Зарождение индийской религии относится
к III тысячелетию до н.э.-периоду так называемой
протоиндийской цивилизации, современницы
древнего Египта и древней Месопотамии.
Знания об индийской истории извлекаются из
эпоса или религиозной литературы, которые
сами создавались и передавались в устной форме
и были письменно зафиксированы в первые
века нашей эры..
Первым периодом
в истории Индии со времени
вторжения арийских племен считают ведический
период («веда» означает «знание», Веды- древнейшие
религиозные тексты). Веды ( которым более 3000 лет)
были составлены на древнеиндийском языке
– санскрите. Веды представляют собой
собрания текстов, которые состоят из
четырех сборников: Ригведа- книга гимнов; Самаведа-
сборник ритуалов и песнопений, которые
исполняют во время подготовки и в начале
обряда жертвоприношения; Яджурведа- молитвенные
формулы, руководство для жрецов по проведению
жертвоприношений; Атхарваведа - сборник
обрядов, песнопений и магических заклинаний.
Веды были результатом устного творчества,
затем жрецы обработали и записали их .При
этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные
комментарии- Брахманы. Позднее ведическую
литературу дополнили и религиозно-философские комментарии- Упанишады и Араньяки.
Религия ведического периода представляла
собой политеизм (в ведах упоминается
до 3000 богов). В культе ведического периода
центральную роль играли жертвоприношения.
Жертвой был и первозданный человек –Пуруша,
от которого произошла Вселенная и четыре
касты индийского общества. Расчленение Пуруши-жертвоприношение
во имя людей, аналогичное добровольной
гибели Христа, но здесь речь идет о созидании,
а не о спасении людей. Выделялись боги:
Брахма- верховный бог, отождествившийся
с Единым, Вишну- бог Солнца, Шива- бог Плодородия.
И присоединившиеся к ним боги арийских
племен во главе с Индрой – богом-громовержцем,
аналогичным Зевсу древних греков и Перуну
славян.
Около начала
1 тыс. до н.э. принято выделять брахманский период в истории
Индии (по имени главного бога Брахмана). Период
брахманизма охватывает промежуток с VIII до II в.
до н.э. В это время складываются основы
кастового строя в Индии. Четырьмя кастами
или варнами были: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и князья,
правители), вайшьи(земледельцы, ремесленники,
торговцы) и шудры (слуги и зависимые
люди). С новым богом Брахманом стали связывать
кастовое устройство. Из его головы появились
брахманы, из рук- кшатрии, из тела- вайшьи
и из ног- шудры. И никто – ни боги, ни люди
– не могут переместить человека из одной варны в
другую. Членам каждой из четырехварн предписывались
особые правила поведения. Главным критерием
оценки поведения человека являлось выполнение
или нарушение дхармы – образа жизни,
установленного Брахмой для каждой из варн.
Позже система варн во многом изменилась.
На смену четырем древним варнам пришла
система из многих каст. Касты в отличии от варн являлись
корпорациями, то есть имели внутреннюю
организацию и обладали внутренними административными
связями: регламент занятий, органы управления,
обязательства взаимопомощи и т.д. Подобно
ведизму брахманизм оставался политеизмом.
Выделяются три главных бога: Брахма, Шива и Вишну. В
брахманскую эпоху формируются основные
религиозные идеи, ставшие общими для
брахманизма, буддизма и индуизма. Душа
человека, согласно представлениям брахманов,
после смерти тела не погибает, а переселяется
в другое тело, происходит реинкарнация- перевоплощение
души. Следующее воплощение зависит от
поведения человека в теперешней жизни
и прежде всего от точности соблюдения
им кастовых правил. Непрерывное колесо
превращений называлось сансарой. Теоретическим
обоснованием учения о перерождении стала карма
(судьба). Карма, представляя собой нравственный
результат всех деяний человека, определяет
характер его нового рождения. Судьба
человека истолковывалась как результат
его поступков в прежней жизни. Учение
о карме предполагает личную ответственность
человека.Понятие кармы – ключевое для
индийской мысли и в основе своей имеет
этический характер. Понятия сансары и
кармы были связаны с признанием бессмертности Атмана (сокровенная
сущность человека, его индивидуальное
духовное начало).
К VI в. до н.э.
