Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:49, доклад
В евангельской истории мы не находим каких-либо указаний на то, чтобы Иисус Христос дал Своим ученикам предписания относительно праздников.
Сам Он отмечал иудейские праздники, например Пасху. Субботу (не праздник, а священный день для иудеев) он использовал как наиболее удобное для проповеди время, по причине большого стечения народа. И своим поведением показывал свое (а, значит и Божье) отношение к седьмому дню. И Он не вменил в обязанность Своим последователям празднование иудейских праздников и соблюдение субботы.
В евангельской истории мы не находим каких-либо указаний на то, чтобы Иисус Христос дал Своим ученикам предписания относительно праздников.
Сам Он отмечал иудейские праздники, например Пасху. Субботу (не праздник, а священный день для иудеев) он использовал как наиболее удобное для проповеди время, по причине большого стечения народа. И своим поведением показывал свое (а, значит и Божье) отношение к седьмому дню. И Он не вменил в обязанность Своим последователям празднование иудейских праздников и соблюдение субботы.
Апостолы и их преемники из иудеев также участвовали в иудейских праздниках и по примеру своего Учителя с особым рвением проповедовали в субботу дни Благую Весть. Одновременно апостолы снимают с христиан тягостное бремя Закона, которое лежало на иудейских праздниках. (Рим. 14:5; Гал. 4:9-11).
В следующие два века
Церковь постепенно устанавливала целый
ряд новых праздников и в духе христианского богословия раскр
Значительное умножение
число праздников произошло в IV веке; постепенно
менялась и сама идея христианского праздника.
Перемена была связана с перерождением эсхатологическог
С IV века праздники приобретали
смысл мистериальный: воспоминания, культовоговоспро
Во времена догматических споров праздники начали отражать и закреплять достигнутые в них результаты. Так, развитие рождественского цикла было связано с борьбой за Никейское православие, за «единосущие».
Характерна замена каппадокийца
Третий исторический этап состоял в дальнейшем развитии цикла праздников: возникновение особых подготовительных недель Праотцев и Святых Отцев, промежуточного праздника Обрезания Господня и завершительного — Сретения. Совершенно аналогично развитие Пасхальногоцикла с его постепенным восполнением специальными историческими воспоминаниями Страстной седмицы, с одной стороны, Вознесения иСошествия Святого Духа — с другой.
Праздники стали переживаться как ряд прорывов в некое инобытие, как причащение реальности, ничем не связанной с миром сим. Дата праздников становилась всё более условной: если в пасхальном и рождественском кругах остается ещё связь с годом, то есть временем и его ритмом, то в праздниках более позднего происхождения она практически исчезает. Так, например, установление праздника Преображения Господня 6 августа имело причиной освящение трех храмов на Фаворской горе в этот день.
Из Богородичных праздников древнейшим следует признать Собор Пресвятой Богородицы, непосредственно примыкающий к Рождеству Христову. На Западе ему соответствует Торжество Пресвятой Богородицы 1 января, отмеченный в некоторых древних литургических памятниках. Это указывает на первичную связь литургического почитания Божией Матери с рождественским циклом, который, в свою очередь, в своих истоках определён идеей года. Но по мере того, как сама идея праздников, развиваясь, обособлялась и становилась независимой от общей структуры литургического года, связь эта ослабевала. За исключением даты Благовещения (девять месяцев до Рождества Христова), остальные даты Богородичных праздников приурочены к освящению Богородичных храмов в Палестине: празднование Успения (15 августа) восходит к освящению храма в честь Божией Матери между Вифлеемом и Иерусалимом; таково же происхождение дат праздников Рождества Богородицы — 8 сентября и Введения во храм — 21 ноября.
По такому же принципу возник праздник Воздвижения Креста, связанный с освящением храма над Гробом Господним, и Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (освящение храма Предтечи в Севастии).