Австрии, условно
называют "венерами". Всех их объединяет
одна общая черта. Руки, ноги, лицо - едва
намечены. Главное, что привлекает первобытного
художника, - это органы деторождения и
кормления, которые приобретают
У народов, сохранивших пережитки
отдаленных неолитических времен, практически
повсеместно встречается культ всеобщей
матери. Она мыслится хозяйкой Вселенной
и одновременно - матерью зверей и людей.
В Индии она известна под именем Шакти
и Практити. В Передней Азии и Африке Великая
богиня-мать почиталась почти у всех культурных
народов периода начала письменности.
Египетская Исида -"та, которая рождает
плоды земли", малоазиатская Кибела,
скорбь которой несет умирание растительности,
ее двойник в Элладе - Деметра, карфагенская
Танит, сидонская Астарта, Артемида Эфесская,
изображавшаяся с десятком грудей, как
бы готовая накормить весь мир, - все это
лишь перевоплощения древней Матери Мира.
В языческой Руси слова "Мать-земля"
имели не просто метафорическое значение.
Они обозначали душу природы, богиню, супругу
"Хозяина неба". Богиня-мать правит
всеми природными процессами. Неудивительно,
что в глубокой древности жреческие функции
часто принадлежали женщинам.
3.2 Богиня Макошь
Макошь (Мокошь) - Богиня всей
Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма"
может сокращенно обозначать слово "мать"),
старшая из богинь прях судьбы, а также
покровительница женских рукоделий - на
Земле; попечительствует женскому плодородию
и урожайности, хозяйственности и достатку
в доме. Может быть соотнесена с верованиями
древних греков в прядильщиц судьбы Мойр,
а так же с германскими пряхами судьбы
- Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей
на своем Колесе. В силу того, что богини
- пряхи судьбы в верованиях предстают
по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают
Богини Доля и Недоля, связующие покутными
нитями человека с плодами его трудов
- добрыми или злыми.
Макошь - богиня плодородия,
мать урожаев, имеет 12 годовых праздников,
иногда изображена с рогами (по всей видимости
культ Макоши - и Лунный культ, тогда праздников
13). Характерный женский рогатый головной
убор носили еще в 19-ом веке на народных
праздниках. Упомянута в русских летописях
и многочисленных поучениях против язычества.
В нижней ипостаси, возможно,
является знаменитой Бабой Ягой (Хель,
Кали), в этом случае можно говорить, что
она мать ветров и повелительница лесного
мира. Изображена на русских вышивках
между двух лосих-Рожаниц, иногда изображалась
с рогом изобилия. Возможно, Макош является
образом древнейшей, еще неолитического
происхождения, Богини Матери, которая
известна, как "неолитическая Венера".
Древнейшая Богиня была подательницей
как жизни, так и смерти, изображение ее
лица считалось табу, имела большую голову.
День Макоши - Пятница, в православии
образ слился с Параскевой Пятницей, т.е.
она покровительница хозяек и жен. Один
из дней, в который особо чтят Макошь -
это ближайшая к 8 апреля Пятница - Провещание
Макоши. А также 27 октября, собственно
Параскева Пятница. Ее металл - серебро,
камень - горный хрусталь и так называемый
"лунный камень". Зверь Макоши - кошка.
Символом этой богини является пряжа,
клубок шерсти, веретено, их и приносили
на капища.
3.3 Богиня Инанна
Инанна, Иннин, Ниданна («владычица
небес) - в шумерской мифологии богиня
плодородия, плотской любви и распри; под
именем Нинсианы почиталась также как
астральное божество - «звезда утреннего
восхода» (планета Венера). И - центральный
женский образ шумерского пантеона, перешедший
затем в аккадский (Иштар). Первоначально
И. была местной богиней-покровительницей
Урука, Забалама и Кулаба. Символ И., ставший
знаком-идеограммой её имени, - кольцо
с лентой (появляется в изобразительном
искусстве Шумера и в ранних пиктографических
текстах уже на рубеже 4-3-го тыс. до н. э.),
другой символ многолепестковая розетка,
может быть, изображающая звезду. В литературных
мифологических текстах, по одной (урукской)
традиции, И.- дочь бога неба Ана, по другой
(урской),- дочь бога луны Наины, сестра
солнечного бога Уту (родового бога династии
правителей Урука). С вытеснением Ана Энлилем
И. иногда называют его дочерью. Образ
И. не является образом богини-матери,
хотя изредка как её сын (а возможно и возлюбленный)
выступает воинственный бог Шара (культ
в городе Умма).
