Зороастризм в иране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Религия, известная под названием зороастризма, зародилась в Древней Персии. Население Персии, или Ирана, как эту страну называют теперь, имеет арийское происхождение. Около 1000 лет до Р.X. одна часть арийских кочевых племен вышла из Европы и, начав вторгаться на территорию этой страны с севера и северо-востока, полностью овладела ей к 800 г. Другая часть арийских племен прошла дальше в юго-восточном направлении и заняла территорию Северной Индии. Поэтому еще до возникновения зороастризма между персами и жителями Индии наблюдалось сходство не только в речи, но и в верованиях. Священные книги древних индусов и персов свидетельствуют о том, что в их странах существовал политеизм.

Вложенные файлы: 1 файл

Зороастризм в Иране.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

   Религия, известная под названием зороастризма, зародилась в Древней Персии. Население Персии, или Ирана, как эту страну называют теперь, имеет арийское происхождение. Около 1000 лет до Р.X. одна часть арийских кочевых племен вышла из Европы и, начав вторгаться на территорию этой страны с севера и северо-востока, полностью овладела ей к 800 г. Другая часть арийских племен прошла дальше в юго-восточном направлении и заняла территорию Северной Индии. Поэтому еще до возникновения зороастризма между персами и жителями Индии наблюдалось сходство не только в речи, но и в верованиях. Священные книги древних индусов и персов свидетельствуют о том, что в их странах существовал политеизм.

   Так, и персы, и индусы поклонялись богу солнца Митре, их древнейшим религиям были свойственны культ огня, почитание священного напитка, который у персов назывался хаома, а у индусов - сома, и некоторые другие одинаковые обычаи. Даже религиозные термины указывают на их общий корень. Например, у индусов Индра и Нанхайтхайя считались богами, а персы соответствующими им именами Андра (Индра) и Нанхайтхайя называли злых духов. Словом «агура» персы почтительно называли высших богов, а индусы словом «асура» называли демонов. Таким образом, разница заключалась в том, что духи, известные под одними и теми же именами, в древнеиранской и индийской мифологии наделялись прямо противоположными функциями1.

   Зороастризм берет свое название от имени основателя Заратуштры, латинизированным именем которого является Зороастр. Согласно традиционной пехлевийской хронологии, он родился в Персии в 660 г. до Р. X. В раннем юношеском возрасте брал уроки у учителя. В возрасте 20 лет он оставил родителей и жену и ушел бродить по свету в поиске ответов на религиозные вопросы2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ ЗОРОАСТРИЗМА.

 

   Зороастриизм, также маздаи́зм — «Благая вера почитания Мудрого» — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы (Заратуштры внегреческая — «Зороа́стрэс»), полученном им от Бога — Ахура Мазды.3 В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Азербайджане, Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах бывшего СССР4.

   Зороастризм(Парсизм) - дуалистическая религия, сформировавшаяся на территории Древнего Ирана (Персии) - отсюда «парсизм» - в 7-6 вв. до н.э. на основе маздеизма. Основателем ее считается пророк Заратуштра (древнегреч. Зороастр, иран. Зардушт), которому приписывается авторство «Гат» - самой древней части священной книги 3. и маздеизма - Авесты. Главное в 3. - учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Положительные начала олицетворяет светлое божество Ахурамазда, отрицательные - темное божество Анхра-Майнью - сыновья «Бесконечного времени» - бога Эрвана. 3. признает человека личностью, способной своей активностью влиять на торжество мировой справедливости. 3. присуще эсхатологическое учение о конце мира, о посмертном воздаянии сторонникам Ахурамазды, о страшном суде над его противниками, о воскресении мертвых, о рождении девой грядущего спасителя. Приверженцы в обрядах почитают 4 элемента Вселенной: воду, огонь, землю, воздух. До наших дней сохранился специфический обряд погребения: трупы размещают на нескольких ярусах так  называемые «башни молчания» - дакмы, где их поедают птицы, после чего оставшиеся очищенные кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Этим самым «нечистый» труп не соприкасается с «чистыми» стихиями. В храмах  горит вечный огонь. 3аратуштра оказал большое влияние на манихейство, митраизм, иудаизм и христианство. В настоящее время 3. сохраняется в форме парсизма, в котором наряду с дуалистической идеей развились и представление о едином всемогущем Боге. Зороастри́зм, также маздеи́зм — религия, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), полученного им от бога Ахура Мазды5.

