Законы вавилонского царя Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:57, доклад

Краткое описание

Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в
1901—1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего
Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба
была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами»
во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою
столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть
текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.

Вложенные файлы: 1 файл

Законы вавилонского царя Хаммурапи.docx

— 79.40 Кб (Скачать файл)

или серебра, то он должен нести наказание этого дела65.

     (§ 5) Если  судья66 разобрал дело,  вынес решение  и изготовил

документ с печатью,  а затем решение свое изменил, то этого судью

следует изобличить в изменении  решения,  которое он постановил, и

исковую  сумму,  имевшуюся  в  этом  деле,  он  должен уплатить в

двенадцатикратном размере;  кроме того,  в  собрании  его  должны

согнать  с  его судейского кресла,  и он не должен возвращаться и

заседать вместе с судьями  в суде67.

     (§ 6)68 Если человек украл имущество бога или  дворца69,  то

этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его

рук краденое, должен быть убит70,71.

     (§ 7) Если  человек купил из рук  сына  человека72  или  раба

человека либо серебро,  либо золото, либо раба, либо рабыню, либо

вола,  либо овцу,  либо осла,  либо же что  бы  то  ни  было  без

свидетелей  или  договора73  или  же принял на хранение,  то этот

человек — вор, он должен быть убит74.

     (§ 8) Если  человек украл либо вола,  либо  овцу,  либо  осла,

либо  свинью,  либо же лодку,  то,  если это принадлежит  богу или

дворцу, он должен заплатить  в тридцатикратном размере, а  если это

принадлежит  мушкенуму,  он  должен  возместить  в десятикратном

размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит75.

     (§ 9) Если  человек, у которого нечто пропало,  обнаружил свою

пропавшую вещь в руках  другого человека, и тот, в чьих руках была

обнаружена пропавшая  вещь,  сказал:  «Продавец-де мне  ее  продал,

при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я

приведу свидетелей, знающих  мою пропавшую вещь», затем покупатель

привел продавца,  который  продал ему эту вещь,  и свидетелей, при

которых он ее купил,  и  хозяин пропавшей вещи привел  свидетелей,

знающих его пропавшую  вещь,  то судьи должны рассмотреть  их дело,

а свидетели,  перед которыми покупка была совершена, и свидетели,

знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они

знают,  и тогда продавец —  вор,  он  должен  быть  убит.  Хозяин

пропавшей  вещи  может  забрать свою пропавшую вещь,  а покупатель

может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.

     (§ 10) Если  покупатель не привел  продавца,  продавшего  ему

эту  вещь,  и  свидетелей,  перед которыми он ее купил,  а  хозяин

пропавшей вещи привел свидетелей,  знающих  его  пропавшую  вещь,

тогда покупатель — вор,  он должен быть убит,  а хозяин пропавшей

вещи может свою пропавшую  вещь забрать.

     (§ 11) Если  хозяин  пропавшей  вещи  не  привел  свидетелей,

знающих его пропавшую вещь,  то он — лжец, он возвел напраслину и

должен быть убит.

     (§ 12) Если  продавец умер,  то покупатель  может взять в доме

продавца сумму иска этого  дела в пятикратном размере.

     (§ 13)  Если  свидетелей  этого человека нет  поблизости,  то

судьи должны назначить ему  срок  до  шести  месяцев,  а  если  в

течение  шести  месяцев  он  не привел своих свидетелей,  то этот

человек — лжец; он должен нести наказание по этому делу76.

     (§ 14)  Если   человек   украл  малолетнего   сына   другого

человека, то он должен быть убит.

     (§ 15)   Если   человек   вывел   за  городские  ворота  либо

дворцового раба, либо дворцовую  рабыню, либо раба мушкенума, либо

рабыню мушкенума, то он должен быть убит.

