Иудаизм как религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 22:36, реферат

Краткое описание

Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию исторической. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства. Древний обычай обрезания, изначально бытовавший у других народов как обряд, отмечавший вступление мальчика в период полового созревания, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий введение ребенка в завет (союз-договор), который Бог заключил с Авраамом.

Вложенные файлы: 1 файл

иудаизм.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Перед церемонией устраивается встреча гостей  с молодыми. Накрываются столы, но отдельно для жениха и невесты, поскольку до самой церемонии они не должны видеть друг друга. 
Свадебная одежда молодых должна быть праздничной, а платье невесты обязательно должно быть светлым (лучше всего белым). Также обязательной считается фата, которой будет закрыто лицо невесты. 
Закрывание лица невесты – особое действие, которое выполняет жених перед обрядом бракосочетания. Это делается непосредственно перед церемонией, жених подходит к невесте и в присутствии родителей опускает на ее лицо фату. Таким образом, он берет ее под свое покровительство.

Сама церемония чаще всего проводится в синагоге, и обязательно под хупой – свадебным балдахином, который символизирует дом жениха, куда приходит жить невеста. 
Во время церемонии матери стоят рядом с невестой, а отцы – рядом с женихом.

Раввин произносит благословение над бокалом с вином, и молодые отпивают из него. 
Затем жених показывает обручальное кольцо свидетелям, и перед тем как надеть его на палец невесте, произносит "Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля". 
Свидетели, а за ними и все вместе повторяют три раза «Освящена» - и после этого молодые уже муж и жена. 
После этого раввин зачитывает содержание Ктубы (договора) и вручает ее невесте.

Затем наливается еще один бокал вина, и произносятся семь благословений. 
Завершением свадебной церемонии считается разбивание стеклянного бокала, который жених разбивает ногой в память о разрушении Иерусалимского храма. И жених с невестой уединяются ненадолго в отдельной комнате.

После этого все следуют к месту праздничной трапезы, которая начинается с благословения хлеба (халы). 
Во время трапезы считается главным доставлять удовольствие молодым и веселить их.  

 
На этом свадебные празднования не заканчиваются.

На протяжении шести дней для молодых устраиваются праздничные застолья, где произносятся семь благословений. Делается это для тех, кто не смог присутствовать на самой свадьбе, и поэтому каждый день на застолье должен присутствовать кто-то новоприглашенный. 
Все это время (несколько дней до свадьбы, в день свадьбы и на протяжении свадебной недели) молодые считаются царем и царицей и их должен кто-то сопровождать (быть их свитой).

 

 

 

2. Отношение к детям

Любовь к детям

Любовь к детям как характерная черта древней израильской цивилизации очень рано столкнулась с распространенным среди народов Ханаана обычаем принесения детей в жертву, следы которого сохранились в Библии, где во многих местах сурово осуждаются пережитки этого варварского культа.

Чадолюбие стало одной из наиболее характерных черт еврейской национальной психологии. Забота о детях начиналась с момента их появления на свет: новорожденного купали, обмывали соляным раствором и пеленали.

Уход целиком возлагался на мать, которая кормила младенца грудью. Позднее состоятельные и знатные израильтяне стали прибегать к услугам кормилиц.

Отлучение от груди происходило сравнительно поздно и сопровождалось особыми празднествами.

Имя давалось ребенку тотчас после рождения, в отличие от современного обычая называть мальчика на восьмой день во время обряда обрезания.

Мальчикам как потенциальным продолжателям рода в семейном праве древних израильтян (как и у многих других народов) оказывалось предпочтение, в частности, в порядке наследования имущества.

Особым преимуществом пользовался первенец, который, согласно библейским представлениям, предназначался Богу; его доля в наследстве вдвое превышала долю остальных сыновей.

После смерти отца первенец становился главой семьи, на него возлагалась забота о незамужних сестрах.

Особенностью семейного права древних израильтян было предоставление известных прав наследования и женщинам.

Воспитание

Первые годы жизни ребенка воспитывала в основном мать. Когда дети становились старше, ответственность за воспитание сына принимал на себя отец; о воспитании дочери до ее замужества продолжала заботиться мать.