относится возникновение религии джайнизма. Первый
вариант писаного канона джайнизма появился
в III в. до н.э. В основе джайнизма лежит поклонение
24 пророкам, последним из которых и является
основатель джайнизма. Им был выходец
из семьи кшатриев Вардхамана. После многих
лет духовного поиска он достиг высшего
звания и стал известен под именем Джина,
или Джайна, Махавира(«Джина означает «победитель», Махавира -
«великий герой»). Рассказы о Джине и его
учениках составляют каноническую литературу
джайнизма. Пять моральных истин джайнизма:
не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся
к земным вещам, будь целомудрен (для монахов)-
напоминают 10 заповедей Ветхого Завета.
Вначале последователями учения стали
аскеты, отказавшиеся от всех жизненных
благ во имя достижения освобождения,- мокши.
Джайнизм воспринял концепцию перерождения,
сансары и кармы, концепцию смысла жизни
человека-достижения состояния мокши,
освобождения от бесконечности и неизбежности
перерождений.Одно из основных понятий- джива,
то есть душа. Джива присуща людям, животным,
растениям, камням,джива есть во всем. Особую
ценность приобрел принцип ахимсы- ненанесения вреда
живому в любой форме. Путь освобождения
включает, согласно учению джайнизма,
три позиции: правильные воззрения, правильное
познание, правильное поведение.
Утверждение
индуизма началось со II в. до н.э. Отличительной
чертой индуизма становится веротерпимость
и способность поглощать иные культы благодаря
учению об аватарах – воплощениях богов.
Смысл индуизма, по Д.Неру, «живи и жить
давай другим». В индуизме сохранился
характер политеизма изооморфизма брахманистской религии,
было узаконено почитание животных. В основе
индуизма, помимо Вед, лежат два выдающихся
эпоса Древней Индии, возникшие примерно
в середине I тысячелетия до н.э.,-«Махабхарата»
и «Рамаяна». Наиболее важной частью «Махабхараты»
является «Бхагавад-Гита» (песня оБхагаване- одно
из имен бога Кришны). Центральное место
в пантеоне занимает «Тримурти», или триединый
образ («троица»), символизирующий сотворение
мира, его существование и гибель: Брахма- бог-творец, созидатель
Вселенной; Вишну - хранитель мирового
порядка, способный к перевоплощению в
смертных существ; Шива- разрушитель мира
в конце каждого космического цикла.
Большинство
сект индуизма можно объединить в
две группы: шиваизм и вишнуизм, в зависимости
от того, какое главное божество ими почитается.
Основным в вишнуизме является культ Вишну
и связанных с ним богов, прежде всего Кришны и Рамы,
являющимися самыми популярными из его
антропоморфных воплощений. Повторение
их тысячи имен является важнейшей молитвой вишнуизма.
Популярность Кришны привела к тому, что кришнаизм,
будучи первоначально ветвью вишнуизма,
в конце концов оформился как самостоятельное
течение индуизма. Шиваизм- направление индуизма,
основой которого является почитание
Шивы. Шива почитается и как создатель,
и как охранитель, и как разрушитель мира.
С образом Шивы слилось искусство ритма
и танца. Сила Шивы заключена в шакти («сила», «энергия»)-
духовной энергии, которая накапливается
во время аскезы. Жена Шивы- Паравати, дочь
царя Гималаев,- почитается в шиваизме как
женское воплощение шакти. Именно с почитанием
культа шакти связано оформление ещё одного
течения в индуизме- шактизм.
Согласно
воззрениям индуизма, три основные
цели или фактора жизни, которые
должны находиться в равновесии: дхарма
– религия, долг, праведность; артха –
материальные интересы, богатства и Кама-чувственные
удовольствия. Высшей целью человеческой
жизни ( в отличие от нирваны в буддизме)
является спасение, выражающееся в соединении,
слиянии атмана («души») с Брахмой (мировой
душой), достигаемом выполнением обязанностей,
накладываемых кастой, в которой рожден
человек, что ведет к новому лучшему перевоплощению
Заключение.
Преступность - одна из важнейших
социальных проблем, разрешить которую
человечество пыталось в разные эпохи
своего существования. Варианты решения
были разными, но, как правило, они касались
ужесточения меры пресечения. Увы, применение
карательных мер зачастую лишь усугубляло
криминализацию общества и не снижало
социальной напряженности. Многие их отбывших
срок снова идут на преступления из-за
того, что не могут найти себе применения
в обществе. Не обладая достаточным уровнем
знаний и профессиональных навыков, они
становятся жертвами социального стереотипа
- вышедший из тюрьмы человек остается
потенциальным преступником. Поэтому
важную роль играет реабилитационный
период, во время которого бывший осужденный
должен адаптироваться к нормальным условиям
жизни, найти свое место в одной из общественных
структур. Именно общество должно создать
некие механизмы социальной реабилитации.