     (§ 16)  Если  человек  скрыл  в  своем   доме беглых раба или

рабыню,  принадлежащих  дворцу или же мушкенуму,  и не вывел их на

клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

     (§ 17) Если  человек поймал в степи беглого  раба или рабыню и

привел его к его  хозяину,  то хозяин раба  должен  дать  ему  два

сикля серебра.

     (§ 18)  Если  этот раб не назвал своего  хозяина,  то поимщик

должен привести его во дворец,  дело его должно быть рассмотрено,

а затем его должны вернуть  его хозяину.

     (§ 19)  Если  же поимщик этого раба задержал  в своем доме,  а

затем раб был схвачен  в его руках,  то этот человек  должен  быть

убит77.

     (§ 20)  Если  раб  убежал  из  рук  поймавшего  его,  то этот

человек должен произнести клятву вo имя бога хозяину раба,  и он

будет свободно отпущен78.

     (§ 21)  Если  человек сделал пролом в дом  другого человека79,

то перед этим проломом его следует убить.

     (§ 22) Если  человек совершил ограбление  и  был  пойман,  то

этот человек должен быть убит.

     (§ 23) Если  грабитель не был схвачен, то  ограбленный человек

может показать перед богом  все  свое  пропавшее,  а  община80  и

староста81,   на   земле  и  территории  которых было  совершено

ограбление, должны ему возместить все его пропавшее82.

     (§ 24) Если  при этом  была  загублена   жизнь,  то  община  и

староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.

     (§ 25)  Если  в  доме  человека  разгорелся  огонь,  а другой

человек,  который пришел для тушения пожара,  поднял свой взор на

добро  домохозяина  и  взял  добро  домохозяина,  то этот человек

должен быть брошен в этот огонь83.

     (§ 26)84 Если редум или же баирум85, которому было приказано

идти  в  царский поход,  не пошел или нанял наемника и  послал его

взамен себя,  то этот редум или баирум должен быть казнен,  а его

наемник может забрать  его дом.

     (§ 27)  Если  редум  или баирум  в крепости царя был взят в

плен,  и после него его поле и его сад отдали другому,  и тот нес его  службу,  то если он вернулся и достиг своего поселения,  ему

должны вернуть его  поле и его сад;  только он  сам  должен  нести

свою службу.

     (§ 28) Если  сын редума или баирума,  который был взят в плен

в крепости царя,  в состоянии  нести службу,  то поле и сад  должны

быть отданы ему, пусть несет службу своего отца86.

     (§ 29)  Если  сын  его  мал и он не в состоянии нести службу

своего отца,  то третья часть поля и сада должны быть отданы  его

матери, и пусть его  мать растит его87.

     (§ 30)  Если  либо  редум,  либо  баирум  из-за дел88 службы

бросил свое поле,  свой сад и свой дом и удалился,  а после  него

другой  принял  его  поле,  его сад и его дом  и в течение трех лет

нес его службу,  то если он вернется и потребует свое поле,  свой

сад и свой дом,  они  не должны быть ему даны: только тот, который

принял их и нес его  службу, может нести ее и впредь.

     (§ 31) Если  он  удалился  только  на  один  год,  затем  он

вернулся,  то ему должны быть отданы его поле, его сад  и его дом;

пусть он сам несет свою службу89.

     (§ 32) Если  тамкар90 выкупил редума или баирума, угнанного в

плен при походе царя,  и доставил его в его поселение,  то если в

его  доме  имеются средства  для выкупа,  он  сам должен  себя

выкупить;  если в его  доме нет средств для выкупа, он должен быть

выкуплен храмом своего поселения;  если в храме его поселения  нет

средств для выкупа,  его должен выкупить дворец91;  его поле, его

сад и его дом не могут  быть отданы за выкуп92.

     (§ 33)  Если  сотник  или   десятник   взял   человека,   не

подлежащего  призыву,  или  же  он  принял  для  царского  похода

наемника и послал его  в  качестве  замены,  то  этот  сотник  или

десятник должен быть убит.