3.4 Богиня Астарта
Астарта - в западносемитской
мифологии олицетворение планеты Венера,
богиня любви и плодородия, богиня-воительница.
Астарта - древнесемитское божество,
которому соответствуют Иштар в ассировавилонской
мифологии и Астар (мужская параллель).
А. считалась, видимо, супругой западносемитского
Астара. В Угарите её культ занимает большое
место, но в мифах она почти не упоминается.
А. играет важную роль в борьбе богов с
Йамму. В мифе палестинского происхождения,
известном по египетским источникам, А.
посланница богов к Иамму; ср. в угаритском
цикле её обращение к Балу с просьбой не
убивать гонцов Иамму; она же укоряет Балу
за убийство Иамму. В Древнем Египте А.
(А.-Иштар) иногда отождествлялась с Сехмет,
считалась дочерью Pa, женой Сета. А. почиталась
также в Карфагене (где её образ повлиял
на представления о Тиннит) и на Кипре.
Черты А. и Анат позднее слились в образе
Атаргатис. В эллинистический период А.
отождествлялась с греческой Афродитой
и римской Юноной. Согласно эллинизированному
мифу, А. (Афродита) полюбила Адониса и,
когда он погиб, спустилась за ним в нижний
мир. Дамаский (6 в. н. э.) в сочинении «О
первых принципах» приводит миф о том,
как А. (Астроноя) преследовала своей любовью
Эшмуна, который, погибнув, воскрес, благодаря
дарующему жизнь теплу богини. Известны
изображения А. в виде нагой всадницы,
стреляющей из лука. В период становления
иудейского монотеизма пророки вели с
культом А. ожесточённую борьбу.
3.5 Богиня Исида
Исида (Исет) (егип. - "трон",
"место") - Исис (греч.) Богиня плодородия,
воды и ветра, мореплавания, символ женственности,
семейной верности. Выступала как покровительница
детей и матерей, как покровительница
рожениц облегчала роды и определяла судьбу
новорожденных царей. Ее культ как богини-матери,
приобретя самостоятельное значение,
повлиял на христианскую догматику и искусство.
Образ богоматери с младенцем на руках
восходит к образу Исиды с маленьким Хором.
Одна из самых ранних и играющих наиболее
важную роль богинь древнего Египта.
Изображалась в виде соколицы
или крылатой женщины с иероглифом ее
имени на голове (трон). Иногда изображалась
в виде коровы или женщины с рогами коровы
и солнечным диском на голове. В греческую
эпоху культ Исиды был распространен практически
во всех странах Средиземноморья.
Заключение
Итак, проведя краткий анализ
некоторых религиозных воззрений, можно
отметить тот факт, что проблемы отношения
к женщине в обществе и ее реального социального
положения, которое теоретики феминизма
расценивают как дискриминационное, берут
свое начало в патриархальном религиозном
наследии. Именно в религиях заложены
основы безраздельного доминирования
мужчин в публичной и духовной сферах,
а также большинство традиционных предрассудков
в восприятии женщин, предполагающих ограничение
их активности частной приватной жизнью,
приписывая, таким образом, мужчинам и
женщинам разные права и возможности.
Но все же, женщины в мире играют
важную роль, ведь женщина - это мать, это
хозяйка. Богини влияли на сознание народа.
Но существование богинь полезно
для истории. В них отражено сознание народа, государственный строй, менталитет и образ жизни людей, создавших себе таких Богов. Женщин всегда привлекал образ богинь и по сей день, они стремятся воссоздать тот, который, по
их мнению, отвечает идеалу. В современном мире женщина может позволить себе быть абсолютно
разной. В отличие от канонов Средневековья, сегодня каждая женщина своим поведением и имиджем может выразить собственную сущность и стать яркой представительницей своего
архетипа. Самыми яркими образами являются богини. Они выражение человеческих дел и желаний.
Список использованной литературы
1. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность.
М. 1978.
2. Миллетт К. Теория сексуальной политики
// Вопросы философии. 1994. №9. С. 147-172.
3. Вечная тайна женщина // Наука и религия.
1988. №3. С. 10-11.
4. Вагабов М. В. Ислам, женщина, семья.
– Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994.
5. Гольдциэр И. Культ святых в исламе.
(Мухаммеданские эскизы). М. 1938.
6. Рябов О.В. Женщина и женственность
в философии серебряного века. Иваново.
1997.