Исторические условия возникновения христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:13, доклад

Краткое описание

О происхождении христианства написано большое количество книг, статей и остальных публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом парадоксе - христианстве, создавшем бессчетные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем огромное место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и стран.

Содержание

Введение
Глава 1. История христианства
1.1 Истоки и общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства
1.2 Развитие и распространение христианства
Глава 2. Идеология христианства
2.1 Учения христианства
2.2 Разновидности христианства
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Религиоведение.docx

— 48.51 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Факультет социально – культурной деятельности

Кафедра культурно досуговой – деятельности

 

 

 

 

 

 

Доклад 

«Исторические условия возникновения  христианства»

 

 

 

 

Выполнил:: Негин Г.Г.

Студент 3 курса группы 03302

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение

Глава 1. История христианства

1.1 Истоки и общественно-исторические  условия возникновения и распространения  христианства

1.2 Развитие и распространение  христианства

Глава 2. Идеология христианства

2.1 Учения христианства

2.2 Разновидности христианства

Заключение

 

 

Введение

Христианство - (от греч. Christos - «помазанник») одна из так называемых глобальных религий, наряду с буддизмом и исламом.

О происхождении христианства написано большое количество книг, статей и  остальных публикаций. На этом поприще  трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители  библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом парадоксе - христианстве, создавшем бессчетные церкви, имеющем  миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем огромное место в мире, в идейной, экономической  и политической жизни народов  и стран.

1. История Христианства

1.1 Истоки и общественно-исторические  условия возникновения и распространения  христианства

Вплоть до восемнадцатого столетия исследование начал христианства было запрещено. Излишнее любопытство, желание  узнать больше, чем ведает Новый  завет и церковная традиция, казались правоверным христианам в высшей степени предосудительным, граничащим с ложью. Многие ученые не отваживались обнародовать результаты собственных исследований. Эти работы публиковались только после их погибели. Лишь благодаря просветителям восемнадцатого века сделалось вероятным научное исследование происхождения христианства. Изучались самые разнообразные источники: произведения античных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианских богословов и их врагов, а также, естественно, те книги, которые сами христиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены главные догмы христианской религии, легенды о жизни её основоположника - Иисуса Христа, приведены его слова и поучения.

Как и всякая новая религия, христианство появилось не на пустом месте. Конкретно  поэтому нужно разглядеть явления, которые оказали влияние на происхождение, развитие, становление христианской религии и, следовательно, главных  её идей. Такие явления принято  разделять на социальные и идейные. Кратко рассмотрим каждый из этих источников.

Под социальными истоками христианства (а понятие это довольно многозначно), мы осознаем социальные явления (духовные и материальные), которые способствовали широкому и довольно быстрому распространению  данной религии. К социальным истокам  следует отнести так же социально-политическую ситуацию того исторического периода, в который зарождалось христианство. Как понятно, христианство появилось  в Палестине в I в. Н.Э., Которая, как, впрочем, и все Средиземноморье, входила в состав Римской империи. В то время эту огромную империю раздирали глубочайшие социально - политические антагонизмы, и христианство выступало поначалу как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов - как движение угнетенных.

Ф. Энгельс дал следующую характеристику духовного и материального состояния  общества того времени: «Настоящее невыносимо, будущее, пожалуй, еще более грозно. Никакого выхода». В ситуации такового рода бедняки, готовы были верить хоть какому-нибудь призыву, только бы тот  обещал освобождение.

Но, «во всех классах обязано  быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, находили бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое выручило бы их от полного отчаяния». По мере усиления состояния отчаяния усиливалось  практически бегство из мира внешнего в мир внутренний. И из данной ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального  и морального разложения выход нашелся. В том положении этот выход  мог быть лишь в области религии. Данной религией оказалось христианство.

Возникнув, христианство вступило в  резкое противоречие со всеми существовавшими  до тех пор религиями. Оно становится первой вероятной мировой религией. Почему? Во-первых, христианская религия  отрицала присущую всем иным обрядность. Во-вторых, она становится наднациональной  религией. Прежние религии, существовавшие на местности империи, носили узко этнический характер (броский пример- иудаизм), и были неспособны объединить рабов и угнетенных различного этнического происхождения; более того, они разъединяли их. Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда вышло смешение самых разных этнических групп, естественные границы меж которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть обьединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам таковой универсальной религии, какой было христианство - в особенности с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного представителя в лице римского правителя.

Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями  о праве всех на свободу и счастье. Это - главные идеи христианства. Совсем естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных людей. Вправду, христианство затронуло струну, которая обязана  была отыскать отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное  понятие о греховности каждого  отдельного человека; в то же время  в жертвенной погибели собственного основоположника христианство создало  просто понятную форму внутреннего  спасения от испорченности мира, дало утешение в сознании, к чему все  так страстно стремились. Христианство учило обожать и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это была поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации мысль: в том мире личность имела значение лишь как часть рода, страны. Христианство очистило душу от всего случайного и показало её бесконечную красоту и ценность. Это - одна из обстоятельств популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире, хоть какой человек(!), будь он раб либо свободный, мог рассчитывать на обретение свободы духовной, на особенное духовное состояние. Таковым образом, «христианство создавалось людьми, которые стремились отыскать иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология».

Идейными истоками христианства стали  идеи и представления ряда остальных  религий, в первую очередь иудаизма. Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, постоянно существующую меж ранешними формами религии - легендами, с их политеизмом и обрядностью, и самой религией, возникающей на их базе. По замечанию В. С. Нерсесянца, эта преемственность имеет огромное значение в области политико-правовых воззрений и прямо проявляется, к примеру, в виде учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и т.п. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия включала как фактически христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет.

Иудаизм - первая последовательно  монотеистическая религия. В ней  противоречиво сочетались суровые  традиции старых племен с жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и нравственной сферах, подготовившие почву для христианства. Иудаизм представлял собой религию  одного народа, считавшего себя избранником  на том основании, что бог через  Моисея дал ему закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особенные  дела c богом, заключили с ним контракт, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. Ростки нового в религии старых евреев заключались и в особых представлениях об истории - в Библии история трактуется как поступательное движение. Иудеи верили в пришествие мессии- спасителя, ниспосланного богом для установления справедливости.

Из иудаизма христианство заимствовало несколько главных идей: во-первых, идею монотеизма, т.е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых, идею мессианизма, и в-третьих, эсхатологию, т.е. идею смерти имеющегося мира в итоге божественного вмешательства. При этом нужно отметить, что в христианстве все они значительно трансформировались: монотеизм был потом ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели особых мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником меж богом и человеком.

Не считая того, что на возникновение  христианства также повлияли три  философские школы - стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные  на создание блаженства личной жизни.

1.2 Развитие и распространение  христианства

христианство православие протестантизм  католицизм

Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. После  погибели Ирода, недовольные междоусобицами меж его отпрысками, в 6 г. Н.Э. Римляне  передали управление Иудеей императорскому прокуратору. Христианство сначала  распространилось в еврейской среде  в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило огромное количество последователей из остальных народов.

Во второй половине I века и в  первой половине II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими  писателями уже отмечается наличие  в составе общин благородных  и состоятельных людей. Одним  из принципиальных частей перехода христианства на принципиально новый уровень  был его разрыв с иудаизмом  во II веке. После этого процент  евреев в христианских общинах стал непреклонно уменьшаться. В это  же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, серьезных пищевых  ограничений. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины огромного количества людей самого различного вероисповедания привело  к тому, что христианство этого  периода представляло собой не единую церковь, а большущее количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось огромным количеством ересей, количество которых  к концу II века церковный историк  конца IV века Филастрий описывает числом 156. Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, любая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в более принципиальных политических центрах империи, до этого всего в столицах. В начале IV века христианство становится гос. религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и более привилегированной частью, которой становится епископат. Складывавшаяся церковная организация, возглавляемая влиятельными епископами, постоянно поддерживавшими меж собой связь, собиравшимися на свои съезды (соборы), вырастала в крупную политическую силу в Римской империи. Императорская власть, почувствовав в ней страшную соперницу, попыталась в условиях жестокой классовой борьбы в период кризиса в III веке убить ее. Правитель Деций (249--251 гг.) Начал преследования христиан. Преследования продолжались при Валериане (253-- 260 гг.), Они существенно усилились при Диоклетиане (284--305 гг.). Преследования не сломили христианскую церковную компанию, а их безрезультатность показала, что новая религия имеет значительную массовую базу. По мере того как императорская власть познавала сущность христианской идеологии, характер и значение церковной деятельности, она все более убеждалась в том, что христианство является силой, которая, способна освятить власть правителей, обеспечить покорность народных масс. Поэтому империя постепенно переходит от попыток сломить казавшуюся ей опасной церковную компанию к политике, имевшей целью поставить эту компанию себе на службу. В начале IV века, когда развернулась ожесточённая борьба за императорскую власть, значение христианской церкви ещё более возросло. Это учёл правитель Константин I, который перешёл к политике опоры на церковь. Христианство было объявлено официально дозволенной религией, а имущество, ранее конфискованное в пользу казны, было возвращено церкви. Таковым образом, было положено начало перевоплощения христианства в государственную религию; в мировой империи утверждалась глобальная религия. Императором в 325 году был созван первый «Вселенский собор» (Никейский), состоявший из представителей церковных верхов. Этот собор осудил как ложь учение Ария о том, что Христос ниже бога-отца. На соборе был выработан «Символ веры» - короткое изложение главных догм христианской религии. На соборе же был оформлен альянс церкви с императорской властью. Церковь признала правителя своим главой, представителем Христа на земле. Скоро после погибели Константина (в 337 году), отличавшегося крайней жестокостью, запятнавшего себя обилием убийств, в т.ч. Убийством собственного отпрыска, супруги и многих родственников, церковь объявила его святым. Сам Константин при жизни не порывал и с язычеством. Попытка при одном из преемников Константина - императоре Юлиане (361 -- 363 гг.), Получившем у христиан прозвище «Отступника», возвратиться к язычеству фурора не имела: время старых религий античного мира безвозвратно прошло. Правитель Феодосии I (379--395 гг.) Отдал приказ закрыть языческие храмы. Христианская церковь ополчилась не лишь против языческой религии, но и против науки, которая тоже была объявлена языческой, против научного знания. Одним из первых мучеников науки, далекой предшественницей учёных, погибших на кострах инквизиции, была дама-ученый Ипатия, растерзанная в 415 году на улицах Александрии (Египет) свирепо уничтожались «языческие» рукописи, погибли многие произведения старого искусства.

