Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:20, контрольная работа
Вопрос об Иисусе Христе как исторической личности уже много веков является камнем преткновения богословов и ученых.
В христианстве Иисус – сын бога, мессия, посланный на землю для искупления первородного греха человека.
Исторические источники, относящиеся к І веку н.э., в том числе Плутарх, Сенека, Плиний Старший и другие не зафиксировали в своих сочинениях ни имени Христа, ни событий связанных с ним. Первые упоминания о Христе находим в литературе, относящейся к началу ІІ века н.э., в частности у Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Тацита.
Видный представитель мифологической школы во Франции историк П. Кушу в своих трудах "Загадка Иисуса", "Евангелие Марка", "Проблема Иисуса и происхождение христианства" доказывал, что евангельские тексты не могут служить свидетельством реальности Иисуса. Он писал: "...своим именем и своим культом Иисус принадлежит истории, но не является исторической личностью. Он не человек, который жил и которого унесла смерть. Он – великая мечта людей. У него нет биографии"
К мифологической школе принадлежал итальянский историк Милеэбо (Э. Восси), который в книге "Иисус не существовал" также оспаривал его историчность.
Традиции мифологической
школы были представлены и в России.
Известный народоволец Н. А. Морозов
придерживался солярно-
Параллельно с развитием мифологической школы формировалась историческая, к сторонникам которой в разные периоды принадлежали многие исследователи. Эта школа ставит перед собой цель обосновать действительное существование Иисуса Христа в истории человечества.
Здесь следует отметить труды Э. Ренана и Ю. Велльгаузена, созданные во второй половине XIX в. Французский ученый Ренан - автор работ "Очерки по истории религии", "Жизнь Иисуса", "История происхождения христианства", "История народов Израиля" - признавал, что многие книги Нового Завета не являются богодухновенными. Для него Иисус Христос - творец всемирной истории, продукт той среды, в которой он сформировался как личность. По мнению Ренана, главным в учении Христа было нравственное совершенствование человека. А целью – установить Царство Божие на земле.
Известный немецкий семитолог Велльгаузен в работах "История Израиля", "Перевод и объяснение евангелия Марка", "Евангелие Луки", "Евангелие Матфея", "Евангелие Иоанна" тщательно анализировал Ветхий Завет и приводил множество свидетельств историчности Иисуса Христа.
В конце XIX – начале XX в. многие католические н протестантские богословы отстаивали идеи исторической школы, выдвигая два основных требования: право на исследование религии вообще и научную критику Библии в частности; переоценка некоторых библейских поучений и церковных догматов в соответствии с веяниями современности.
Крупнейшим представителем исторической школы этого периода был исследователь А. Луази во Франции, отлученный от церкви за свои взгляды. В его трудах "Синоптические евангелия", "Возникновение христианства", "Происхождение Нового Завета" содержится вывод, что Евангелие от Марка является самым древним. Однако в теперешнем виде - это не первичная работа синоптика, а компиляция, подобная Евангелиям от Матфея и Луки. Ссылаясь на евангелическую литературу, Луази считал Иисуса Христа просто человеком, одним из иудейских проповедников.
Одновременно с Луази протестантский богослов А. Гарнак в Германии разрабатывал основные принципы исторической школы. В своих книгах "Сущность христианства", "Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви", "История догматов" он отстаивал реальность существования Иисуса Христа: "Важнее всего постоянно напоминать человечеству, что среди него жил когда-то человек, которого звали Иисус Христос". Гарнак признавал многослойность Евангелий, утверждая, что в основе Евангелий от Матфея и Луки лежит Евангелие от Марка, а также речи Иисуса. По Гарнаку, евангелическия литература появилась в Палестине, за исключением евангелия от Марка, написанного в Риме; она является первостепенным источником, откуда можно черпать знания о личности Христа. Исторической личностью Гарнак признавал и апостола Павла, жизнедеятельность которого, равно как и Иисуса Христа, рисовал на фоне , эволюции взаимоотношений христианства и государства.
В XX в. продолжалось развитие исторической школы. Знаменитый английский востоковед Ф. К. Конибер в работах "Миф, магия и нравственность", "Исторический Христос" анализировал процесс постепенного обожествления Иисуса, отразившийся в евангелиях. Он указывал, что первые столетия христианства на Иисуса смотрели как на человека.
Немецкий историк И. Клаузнер в своих сочинениях "Иисус из Назарета, его время, жизнь и учение", "От Иисуса к Павлу" исследовал свидетельства еврейских, греческих, римских и христианских авторов для доказательства историчности Христа. Защищая свою точку зрения, Клаузнер выдвигал два аргумента. Во-первых, в Евангелиях, как бы ни была мала степень их исторической достоверности, все же воссоздается атмосфера Палестины того времени. Во-вторых, они включают ряд текстов, смысл которых находится в противоречии с воззрениями позднейшей паулинистской церкви. Именно эти тексты и следует считать записанными по живому слову Иисуса Христа. Кроме того, подчеркивал Клаузнер, даже если многие евангельские сообщения являются легендами, они не теряют ценности для науки.
Французский исследователь М. Гогель обращался в своих книгах "Миф, или История Иисуса из Назарета", "Жизнь Иисуса" к изучению нехристианских источников - произведений Тацита, Светония, Иосифа Флавия. Касаясь проповедей Павла об Иисусе Христе, он отмечал их непоследовательность и считал сплавом из различных элементов.
Одним из крупнейших современных представителей исторической школы являлся английский историк христианства А. Робертсон. В отличие от многих западных религиоведов он прежде всего изучал социально-экономические, политические и культурные причины возникновения и распространения христианства. Основные труды Робертсона: "Библия и ее происхождение", "Иисус: миф или история", "Человек сам себе хозяин. Опыт гуманизма", "Происхождение христианства". На раннем этапе исследований он полагал, что Иисус Христос - это миф, но в последних работах уже не подвергал сомнению реальность существования Иисуса, пытался найти исторические доказательства этого в нехристианских источниках. Представляют интерес его размышления о наличии в христианстве различных течений, обусловленных расслоением Римской империи.
Среди сторонников исторической
школы в отечественном
Заключение: на основе вышеуказанных
работ можно сделать выводы о
том, что в мире науки до недавнего
времени существовали две более
или менее четкие позиции, представленные
в концепциях и воззрениях мифологической
и исторической школ. Первая из них
считает, что Иисус Христос является
легендарной личностью и, соответственно,
евангельские рассказы о нем –
не более чем мифы. Ее представители
отрицали историческое существование
Иисуса. Представители второй считают
Иисуса Христа реальной исторической
личностью и пытаются доказать этот
факт, используя разнообразные
Список литературы