Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 21:01, доклад

Краткое описание

Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считалось всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых (людей умственного и физического труда), причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом.

Вложенные файлы: 1 файл

Religii-Kitaya.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Власть  в  этом  «государстве  в государстве» передавалась по наследству, само  оно  состояло  из  24  общин, возглавляемых епископами. Жизнь в  этих  общинах  была  организованна  таким образом, чтобы каждый  мог  очиститься,  покаяться  и,  пройдя  через  серию постов  и  обрядов,  подготовить  себя  к  бессмертию.  Согласно  Дао,  тело человека представляет собой микрокосм-это  скопление  духов  и  божественных сил, результат взаимодействия  мужского  и  женского  начал.  Стремящийся  к достижению бессмертия должен, прежде всего,  постараться  создать  для  всех этих духов-монад (их около 36 000) такие условия, чтобы  они  не  стремились покинуть тело. Даосы предполагали достичь этого за счет ограничения  в  еде, специальных физических  и  дыхательных  упражнений.  Так  же  чтобы  достичь бессмертия, кандидат должен был совершить не менее 1200  хороших  поступков, и при этом один плохой поступок сводил все на нет.

В даосизме особое внимание обращается на отправление  основных  обрядов жизненного цикла: рождение, свадьба, похороны.

Важным моментом даосизма является отправление постов: тутаньчжай (пост грязи и угля) и хуанлучжай (пост желтого талисмана),  а  также  празднованию традиционного Нового года по лунному календарю.  Тайно  отмечается  праздник "Хэ ци" ("Слияние духа"), во время которого  даосы считают себя  полностью свободными от всех половых запретов и ограничений.

В период Южных  и Северных династий (IV  -  VI  век н.э.)  в даосизме произошло  деление  на  две  основные   ветви:   "Путь   северных   небесных наставников" и "Путь южных небесных наставников"

При императоре Сюаньцзуне (712 - 756 г.н.э.) династии Тан (618  -  906 г.н.э.) даосизм принял формы  государственной  религии.  Даосские  сочинения "Лао-цзы", "Чжуан-цзы", "Ле-цзы" стали именоваться "истинными канонами",  в каждом округе обязательно должен был быть построен даосский храм.

Император Чженьцзун (998 -  1022  г.н.э.)  из  династии  Сун  приказал собрать и отредактировать новый "Дао цзан" - даосский канон.

На формирование  даосизма  как  религиозной  системы  большое  влияние оказал буддизм, проникший в Китай из Индии в начале  н.э.  и  достигший  там своего наивысшего развития в VI - X веках. Именно в  этот  период  произошло формирование даосского монашества.

В период правления  монгольской династии Юань  (1279  -  1367)  даосизм претерпевал определенные трудности. Был уничтожен ряд даосских сочинений.

Когда китайский  престол заняла национальная династия Мин (1368 - 1644) даосизм вновь возродился, однако  при  следующей  манчжурской  династии  Цин (1644 - 1911)  даосизм постепенно  перестал  играть  особо важную  роль  в духовной жизни Китая.

В 1957 году в Китае  была создана Китайская  ассоциация  последователей даосизма. Главным гуань (даосским монастырем) является  пекинский  монастырь Байюнь гуань (монастырь Белых облаков).

К XX  веку  влияние  даосизма  постепенно  уменьшалось.  Точное  число приверженцев даосизма неизвестно, по приблизительной оценке к концу XX  века наиболее активных даосов насчитывалось около 20 миллионов человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В Китае никогда  не было сильной и жестко централизованной «церкви». Традиционная религия в Китае представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее  в Древнем Китае и оказывавшее  огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного  строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

Главным в конфуцианстве  были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь «благородные мужи».

Основное понятие  даосизма - понятие Дао. Дао - высший закон бытия. Даосизм  ставит  перед  собой  цель  раскрыть  перед  человеком  тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти, и становится понятно, почему  он возник.  Ведь   мистическое   и   иррациональное   осталось   за   пределами конфуцианства,  не  говоря   уже   о   древней   мифологии   и   примитивных предрассудках.

На протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения, иногда становился официальной идеологией какой-либо династии. Но, тем не менее, он был нужен как образованным верхам, так и необразованным низам китайского общества. Образованные верхи обращались чаще всего к философским теориям даосизма, к его древнему культу простоты и естественности, слияния с природой и свободы самовыражения. Часто отмечалось, что китайский интеллигент (любой), будучи в социальном плане конфуцианцем, в душе всегда был немного даосом. Необразованные низы искали в даосизме другое. Их привлекали социальные утопии с уравнительным распределением имуществ при жесточайшей регламентации жизненного распорядка. Эти теории играли свою роль в качестве знамени в ходе средневековых крестьянских восстаний. Кроме того, с народными массами даосизм был связан обрядами, практикой гадания и врачевания и т.п. Именно на этом, низшем уровне даосизма складывается тот гигантский пантеон, которым всегда отличалась религия даосов. В этот пантеон наряду с главами религиозных доктрин мог попасть любой незаурядный исторический деятель, даже простой чиновник, оставивший после себя хорошую память. Даосизм в Китае, как и буддизм, занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей, однако в периоды кризисов, когда централизованная власть приходила в упадок, даосизм выходил на передний план, проявляясь в народных восстаниях, которые двигали утопические идеи даосизма.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Чжуан-цзы. // Пер.Малявина В. В..– М.; Минск, 2001. гл.6.
  2. Ян Хин-шун. Дао Дэ Цзин: Древнекитайская философия.- М:, Мысль, 1972. п.7.
  3. Мифологический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского.– М., 1990г. С. 699.
  4. Васильев Л. С. История религий Востока.– М., 1993г. С. 148-189.
  5. Лукьянов А. Е. Лао-Цзы (Философия раннего даосизма).– М., 1991г. С. 123-136.
  6. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке.– М., 1989г. С. 107-130.

 

 

 

 

 

 

 

1 Легизм-учение школы фацзя («законников»), одного из основных направлений древнекитайской этико-политической мысли.

2 Ян Хин-шун. Дао Дэ Цзин: Древнекитайская философия.- М:, Мысль, 1972. п.7.

3 Чжуан-цзы. // Пер.Малявина В. В..– М.; Минск, 2001. гл.6.

 


Информация о работе Конфуцианство