     Зороастризм является одной из древнейших пророческих религий, возможно первой из них. Дата и место жизни пророка Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала 2 тысячелетия до нашей эры до 6 века до нашей эры Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие произошло в 1768 году до н. э. «Первая вера» — традиционный эпитет Мазда Ясны.

    Зороастризм возник в среде арийских племён, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Наиболее вероятным местом возникновения зороастризма является Северо-Восточный Иран и часть Афганистана, однако есть научные теории о возникновении зороастризма в Западном Иране, Средней Азии, на Южном Урале. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд. Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции. Заратуштра говорил о фундаментальной, онтологической оппозиции добра и зла, по этой причине зороастризм называют первой дуалистической религией, послужившей основой развитию позднейших дуалистических учений и дуалистических элеменов других религий. Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, бога Ахура Мазды (Ормазда) и злого демона Анхра-Майнью (Аримана). Ормазд Мазда в Конце Времён побеждает Аримана. Зороастрийцы не считают Аримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом и даже монотеизмом. Основной священный канон — «Авеста», написана на авестийском языке, близком к санскриту. Cамим Заратуштрой была составлена её древнейшая часть, известная под названием Гаты. В III веке нашей эры, были добавлены комментарии (Зенд), и в полном виде канонический сборник называется Зенд-Авестой. Анджоман Магов Ирана (Anjoman-e Moghan Iran), наиболее авторитетная организация в структуре зороастрийской иерархии, утверждает, что зороастризм является универсальной прозелитической религией. Людям, которые пришли к зороастризму самостоятельно, при соблюдении некоторых условий, не может быть отказано в его принятии. Однако среди части парсов Индии существуют течения, не признающие возможность обращения в зороастризм. В отличие от ислама и христианства зороастрийцы не ведут активной миссионерской деятельности6.

 

ГЛАВА III. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗОРОАСТРИЙСКОЙ РЕЛИГИИ.

 

   Зороастризм – религия откровения, возникла в глубокой древности, около трех с половиной тысяч лет назад и получила широкое распространение в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и в странах Ближнего Востока. Родина зороастризма - Иран (Персия). В первом тысячелетии до н.э. здесь жили племена мидийцев. Их язык принадлежал индоевропейской группе, в непосредственном родстве с которой находились племена скифов. В VI- IV вв. до н.э., во время правления династии Ахеминидов (особо знаменитые Дарий и Ксеркс) зороастризм занял господствующее положение в древней Персии и окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах (III-VII вв. н. э). Власть и могущество Персии обеспечили зороастризму огромный престиж и более тысячи лет процветания. Однако, арабская экcпансия (VII-X вв.), ознаменовала начало заката зороастрийского величия, его влияние стало резко уменьшаться. Мусульмане крайне негативно относились с приверженцам Ахура-Мазды – верховного бога зороастрийцев, считая их язычниками. Насильственным путем их заставляли принимать ислам. Многие последователи зороастризма постепенно переселились в веротерпимую Индию, где обосновали свои общины. Потомки этих переселенцев – парсы (чистые). В настоящее время проживают в Индии и Пакистане.

   По своему характеру  зороастризм существенно отличался  от современных ему религиозных  систем Месопотамии и Египта. Именно в зороастризме отчётливо проявилась идея о Едином Боге – Творце всего  сущего и противопоставлялись два  вечных начала – добро и зло. Некоторые  из важнейших доктрин зороастризма впоследствии были заимствованы иудаизмом, христианством, исламом и гностическими  сектами.