Правительство РФ активно занимается
проблемами освобожденных, и отмечаются
некоторые сдвиги в сторону улучшения
ситуации. В последние годы в России идет
процесс сокращения численности осужденных,
отмечается сокращение потока на входе
в исправительное учреждение и увеличение
потока на выходе из него. Это обуславливает
усиление работы по подготовке к освобождению
и реабилитации по выходе из ИУ.
Как видим, индуизм - это очень сложная
и многогранная религия. Как религиозному
мировоззрению, индуизму присущ плюрализм,
и он проявляется не только в духовных
дифференциациях, но и в социальных (кастовая
система), а также в пространственных и
временных: они сказываются во множестве
локальных традиций и в приурочивании
религиозной жизни ко всем возрастам человека.
Множественные характеристики объединяются
общим руслом традиционной культуры и
принципами жизни, обязательными для всех
индусов.
В индуизме отсутствует единый организующий
стержень. Вот почему среди его
приверженцев встречаются пантеисты
и политеисты, монотеисты и агностики
и даже атеисты. Как считают Дж.
Макдауэл и Д. Стюарт, индуизм - это «сложный
комплекс религиозных и философских воззрений,
а также предписаний, регламентирующих
все права и обязанности человека от рождения
до смерти. Большое место в нем отводится
обрядности».
В Индии имеются многочисленные
религии и верования, в том
числе и все мировые - буддизм,
ислам, христианство - но, тем не менее,
она была и остается по преимуществу
страной индуизма. Именно вокруг него
во все века строилось ее культурное,
политическое и социальное единство.
Сегодня основные идеи Индуизма лежат
в основе таких современных культов
как Международное общество сознания
Кришны (МОСК), Миссия Божественного
света, Трансцендентная медитация
и им подобных. В настоящее время
насчитывается около 700 миллионов
последователей этой религии. Это преимущественно
народы, населяющие Индию, Непал и
Шри-Ланку. Индуизм породил религии
джайнизма и буддизма и вместе
с исламом лег в основу возникновения
сикхизма. Идеи индуизма - напрямую или
опосредованно, через буддизм - получили
широкое распространение во многих
странах, сначала Востока, а потом
и Запада.
Переосмысление учения индуизма способствовало
образованию многих культов и
верований. Они продолжают появляться
и распространяться и в наше время.
Список
использованной литературы.
- Достоевский Ф.М. Записки из мертвого дома. Л., 1972.
- Корсаков К.В. Модель возмездия в криминологии и уголовно-правовой доктрине. Монография. М., 2007.
- Коковцов В.Н., Рухлов С.В. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. СПб., 1894.
- Никитин В.Н. Жизнь заключенных. СПб., 1871.
- Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке. СПб., 1872.
Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб и доп. - М., Кн. дом "Университет", 1998. - 426 с. - Указ. имен, терм. и назв.
«Википедия» - Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Индуизм
start="8"
Эканатх Дас. Духовные аспекты
жизни ведического общества // Время великого
синтеза: Религии. Науки. - М., 1996.
Салтыков А. Д. Индуизм: религии, искусство, повседневность Религии. Науки. - М., 1998.
- Статья: «Религиозное образование осужденных в современных условиях: система, потенциал, проблемы» Корсаков Константин Викторович доцент кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии, Рыбин Игорь Владимирович старший преподаватель кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии.
Материал взят из: http://bugabooks.com/book/235-socialnaya-pedagogika/11-glava-viii-obrazovatelno-vospitatelnye-problemy-raboty-v-penitenciarnyx-uchrezhdeniyax1.html
1
О необходимости таковой еще в XIX веке
писал известный российский исследователь
пенитенциарной проблематики Н.М. Ядринцев: «При этом в основу
всякой системы исправления само собою
должно лечь основательное изучение личности,
чтобы лучше узнать те недостатки характера,
которыми она страдает, и те хорошие ее
природы, которые при развитии и воспитании
человека должны составить противовес
его порочным наклонностям и дурным инстинктам.
Исследования характеров заключенных
поэтому должно играть главную роль во
всякой исправительной системе: без этого
невозможно никакое исправление, никакое
нравственное влияние» [5, с. 323].