Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:35, доклад
В Китае есть высшее божественное начало – Небо. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя считаться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. В китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда, и Дао. Однако, не они, а именно Небо центральной категорией верховной всеобщности в Китае.
Культ неба в Китае
В Китае есть высшее божественное начало – Небо. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя считаться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. В китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда, и Дао. Однако, не они, а именно Небо центральной категорией верховной всеобщности в Китае. Примечателен тот факт, что к буддийским и даосским монахам китайцы относились с нескрываемым пренебрежением, без должного уважения и почтения. Что касается конфуцианских ученых, чаще всего выполнявших важнейшие функции жрецов во время культовых отправлений в честь Неба, то они всегда считались привилегированным сословием в Китае.
Культ Неба появился в Китае начиная с эпохи Чжоу, и долгое время существовал вместе с культом первопредка Шанди. Чжоусцы приписывали им одни и те же функции и равно считали верховной божественной силой. С точки зрения американского синолога Г.Крила, земледельцы-чжоусцы поклонялись небу как верховному божеству. После завоевания Инь они нашли, что иньский верховный бог Шанди в общем соответствует их Небу, в результате чего они и идентифицировали Небо и Шанди, как это делали римляне с греческими богами.
С течением времени культ Неба окончательно вытеснил культ Шанди в главной функции верховного божества. Как Л.С. Васильев пишет в своей книге, Небо было верховной божественной силой. Подобно Шанди, оно обладало свойством карать непокорных и нерадивых, награждать послушных и достойных, покровительствовать мудрым и честным. Но в отличии первопредка Шанди, Небо представляло уже совсем иное явление. Оно выступало в качестве абстрактной регулирующей силы, было олицетворением разума, целесообразности и высшей справедливости.
В полном соответствии со всем уже выработавшимся стилем древнекитайской цивилизации культ Неба не приобрел в Чжоуском Китае ничего сверхъестественного или мистического. Напротив, обожествление Неба, с самого начала имело несколько рационалистический характер. Даже тот факт, что Небо в представлении чжоусцев ассоциировалось с некой верховной всеобщностью, стоявшей над земным миром, и то, что чжоуский правитель по традиции уже считался не потомком Шанди, а «сыном Неба» -- все это не придавало культу Неба заметного мистического оттенка. Все отчетливо представляли, что «сын Неба» -- это не более как аллегория, как символ подчиненности земного правителя высшим небесным силам, ему покровительствующим.
Культ Неба с этого времени стал важнейшей прерогативой и обязанностью китайского императора. Он один имел право и должен был отправлять все обряды этого культа в полном объеме. А отправление этих обрядов всегда считалось в Китае делом первостепенного государственного значения. В свою очередь «веления» Неба стали считаться законом для страны, «воля» Неба – священной, а признаки небесной активности – свидетельством одобрения или гнева Неба.
Как пишет Е.И. Кычанов, из числа выработанных западночжоускими идеологами узаконений власти вана, центральное место, несомненно, принадлежит утверждению, что в последнем была воплощена связь чжоусцев с космическим порядком. Ван представлялся земным аналогом Неба, верховного божества в религии чжоуского правящего рода, в котором древние признавали личное начало, наделенное рядом чисто этнических предикатов. Небо и Ван выступали как два мироустроителя, носящие имена «верхнего» и «нижнего» владык.
В раннечжоуском периоде ведущее место отправления культов занимали ритуалы жертвоприношений Небу. У иньцев жертвоприношения совершали те же лица, что и гадания. В эпоху Чжоу жрецы-гадатели постепенно теряли свой статус, тогда как жрецы-чиновники, напротив, со временем поднимались все выше, заняв в чжоуском Китае положение важного звена в системе государственного аппарата. Такие жрецы являлись главными и единственными служителями тех важнейших государственных и общественных культов, которые стали играть важную роль в эпоху Чжоу, к ним относится культ Неба.
В обязанности жрецов-чиновников в дни ритуалов в честь Неба входили заботы о подготовке храма или алтаря, о расставлении ритуальной утвари, о подборе животных и предметов для жертвоприношения, о создании условий для соблюдения поста, омовения и облачения. Строгое соблюдение церемониала считалось важнейшим делом.