   Зороастризм получил  такое название на Западе потому, что  его основатель – пророк Заратустра (Заратуштра) – стал известен древним грекам под именем Зороастр. Он родился в Иране и жил примерно в 12 веке до Р.Х. Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге – Авесте (Знание). Это огромный сложный комплекс священных текстов, который изначально передавался в устной форме, а в середине I тыс. до н. э. с появлением письменности был записан.  Авеста состоит из следующих разделов:  Гаты (Песнопения), Ясна (Книга Ритуала),  Яшта (Книга Гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийайишн (Молитвы),  Гах (Молитвы), Хорд (Ежедневные Молитвы),  Хадохт Наск (Книга Писаний), Аокмаэга (Мы принимаем), Нирангистан (Правила Культа). Авеста написана на авейстийском языке, другие же значительные зороастрийские произведения написаны на языке пехлеви7.

   Согласно преданию, Заратустра происходил из рода Спитами и был сыном знатного государственного чиновника Поурушаспы. Легенды Авесты подробно описывают обстоятельства рождения и жизнь этого человека. Когда мать Заратустры была беременной и ей во сне угрожали черти и змеи, еще не рожденный сын помог ей избавиться от нечистой силы и разогнал силы мрака. Сразу после своего рождения Заратустра засмеялся, чем проявил свою необыкновенную сущность. В детстве его постоянно одолевали демоны, и особенно царь злых духов, но при помощи магических средств он успешно отражал их нападения. С семи лет Заратустра начинает обучение священству и постижению жречества. С наступлением зрелости в пятнадцать лет, Заратустра стал священнослужителем и сочинителем мантр. Последующая жизнь пророка наполнена поисками истины. Он скитался по миру, был свидетелем многих войн и жестокостей. Видя несправедливости мира и чувствуя своё бессилие, Заратустра преисполнился стремлением установить божественный порядок, одинаковый для всех: сильных и слабых, богатых и бедных. Однажды, во время одного из весенних праздников, когда Заратустре исполнилось уже тридцать лет, он отправился за водой для приготовления сомы (хаомы). Пребывая в состоянии ритуальной чистоты, он вошел в реку и зачерпнул чистой воды из середины потока. Возвратившись на берег, он увидел сияющее существо  Воху-Мана (Благой Помысел), которое привело его к Ахура-Мазде и пяти излучающим свет существам. В их присутствии Заратустра не отбрасывал тени. Тогда же от этих семи божеств он и получил свое первое откровение.

   Так впервые  Заратустра увидел Ахура-Мазду воочию. Потом еще не раз он чувствовал его присутствие или же слышал слова Ахура-Мазды, призывающие пророка на служение, слова, которым Заратустра с готовностью повиновался. “Пока у меня есть силы и возможности, я буду учить людей стремиться к истине-аша”8 .

   Заратустра поклонялся Ахура-Мазде как владыке аша (порядка, праведности и справедливости). Это было в соответствии с традицией, поскольку Мазда с древности почитался как величайший из трех ахур, хранителей аша. Однако Заратустра пошел дальше и, резко порывая с принятыми верованиями, провозгласил Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая и всех других добрых и благих божеств.

   В самом начале мироздания Ахура-Мазда имел материальное тело, но сделал из него Вселенную и остался только в своей духовной сущности. Ахура-Мазде присущи совершенное познание и умение безошибочно различать добро и зло. Он состоит из трех начал: святости, чистоты и справедливости. При помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу) Ахура-Мазда создал шесть главных божеств, которые вместе с ним создали те семь творений, которые образовали мир. Эти шесть Бессмертных Святых (Амэша-Спэнта) являются эманациями самого Ахура-Мазды. Воплощая в себе атрибуты и качества самого Ахура-Мазды, они могут (если правильно их просить и почитать) наделять ими людей. Так Хшатра-Ваирйа (Желанная власть) стал владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом землю. Расположенная внизу, земля принадлежит  Спэнта-Армаити (Святому благочестию). Вода — это творение Хаурватат (Целостности), а растения относятся к Амэрэтат (Бессмертию).  Воху-Мана (Благой помысел) является повелителем кроткой, милосердной коровы, которая для иранцев-кочевников была символом созидательного добра. Огонь, который пронизывает все остальные творения, а благодаря солнцу управляет сменой времен года, находится под покровительством  Аша-Вахишта (Лучшей праведности), то есть Порядка, распространяющегося по миру и упорядочивающего его.

   Эти шесть великих  божеств вызвали к жизни другие добрые божества более низкого порядка  – агуров и язатов, таких как, например Митра (Верность, Клятва),  Анахита (Богиня Воды и Плодородия),  Апам-Напату (Сын вод и бог Клятвы),  Сраоше (Послушание), Аши (Богиня Судьбы) и Гэуш-Урвану (дух-Бык) и другие.

   Если от Ахура-Мазды и его «воинства» произошло всё благородное и полезное: возделанная земля, домашние животные, вода, здоровье, дневной свет и пр., то от самого главного духа зла - Ангра-Маинйу все темное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни, старость, увядание, гниение и т.п. Ахура-Мазда ведет с Ангра-Маинйу постоянную борьбу, но ее исход всецело зависит от помощи людей - от того, насколько людям удастся преумножить в мире доброе начало. Человеческая душа – это поле сражения добра и зла. Но люди обладают полной свободой выбора и в этой борьбе могут выбирать, на чью сторону становиться. Чтобы сохранить верность Ахура-Мазде, человек должен избегать всего нечистого (смерти, мертвого тела, крови, грязи, мусора и всего, что с этим соприкасалось). Необходимо говорить только правду, не нарушать договоров, быть справедливым, трудолюбивым.

   Ангра-Маинйу возглавляет воинство дайвов (дэвов) - демонов зла, мучений и бедствий. Ему подчиняются все ведьмы, бесы и чудовища, которые властвуют над людскими пороками. Дайвы обитают в подземном мире, имеют множество обличий и могут вселяться в любое существо. Более всего дайвы любят воплощаться во внешних врагов государства, поэтому борьба с соседними государствами и захват их территорий рассматривался зороастрийцами не как порабощение мирных людей, а как уничтожение злых демонов - т.е. борьба за добро. Конечная цель дайвов - захватить власть над всем миром, и этот захват они начинают с природы, устраивая стихийные бедствия. Но главным объектом, на который направлены их действия, являются люди. Для уничтожения благочестивых людей Ангра-Маинйу придумал 9999 болезней, включая нравственные, а их лечение рассматривалось как изгнание злых сил. Он же насылал на людей смерть. Смерть в зороастризме – это победа злых сил, поэтому раньше и чаще умирают хорошие и храбрые люди. При этом, земная и посмертная судьба человека зависит от его личной веры в Ахура-Мазду, что весьма нетипично для древних религий, где вероисповедание человека никогда не определяло его судьбу9.

   Культовые обряды в зороастризме занимают отнюдь не главное место, но в тоже время  они очень интересны, загадочны  и абсолютно неповторимы. Совершали  их жрецы-маги, в сословие которых  доступ всегда был открытым. Но если человек совершал священные действия, не будучи жрецом, он мог быть подвергнут посажению на кол или сдиранию кожи.

   Центральное место  в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости – арты (отсюда и название религии –огнепоклонничество). Священный огонь поддерживался в храмах и домах в особом месте, где зажигались особые ароматические палочки с заклинаниями и молитвами. Никто не мог касаться священного огня, поэтому жрецы носили перчатки на руках и повязку на рту, чтобы не касаться огня дыханием. Специально заготовленные дрова подкладывались особыми щипцами. Угасание священного огня не допускалось, поскольку это означало наступление сил мрака. Огонь, как священный атрибут, не должен гореть рядом с умершим. На время прощания с покойным огонь переносился из дома в особое место.

   Священными объектами  в зороастризме считаются также  вода и земля. Долгом каждого верующего  является удаление из воды любого мертвого организма. Вода, в которой обнаружено мертвое существо, на некоторое время  считается нечистой и ее использование (не только для питья, но и для  хозяйственных нужд) категорически  запрещается. Не менее строго соблюдается  и чистота земли: на земле, где  обнаружены непогребенные и разлагающиеся останки животного, запрещается вести полевые работы. Поэтому и древние персы, и современные последователи зороастризма самым строжайшим образом следят за состоянием своих водоемов и земельных участков.

Информация о работе Зороастризм в иране