 

 

Ответственность детей за родителей

Положение Десяти заповедей, что дети несут наказание за грехи родителей «до третьего и четвертого рода», уже в других разделах Библии трактуется как относящееся лишь к тем, которые упорствуют в дурных делах своих родителей, в то время как живущие по законам Торы не отвечают за грехи отцов. За добрые деяния родителей детям воздается «до тысячи поколений».

Наказание детей

Библейское законодательство предписывает предавать смерти того, кто проклянет или ударит родителя; сын, восставший на родителей, должен быть побит камнями. Однако уже в Пятикнижии право наказания преступного сына предоставляется не родителям, а суду.

Талмуд, не отменяя прямо права родителей наказывать смертью строптивого сына, обставляет библейский закон такими ограничениями и оговорками, которые делают невозможным его применение.

Законоучители Талмуда видели в неповиновении детей родителям признак крайнего распада общественных связей, предшествующего приходу Мессии.

 

 

3. Отношение к родителям

Почитание родителей

Дети обязаны были почитать обоих родителей. Недостаточное уважение к родителям пророки  считали признаком разложения общества.

Почитание родителей проявлялось главным образом в повиновении их воле.

Отец обладал почти неограниченной властью в семье: он мог выдать дочь замуж по своему усмотрению и даже в определенных случаях продать ее в рабство, имел право отменить обет, данный его незамужней дочерью; ему причиталась плата за нанесенный ей ущерб.

Овдовевшая или разведенная женщина имела право вернуться в дом своего отца. Отец обязан был не допускать блуда дочери.

         Заповедь «почитай отца твоего и мать твою» рассматривается в раввинистической литературе как высший долг человека.

Соблюдающий эту заповедь получит вознаграждение как в этой жизни, так и в будущей.

Законоучители Талмуда приравнивали почитание родителей (киббуд ав ва-эм) к почитанию самого Бога.

Комментируя библейский текст, они говорили, что, поскольку ребенок бессознательно склонен любить свою мать больше, чем отца, Пятикнижие предписывает почитать сначала отца, а затем — мать; в то же время он больше боится отца, чем матери, поэтому Пятикнижие упоминает в этой связи сначала мать, а затем — отца.

Законоучители расходились во мнениях по вопросу о том, должен ли сын нести расходы, связанные с соблюдением заповеди почитания родителей.

Галаха предлагает компромиссное решение, согласно которому бремя расходов возлагается на сына только в том случае, если отец впал в нужду.

Особое внимание Талмуд уделяет и форме исполнения заповеди. Сын может не получить свою долю в будущей жизни, если самую изысканную пищу предложит отцу нехотя, но может заслужить ее, если почтительно попросит отца выполнить самую тяжелую работу.

Сын не должен сидеть или стоять на месте, обычно занимаемом родителями, не должен возражать им или поддерживать их оппонентов в ученом споре.

Отец может освободить сына от обязанностей, возлагаемых на него заповедью.

В соблюдении этой заповеди законоучители Талмуда видели главное средство сохранения в чистоте наследия отцов — вечных ценностей еврейской религии, однако Талмуд приводит множество примеров заслуживающего похвалы соблюдения заповеди почитания родителей не только евреями, но и язычниками.

Так, язычник Дама, сын Нетины из Ашкелона, признается примерным сыном, потому что он не пожелал разбудить своего отца и достать лежавший у него под подушкой ключ, хотя это было необходимо для заключения весьма выгодной сделки .

По преданию, рабби Тарфон склонялся, чтобы дать своей матери возможность, наступив на него, подняться на ложе; рабби Иосеф вставал, заслышав шаги приближавшейся матери, которую он почтительно называл Шхиной.

Еврейская традиция особо подчеркивает лежащую на родителях обязанность воспитания детей в соблюдении религиозных заповедей и обучения их Торе.

От родителей еврейская традиция требует тщательно заниматься воспитанием своих детей. Также есть необходимый минимум, который отец непременно должен будет вложить в воспитание своего сына. Относительно девочек, так их образование достаточно интенсивно обсуждается в еврейской литературе. Девочек также обязательно следует вовлекать в учебный процесс и при этом в равной степени с мужчинами. Ведь женщины владеют потенциалом стать по-настоящему достойными носителями духовности и мудрости, и при этом они могут идти своим женским путем.

