История христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:32, доклад

Краткое описание

В 1385 году Великое Княжество Литовское заключило унию с Польшей с целью объединения в одно государство. Насколько это было полезно в политическом плане, не нам судить, но в религиозной жизни белорусов наступили большие перемены. Началась насильственная католизация населения белорусских земель, принёсшая много горя нашему народу. Католические иерархи не церемонились с теми, кто не желал подчиняться их догматам. Они насильственно приобщали к святому престолу.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 20.23 Кб (Скачать файл)

Духовное учебное заведение

«Минская богословская семинария  Союза ЕХБ в РБ»

 

Педагогический факультет

 

Программа преподаватель  Воскресной школы

 

 

Курсовая работа

 

РЕФОРМАЦИЯ В БЕЛАРУСИ

По предмету: история христианства

 

 

Выполнил студент 

1 курса 7 набор

Говорко Ольга Борисовна

 

Преподаватель:

Осененко Павел Иосифович

 

 

 

 

Минск – 2012

В 1385 году Великое Княжество  Литовское заключило унию с Польшей  с целью объединения в одно государство. Насколько это было полезно в политическом плане, не нам судить, но в религиозной жизни  белорусов наступили большие  перемены. Началась насильственная католизация населения белорусских земель, принёсшая много горя нашему народу. Католические иерархи не церемонились с теми, кто не желал подчиняться их догматам. Они насильственно приобщали к святому престолу.

В начале ХV веке на территорию Беларуси стали проникать из Чехии идеи Яна Гуса. Иероним Пражский, друг и соратник Яна Гуса, с разрешения Витавта Великого в 1413 году посетил Витебск и Вильно и в течении двух месяцев проповедовал Слово Божье.

Идея Яна Гуса и Иеронима Пражского, их живая вера и святая жизнь, а особенно их мученическая смерть, оказали огромное влияние на жизнь  и деятельность великого просветителя белорусского народа Франциска Скорину (1490-1551), родившегося в Полоцке  в семье купца. Имея большие способности, Франциск Скорина получил богословское образование в Кракове, а затем медицинское – в Италии, где ему было присвоено звание доктора медицины. Его деятельность совпала с временем деятельности Мартина Лютера в Германии и Жана Кальвина в Швейцарии.

Через Франциска Скорину  идеалы Реформации стали распространяться и на его родной земле. В те времена  белорусский язык стал государственным  языком в Литовском княжестве. Это  способствовало более широкому развитию общественной и религиозной жизни  белорусского народа. Франциск Скорина  перевёл Библию на белорусский язык того времени и издал её в Праге. Он написал вступление – комментарии ко всем книгам Библии, в которых, кроме объяснения тематики книг, изложил и свои взгляды на веру, историю, государство, права и обязанности граждан страны.

В 1525г. Скорина встретился с основателями Реформации в германии Мартином Лютером и Меланхтоном с желанием осуществить такую же реформацию на своей родине. И в дальнейшем он многое сделал для того, чтобы идеи Реформации проникли в высшие круги белорусского народа. Деятельность Ф. Скорины оказала большое влияние на жизнь всех восточных славянских народов. Библия, изданная им, перешагнула границы Литовского княжества, проникли в Россию, достигла Москвы, Новгорода и других мест.

В ХVI веке идеи протестантизма, в основном кальвинизма и лютеранства, стали быстро распространятся в Польше и в пределах Великого княжества Литовского. Наибольшее распространение в ХVI веке получило реформатское  (кальвинское) движение. Оно связано с именами реформаторов в Швейцарии – Цвингли и Кальвина. Кальвин имел переписку с Великим князем литовским Сигизмундом Августом. В 1535 году появились первые протестантские церкви в г. Слуцке и других городах Беларуси.

Князь Николай Радзивил Чёрный познакомился с реформаторским учением, будучи студентом за границей. Он уверовал со своей семьей в 1553 году и, будучи канцлером Великого Княжества Литовского, сделал многое для распространения евангельского учения. Появились христианские евангельские церкви в Бресте, Минске, Шклове, Витебске, Полоцке, Несвиже, Клецке, Орше, Кейданах и в других селениях.  За ним перешли в протестантские христианские церкви князья и кашталяны многих воеводств ВКЛ. Сочувствовало реформации и нижнее духовенство.

В 1563 году на сейме было принято  решение «уровнять католическую, русскую и всякую христианскую веру», то есть и все протестантские церкви.

В евангельские протестантские церкви перешли такие белорусские  общественные деятели, богословы и  писатели, как Астафей Волорович, Лев Сапега, Василь Цяпинский, Салам Рысински, Андрей Рымша, Гальям Пельгрымовски. К концу ХVI века на Беларуси уже было около 250 христианских протестантских церквей, которые активно занимались духовным просвещением народа. С помощью этих церквей были построены несколько десятков начальных школ, училищ, известная Ивьевская академия, ректором которой был писатель Ян Лицыний Немысловский. В них юношество изучало Библейское учение. В Беларуси, а именно в Несвиже, Венгрове, Заславое, Лоске, Вильно, Узде, Ошмянах, Слуцке, Любчи были построены протестантские типографии, где печатались богословские сочинения на белорусском, польском, латинском и греческих языках. В 1562 году была на печатана на белорусском языке книга Кальвина «Об оправдании грешного человека перед Богом».

В 1558 году служитель Божий, по имени Пётр, в Белостокском уезде проповедовал о необходимости крещения взрослых. В 1565 году такое крещение впервые было совершено в Венгрове Подлесском в имении князя Радзивила. В 1584 году Лев Сапега напечатал в Вильно «Положение о веротерпимости в Великом Княжестве Литовском». Все это говорит о широком распространении евангельского движения на белорусских землях.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. «Золотой век Белоруссии», Станислав Акиньчиц. – Хабаровск: Новый взгляд, 2001 г. – 128с.
    2. Канатуш В. «История евангельского движения в Беларуси», журнал «Крыница жыцця», № 2, 1998г. – с.25-26
    3. Лыч Л., Навицки У. «Гисторыя культуры Белораси», Мн., 1997. – 486с.
    4. Энцыклапедычны даведник «Мыслители и Асветники Беларуси». Мн.: БелЭн, 1995. – 671с.

 


Информация о работе История христианства