По сравнению с эпохой Шан-Инь, в эпоху Чжоу, количество обрядов и ритуалов резко возросло. Только терминов, обозначающих разные виды ритуалов и жертвоприношений, можно насчитать в чжоуских книгах несколько десятков.
Основными объектами жертвоприношений издревле было все самое лучшее, самое ценное. Как правило, это были лошади и быки определенной масти и возраста, в ритуалах рангом пониже – бараны, свиньи, собаки и куры. Важную роль играло зерно разных сортов, особенно просо. Из проса выделывали вино, которое тоже занимало значимое место среди изысканных блюд, предлагавшихся вниманию богов. Жертвенная пища и все остальное угощение подавались на великолепных блюдах и в сосудах из нефрита и бронзы, причем количество предлагаемых даров находилось в строгом соответствии со значением божества. Самые обильные жертвоприношения обычно делались Небу.
Жертвоприношения совершались либо в специальных храмах, либо на алтарях под открытым небом. С жертвенными продуктами тоже поступали по-разному. Их либо сжигали, топили, закапывали в землю, либо торжественно поедали на сопровождавшем ритуал пиршестве после формального предложения в качестве жертвы. Кровью жертвенных животных, которая считалась священной и обладавшей большой магической силой, участники жертвоприношений мазали губы, а так же различные ритуальные предметы -- барабаны и колокола, предназначавшиеся для изгнания злых духов, или черепашьи панцири, использовавшиеся для гаданий. Что касается принесения в жертву людей, то в эпоху Чжоу это осуждалось и почти полностью прекратилось.
Огромную роль играла ритуальная символика. Дошедшие до нас памятники древнекитайского искусства, в первую очередь изделия из бронзы и нефрита с рисунками и орнаментом, обязательно несли смысловую нагрузку, связанную с ритуальной символикой. Символом Неба считался круг, это могло быть как изображение на сосуде, так и отдельные диски из нефрита.
Как упоминалось, Небо в чжоуском Китае выступало в виде абстрактной регулирующей силы и было олицетворением разума и высшей справедливости. Позже, после распространения в Китае учения Конфуция, конфуцианцы еще усилили эти рационалистические черты культа Неба, превратив его в своеобразный символ верховного божественного порядка, в главный регулятор вселенной, центром которой, конечно, считался Китай. При этом – в полном соответствии с общим духом и основной направленностью учения – конфуцианство почти совсем исключило из сферы своих интересов отношение к Небу, как к элементу великой Природы. Небо воспринималось конфуцианцами лишь в качестве основной пружины социальной жизни, верховного регулятора человеческой жизни на земле. Соответственно были выработаны и нормы взаимоотношений людей с Небом.
По традиции, свято соблюдавшейся и возвеличенной конфуцианством, главным агентом общества в его общении с Небом выступал правитель. Верховный правитель Китая, «сын Неба», не только почитался в качестве родоплеменного главы и первосвященника чжоусцев, но и выступал в виде посредника между миром людей и миром богов и духов. Усилиями конфуцианцев «сын Неба» был возвеличен еще более. С течением времени он превратился в фактически единственного носителя божественной благодати и оказался на положении полубога. Как и прежде в общении с Шанди, он был единственным, кто имел право непосредственно общаться с Небом, совершать обряды и приносить жертвы в его честь.
Будучи по форме деспотией, правление китайского императора официально ограничивалось конфуцианским учением о добродетели и освященным нормам обычного права. Каждый шаг и поступок императора, его одежда, пища, жены, гарем, слуги и колесницы – буквально все было строжайшим образом регламентировано. И что особенно важно, все эти многочисленные обязательные ритуалы непременно опосредовались волей Неба, божественным порядком, якобы строго-настрого предписанным всем государям Поднебесной и идущим еще от великих древних правителей, мудрость и заветы которых свято чтят и хранят окружающие государя ученые-конфуцианцы.
На тот случай, если государь решит пренебречь всеми ритуалами и править самолично, конфуцианство выработало свой знаменитый тезис о переменчивости божественного небесного мандата. Согласно этому тезису, небесный мандат на право управления Поднебесной вручается Небом только высокодобродетельному правителю и безжалостно отбирается у государя недобродетельного.
