Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:25, контрольная работа
Целью написания работы является рассмотрение мифа, как феномена культуры. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать мифологическую картину мира, в том числе дать определение понятию «миф» и сформулировать культурологические концепции его изучения;
Описать типологию мифов
Изучить функции мифа
Рассмотреть роль мифов в современном мире.
Введение 3
1. Мифологическая картина мира 5
2. Основные типы мифов 8
3. Функции мифа 12
4. Современные мифы и их роль в культуре 14
Заключение 17
Список литературы 18
Мифология в условиях цивилизации перестает быть фундаментом всей культуры. Современная мифология отличается от древней. Она менее устойчива, многое в ней изменяется под влиянием перемен в общественной жизни. Она более разнообразна, но своему смысловому содержанию. Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют свойственные им наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания. В современном мифологическом мышлении, как и прежде, царит дух мистицизма, однако многие мифы XX в. выступают в облике рационального знания.
Одна
из основных тенденций развития культуры
XX века – активное обращение к
различным формам мифомышления и
мифотворчества. Представления об особой
роли, которую в становлении
Благодаря
кинематографу появилась
Такие категории мифологического мышления, как сверхъестественное и чудо, своеобразно актуализировались в ХХ в. Благодаря техническим достижениям многое из того, что еще 150 лет назад казалось чистой фантастикой, стало повседневной реальностью. Например, телевизор или видеомагнитофон - это своеобразные модификации сказочного волшебного зеркальца, самолет как бы воплотил в жизнь мечту о ковре-самолете и т.д.
В фольклоре многих народов существовало представление о том, что в мифические времена люди обладали чудесными способностями: они умели летать, знали секреты вечной молодости и т.д., а потом лишились этих способностей, так как утратили магические приемы. Можно сказать, что научно-техническая революция вернула человека в мифические времена, и он снова может летать, мгновенно передавать сообщения на гигантские расстояния и т.д.
В настоящее время все еще сохранились мифологические корни нашего сознания. В школе их изучают на литературе и истории. При объяснении многих вещей опираются на мифологию.
Создаются и новые мифы, связанные с появлением новой, научной картиной мира. Выделяют четыре группы современных мифов:
1.
Мифы политической и
2.
Религиозные и этнические мифы,
связанные с
3. Мифы, связанные с «внерелигиозными верованиями» (например, об НЛО и инопланетянах, о снежном человеке, о всесильных экстрасенсах-целителях и т.д.).
4. Мифы массовой культуры, в центре, которых стоит миф об Америке и американском образе жизни.
Политическая мифология не отражает реальность и не стремится ее объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс.
Политические мифы
Одна из особенностей современных мифов заключается в том, что они распространяются с помощью СМИ. Сущностно важные идеи рождаются именно в органах власти, а не в СМИ и только тиражируются последними. Деятельность СМИ заключается в том, что они распространяют мифы, которые маскируют под информацию. Покой, порядок и заговоры против обывателей. Особое внимание, в современных мифах, уделено проблеме обыденного мышления. Можно охарактеризовать три константы массового сознания («покой», «порядок» и «справедливость»). Именно такой системой ценностей обусловлен бытовой консерватизм, который обращается к прошлому как к идеалу, ибо оно кажется уже застывшим и неизменным.
Итак, мифотворчество в XX в. становится весьма распространенным. И это закономерно. Ведь мифологическое мышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается все в новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнает себя, и только миф удовлетворяет его любознательность, его потребности в познании.
Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.
Главное значение
мифов состоит в том, что они устанавливали
гармонию между миром и человеком, природой
и обществом, обществом и индивидом и таким
образом обеспечивали внутреннее согласие
человеческой жизни.
Миф – это
система мировоззрения и мировосприятия.
Миф представляет собой древнее знание,
которое тщательным образом сберегалось
на протяжении тысячелетий, поскольку
являлось необходимым условием выживания
социума.
Подводя итог, можно сказать, что мифы играли большую роль в сознании людей. Миф является тем культурологическим фактором, который во многом может пролить свет в исследовании эволюции восприятия человечества. Миф как тень человечества присутствует в любом виде деятельности.
Миф предстаёт как всеобъемлющий и все проникающий феномен, организующий и регулирующий систему отношений человека и окружающего его мира.
Таким образом, цель работы, заключающаяся в рассмотрении мифа, как феномена культуры
достигнута; поставленные задачи выполнены,
а именно: мы охарактеризовали мифологическую
картину мира, изучили типологию и функции
мифов, а также исследовали роль мифов
в современном мире.
Список литературы