Жестокая борьба велась со всеми  инакомыслящими и внутри христианской церкви. Во II в. Еретиками были объявлены «докеты», которые учили, что Христос лишь казался человеком, что он был не богочеловеком, а богом. Это течение, открыто выступившее против господствующего направления, несмотря на то, что было осуждено, долго сохранялось в христианстве. Оно было в особенности опасно церкви, т. к., Подрывая базы культа, который был сосредоточен основным образом на событиях «земной жизни» Христа, вело к отрицанию церковной организации. Потом учение докетов стало основой монофизитских ересей, которые получили распространение в коптской (Египет) и эфиопской церквях. Еретиками были признаны во II в. И сторонники видного церковного деятеля Маркиона, призывавшего новенькую религию смелее рвать с библейскими традициями. На рубеже II-III вв. Были осуждены монтанисты, выступившие против всесилия епископов; сложившаяся к этому времени церковная иерархия ужо прочно держала в собственных руках власть в христианских общинах, монтанистской оппозиции не удалось изменить установившиеся порядки. Сразу церковь окончательно покончила с проповедниками, пророками, апостолами. Епископы выдвинули учение, согласно которому «апостолами» могут называться только непосредственные ученики Христа. В этот период были, в особенности в ходу и усердно разрабатывались легенды о том, что апостолы передали епископам свою власть. Тем не менее, оппозиция епископату долго еще продолжает сказываться в разных течениях, призванных еретическими (к примеру, у донатистов). Демократическая оппозиция церкви в особенности явственно проявляется на рубеже II-III вв., В движении Агнистиков. Распространившееся в начале IV в. Манихейство, впитав многие элементы раннехристианских представлений и признав Христа только одним из посланников бога на земле, фактически представляло собой уже самостоятельную религию. С данной религией христианская церковь вступила в ожесточённую борьбу. Все эти религиозные течения и общины приверженцев «еретических» вероучений становились прибежищем тех, кто был недоволен официальной церковью, ее политикой и идеологией, а основное - освящавшимся ей социальным и политическим строем. В этом и состояло значение таковых еретических течений.

С отделением «клира» от «мирян»  все более усложняется и развивается  культ - ритуалы, богослужение, выполняемые  клиром и служащие для укрепления его власти. Христианское богослужение приобретает вид современной  православной службы. Приблизительно с IV века в христианстве начинает распространиться вера в различного рода святых, большая часть которых явилось прямыми преемниками богов старых религий. Так, «святой Николай» практически занял место старого бога морей и мореходства, возникли святые - покровители скота, земледелия и т.д. Христианский пантеон, уже насчитывавший бога-отца, богиню-мать, бога-отпрыска и духа святого, пополнился сейчас бессчетными полубогами, святыми, угодниками, мучениками, а также заимствованным из иудаизма почитанием духов (ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и др.).

Информация о работе Исторические условия возникновения христианства