     (§ 34)   Если  сотник  или  десятник  забрал  добро  редума,

притеснил редума,  отдал редума в наем,  предал редума сильному в

суде или забрал подарок,  который царь дал редуму, то этот сотник

или десятник должен быть убит93.

     (§ 35) Если  человек купил из  рук  редума  волов или овец,

которых царь дал редуму, то он теряет свое серебро94.

     (§ 36) Поле,  дом и сад,  принадлежащие редуму,  баируму или

несущему подать95, не могут быть проданы за серебро.

     (§ 37) Если  человек купил поле,  сад или  дом,  принадлежащие

редуму,  баируму или несущему подать, то его документ должен быть

разбит,  а свое серебро  он теряет; поле же, сад или дом  он обязан

вернуть их прежнему владельцу96.

     (§ 38)  Редум,  баирум  и несущий  подать не может отписать

своей жене или дочери ничего из  поля,  сада  или  дома,  которые

входят в состав его  илька97, а также не может отдавать их за свою

долговую расписку.

     (§ 39)  Из  поля,  сада  и  дома,  которые   он   покупал   и

приобретал,  он  может  отписать  своей жене или своей  дочери,  а

также отдавать за свою долговую расписку.

     (§ 40) Надитум98,  тамкар99 и несущий другую службу100 может

продавать за серебро свое поле,  свой сад и свой дом; покупатель.

же должен будет нести  службу за  поле,  сад  и  дом,  которые  он

покупает101.

     (§ 41) Если  человек обменял поле,  сад  и дом,  принадлежащие

редуму,  баируму или несущему подать и дал приплату,  то  редум,

баирум или несущий подать возвращается к своему полю, своему саду

и своему дому,  а приплату,  которая  была  ему  дана,  он  берет

себе102.

     (§ 42)103  Если  человек  арендовал  поле для обработки и не

вырастил на поле зерна,  то его следует  уличить  в  невыполнении

необходимой  работы  на  поле,  а  затем  он  должен будет  отдать

хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

     (§ 43) Если  он вовсе не обработал поле,  а забросил его,  то

он  должен отдать владельцу  поля зерно в соответствии с урожаем  у

его соседей,  а поле,  которое он забросил,  он  должен  разбить,

вспахать, взборонить и затем  вернуть хозяину поля.

     (§ 44) Если  человек арендовал на три года  залежную землю для

распашки,  но он был нерадив  и не распахал поле,  то на четвертом

году  он  должен  вспахать,  промотыжить  и взборонить,  а затем

вернуть владельцу поля;  кроме того,  он должен  отмерить  по  10

гуров зерна за каждый бур поля104.

     (§ 45) Если  человек отдал свое поле пахарю  за арендную плату

и получил арендную плату  за свое поле,  а затем Адад  побил поле

или же половодье унесло урожай, то убыток — на пахаре.

     (§ 46)  Если  он не получил арендную плату  за свое поле,  то

отдал ли он поле из половины или из третьей доли урожая, поделить

зерно,  которое  будет  собрано  на  поле,  в  соответствии (?) с

условиями договора.

     (§ 47) Если  пахарь,  поскольку он в   первый  год  аренды  не

оправдал даже своих издержек,  сказал:  «Поле я вновь обработаю»,

то хозяин поля не должен  возражать;  только  этот  пахарь  может

обработать его поле,  а при жатве он возьмет зерно  согласно своим

обязательствам.

     (§ 48) Если  человек имеет на себе процентный  долг,  а  Адад

побил  поле,  или половодье  унесло урожай,  или же из-за безводья

зерно не появилось на поле,  то в этом году он не обязан  вернуть

зерно  своему  заимодавцу;  он  может  переписать свою табличку и

проценты за этот год не платить.

     (§ 49) Если  человек  взял  у  тамкара105  серебро  и  отдал

Информация о работе Законы вавилонского царя Хаммурапи