 Следует отметить, что  еврейская традиция накладывает  обязательства не только на  родителей, но и на детей. Относительно отношения детей к родителям, так это рассматривается не только в качестве социальной проблемы, но и как религиозная проблема. Также заповедь "уважения к родителям" смогла получить религиозный закон.  
Заповедь уважения к родителям во все времена считалась одной из самых важных и люди достаточно старательно исполняли её и ставили как пример подражания остальным.  
Также и мудрецы подчеркивали всегда, насколько важно уважение по отношению к родителям.

                 Когда дети могут не подчиняться родителям?  
 
В трех случаях Тора разрешает поступать против воли родителей:  
1) если те толкают детей на нарушение законов Торы.  
2) если дети хотят вступить в  разрешенный Торой брак, а родители возражают ( то есть браку по любви придается очень большое значение)  
3) если дети хотят посвятить себя изучению Торы, а родители возражают.  


Обязанности родителей

Поскольку в библейском законодательстве не содержится прямых предписаний родителям о содержании детей, законоучители Талмуда считают, что эти обязанности относятся не к сфере права, а к сфере этики.

Попытки придать обязанностям родителей силу принудительного закона предпринимались неоднократно, однако, как правило, не получали признания.

Синедрион в г. Уша принял постановление о том, что отец обязан содержать сыновей до 13, дочерей — до 12 лет.

Поскольку авторитет этого синедриона оспаривался многими раввинами, всеобщее признание получила халаха, согласно которой закон обязывает отца содержать своих детей до достижения ими шестилетнего возраста; необходимость дальнейшего содержания определяется лишь законом морали, однако отцу настоятельно рекомендуется делать все возможное для удовлетворения нужд своих детей. (В новое время раввинистические авторитеты признали необходимость правовых гарантий, защищающих интересы детей старше шести лет.

Это выразилось в постановлении Верховного раввинатского совета Палестины /1944/, которое обязало отца содержать детей обоего пола до достижения ими пятнадцатилетнего возраста при условии, что у них нет иных источников существования.)

Согласно талмудическому праву, все приобретения и находки ребенка принадлежат отцу, однако отец не имеет права пользоваться собственным имуществом ребенка.

За ущерб, который его дети причиняют другим лицам, отец несет лишь моральную ответственность; она снимается с него, когда девочке исполняется 12 лет и один день, а мальчику — 13 лет и один день (см. Бар-мицва, Бат-мицва). В вопросах владения недвижимостью совершеннолетними признаются люди с 20 лет.

 

 

4. Особенности питания в религии - Иудаизм

 В религии регламентировано  все от выращивания до приготовления  продуктов питания, а мясо должен  забивать специально обученный  человек. Еда, которую может употреблять  еврей, называется кошерной, а требования к пище – кашрутом, не кошерная еда называется трефовой.

Кошерное питание считается наиболее рациональным и здоровым, продукты экологически чистые, приготовлены с соблюдением правил гигиены. Свод правил приведен в Торе.

Чистыми являются все растения, но не кошерными считаются насекомые, поэтому все продукты просматриваются самым тщательным образом перед тем, как из них приготовить пищу, промываются, просеиваются (в растениях могут быть гусеницы насекомых, в муке – жучки).

Чистое мясо: животные травоядные (жуют жвачку) и парнокопытные (копыта раздвоенные). Если присутствует один из этих признаков, они не кошерные, запрет использования таких животных в пищу еще более строг. Например, свинья – парнокопытное животное, но она не травоядное, поэтому употреблять свинину в пищу нельзя. Заяц жует жвачку, но копыта не раздвоенные, употребление такого мяса тоже грех. К животным, обладающим двумя признаками, относятся коровы, овцы, бараны, жирафы и другие. Из не кошерных животных особенно отмечается свинья, верблюд, кролик, даман. К запрещенным птицам относятся орел, сова. В природе распознать кошерность птиц достаточно трудно, евреи употребляют мясо домашней птицы. Но еда из разрешенного мяса возможна только в случае определенного способа забоя, только специальным человеком, нельзя есть некоторые части животного. Разрешены яйца всех кошерных птиц.

Информация о работе Иудаизм как религия