Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 01:52, реферат
Иджтихад. Первоначально единственным источником религиозной истины мусульмане считали Коран. В период завоевательных походов (632-751) арабы столкнулись с рядом ситуаций, проблем, которые не могли быть разрешены обращением к их священной книге. Это и понятно — экономический и культурный уровень включенных в Халифат народов был чаше всего более высоким, чем у арабов. Последние сочли целесообразным принять многие правовые нормы развитых классовых обществ стран Средиземноморья для выработки собственного права. При этом они ссылались на авторитет Мухаммада, чтобы, с одной стороны, придать правовым нормам большую весомость, а с другой — обосновать необходимость неукоснительно подчиняться им как юридическим, а главное, религиозным предписаниям самого Пророка. Так возник второй источник исламского права — сунна (букв, путь, направление, в переносном смысле—«обычай», «предание»).
Иджтихад. Первоначально единственным источником религиозной истины мусульмане считали Коран. В период завоевательных походов (632-751) арабы столкнулись с рядом ситуаций, проблем, которые не могли быть разрешены обращением к их священной книге. Это и понятно — экономический и культурный уровень включенных в Халифат народов был чаше всего более высоким, чем у арабов. Последние сочли целесообразным принять многие правовые нормы развитых классовых обществ стран Средиземноморья для выработки собственного права. При этом они ссылались на авторитет Мухаммада, чтобы, с одной стороны, придать правовым нормам большую весомость, а с другой — обосновать необходимость неукоснительно подчиняться им как юридическим, а главное, религиозным предписаниям самого Пророка. Так возник второй источник исламского права — сунна (букв, путь, направление, в переносном смысле—«обычай», «предание»).
Через некоторое время стало очевидным, что и сунна не в состоянии разрешить все проблемы, которые ставила жизнь. В VIII в. в среде мусульманских факихов (правоведов) произошел раскол на два течения. Последователи одного из них, асхаб ал-хадис (приверженцы хадисов), в основном мединцы, продолжали настаивать на строгом следовании слову Божьему и Пророка, т.е. Корану и сунне. Сирийские и иракские факихи, сторонники второго течения, асхаб ар-рай (приверженцы мнения), допускали использование рационалистического метода, когда для логического заключения по конкретному вопросу могла быть найдена аналогия— кийас— в Коране и сунне. Во избежание возникновения слишком больших разногласий применение кийаса было обусловлено иджмой — согласованным мнением улемов — теологов-законоведов. Таким образом, кийас и иджма тоже были признаны в качестве корней фикха.
Борьба между представителями двух упомянутых течений привела к компромиссному решению — созданию во второй половине VIII - IX в. нескольких мазхабов (правовых школ) в суннитском исламе. Сущность компромисса сводилась к тому, что представители всех правовых школ согласились признать четыре корня фикха; в то же время рамки использования самостоятельного суждения были значительно сужены. Рай— личное мнение— было заменено ал-иджтихадом, суждением менее произвольным, поскольку оно предполагало заключение на основе компетентного знания Корана и сунны, а также понимания их смысла в заданной ситуации.
Более того, «абсолютный иджтихад» объявлялся закрытым, отправные положения веры и права не могли быть использованы как объекты самостоятельного суждения. Допускался иджтихад фи-л-мазхаб, т.е. в рамках установленных той или иной правовой школой юридических принципов. Но после того как он получал санкцию иджмы, возможность вынесения нового суждения по данному вопросу в будущем исключалась. Мусульманам предписывалось следовать таклиду (букв, «подражание», «традиция»), строго соблюдать решения, уже принятые в прошлом, главным образом в первые три-четыре столетия истории мусульманства.
«Закрытие ворот иджтихада» явилось религиозным обоснованием отвержения всего нового. Попытки изменить что-либо в мусульманском вероучении или практике исламского общества пресекались как недопустимая ересь. Естественно поэтому, что реформаторы, и Икбал в частности, единодушно выступили с требованием «открытия дверей иджтихада».