Ссылками на волю мудрого Неба, которое «бдительно следит» за поведение государя, консервативные китайские конфуцианцы запугивали любого императора, пытавшегося провести какие-либо реформы. Практически этот бдительный надзор ревнителей старины осуществлялся прежде всего посредством специальных наблюдений за «волей Неба», проявлявшихся в небесных предзнаменованиях. Все «небесные предзнаменования» -- затмения солнца и луны, появление комет, стихийные бедствия играли в руках опытных конфуцианских придворных роль могучего орудия запугивания и шантажа. Так, в периоды правления абсолютно «добродетельных» ханьских императоров не только не были зафиксированы некоторые затмения, но не была даже замечена яркая комета Галлея. В то же время небесные явления мелкого масштаба выпячивались и старательно обыгрывались в другие периоды, например в годы правления узурпировавшей власть императрицы Люй-хоу, когда эти явления использовались в качестве грозных небесных предупреждений. Отсюда следует, что с помощью нарочитого выпячивания и замалчивания небесных явлений, всегда воспринимавшихся в виде грозного предупреждения Неба, конфуцианцы подвергали косвенной критике деяния неугодных им правителей. Китайские источники полны сообщений о том, как в годы стихийных бедствий и небесных знамений, китайские императоры, вполне осознававшие свою ответственность за деяния, вызвавшие «гнев Неба», шли в храмы, приносили обильные жертвоприношения и униженно каялись в своих прегрешениях.
Древние китайцы представляли сотворение мира как постепенное отделение неба от земли, в мифах есть упоминание о том, что первое время на небо можно было забраться по особым небесным лестницам. В более поздние времена появилась иная интерпретация архаического представления отделения неба от земли. Согласно этому варианту верховный правитель Чжуань0сюй повелел своим внукам Ли и Чуну перерезать путь между небом и землей. Наряду с представлением и пути на небо существовали мифы о горе Куньлунь, которая как бы соединяла землю и небо: на ней находилась нижняя столица верховного небесного владыки. В основе этих мифов лижит представление о некой «мировой оси», которая принимает форму не просто горы, но и возвышающейся на ней столицы – дворца. Другое представление о космической вертикали воплощено в образе солнечного дерева – фусан, в основе которого лежит идея дерева мирового. На дереве фусан жиыут солнца – десять золотых воронов. Все они – дети матушки Си-хэ, живущей за Юго-Восточным морем. Люди верили, что солнце сперва купается в заводи, а затем поднимается на фусан и отправляется в путь по небу. По некоторым версиям, солнце по небу везет в колеснице сама Си-хэ. Постепенно оно проходит на крайний Запад, где садится на другое солнечное дерево жо. С представлением о множественности солнц связан миф о нарушении космического равновесия в результате одновременного появления на небе десяти солнц. Посланный с небес стрелок И поражает своими стрелами девять солнц.
В Китае так же имелись лунарные мифы. В «Шань хай цзине» говорится, что среди великой пустыни есть гора, Жиюэшань, являющаяся небесным стержнем, в тех краях заходит солнце и луна.
Считалось, что на луне живет белый заяц, толкущий в ступе зелье бессмертия. Если солярные мифы связаны со стрелком И, то лунарные с его женой Чан-э, которая похищает у И снадобье бессмертия и, приняв его, возносится на луну, где живет одиноко.
Разрозненные первоначально образы мифологии отдельных древнекитайских племен постепенно складывались в единую систему, чему способствовало развитие натурфилософских представлений и, в частности, различных классификационных систем, среди которых наибольшее значение имела пятеричная система – по пяти стихиям. Под её влиянием четырёхчленная модель мира превращается в пятичленную, соответствующую пяти ориентирам в пространстве, верховный небесный правитель осознается теперь уже как божество центра. В надписях на гадательных костях эпохи Шан-Инь, можно встретить знак «ди», бывший своеобразным титулом для душ умерших представителей и соответствовавший понятию «божественный предок». Как предположил японский ученый Като Цунэката, этимологически сама графема «ди» есть изображение алтаря для жертвоприношений небу.