Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 00:40, курс лекций
История креационизма является частью истории религии, хотя сам термин возник не так давно. Термин «креационизм» стал популярным приблизительно с конца XIX столетия, означая концепции, признающие истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира. Результатом этого антагонизма в дальнейшем стало последовавшее возрождение креационизма как совокупности телеологических концепций, являющихся реакцией консервативно настроенных христиан на ставшие доминирующими представления об эволюционном и естественном пути происхождения живой и неживой природы.
Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом
История креационизма является частью истории религии, хотя сам термин возник не так давно. Термин «креационизм» стал популярным приблизительно с конца XIX столетия, означая концепции, признающие истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира. Результатом этого антагонизма в дальнейшем стало последовавшее возрождение креационизма как совокупности телеологических концепций, являющихся реакцией консервативно настроенных христиан на ставшие доминирующими представления об эволюционном и естественном пути происхождения живой и неживой природы.
Креационизм, наука и религия
Особенностью многих религий, в том числе
монотеистических (христианства, иудаизма
и ислама), является наличие кодифицированных
священных текстов (соответственно Библия,
Танах и Коран), содержащих в том или ином
варианте фрагменты, описывающие сотворение
мира и человека. Накопление данных различных
наук (от астрономии до геологии и биологии),
в особенности появление в XIX веке теории
эволюции, привело к возникновению противоречия
между буквальным прочтением этих текстов
и научными данными и теориями. Результатом
этого противоречия стал креационизм
как совокупность телеологических концепций,
являющихся религиозной реакцией на научные
представления об эволюции живой и неживой
природы.
Согласно критерию
научности К. Поппера, креационизм
является не научной теорией, а философской
концепцией и религиозной верой,
так как введение непроверяемых
научными методами понятий (таких, как
Бог-Творец) не отвечает общепринятому
принципу верифицируемости/
По мнению большинства специалистов в
области естественных наук, изучающих
прошлое, буквальное толкование священных
текстов разных религий о сотворении не
только не научно, но и псевдонаучно, так
как такое толкование противоречит массиву
палеонтологических и биологических данных
в части интерпретации биологической
эволюции, а также геологическим и астрофизическим
данным о возрасте Земли и астрономических
объектов. Активные дискуссии между сторонниками
креационизма и его противниками ведутся
во многих странах, в том числе и в России,
в основном по поводу уместности преподавания
таких взглядов (с академической точки
зрения маргинальных) в школе.
Христианский креационизм
[править] Богословские концепции
В христианском
креационизме существует множество
различных течений, расходящихся в
интерпретации
Многие представители ортодоксального иудаизма отрицают теорию эволюции, настаивая на буквальном прочтении Торы, однако представители современного ортодоксального течения иудаизма — религиозные модернисты и религиозные сионисты[57] склонны интерпретировать некоторые части Торы аллегорически и готовы частично принять теорию эволюции в том или ином виде. Представители же консервативного и реформированного иудаизма принимают основные постулаты теории эволюции в полной мере.
Таким образом, взгляды представителей классического ортодоксального иудаизма близки к фундаменталистскому креационизму, взгляды же современного ортодоксального, а также консервативного и реформированного иудаизма — теистическому эволюционизму.
Исламская критика
эволюционной теории является гораздо
более резкой, чем христианская.
Поскольку в Коране, в отличие от Книги Бытия, отсутствует подробное
описание сотворения мира, буквалистский
креационизм в мусульманском мире значительно менее
распространён, чем в христианском. Ислам
считает (в соответствии с текстом Корана),
что люди и джинны созданы Богом. Современные
взгляды многих суннитов на теорию эволюции
близки к эволюционному
креационизму.
реационизм в индуизме
Основная статья: Креационизм в индуизме
Среди неавраамических религий заслуживает внимания креационизм в индуизме. Поскольку индуизм предполагает весьма древний возраст мира (см. калпа), в индуистском буквалистском креационизме, в противоположность авраамическому, утверждается не молодость Земли, а древность (миллиарды лет) человечества. При этом, как и у фундаменталистов авраамических религий, биологическая эволюция отрицается, и утверждается, в числе прочего, одновременность существования людей и динозавров.[65]
Основная статья: Научный креационизм
«Наука о сотворении» или «научный креационизм» (англ. Creation Science) — течение в креационизме, сторонники которого утверждают, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения и, шире, библейской истории (в частности, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии.
Хотя в работах
сторонников «науки о сотворении»
часто встречается апелляция
к проблемам сложности
Для работ «научных креационистов» типичны следующие положения: