Научная и религиозная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

Наступил XXI век. Решены вроде бы все проблемы человечества. Меньше стало голодающих, сделан огромный прорыв в области энергетики и генной инженерии, объехать земной шар стало делом нескольких дней, получены лекарства на ранее неизлечимые болезни, без компьютера скоро и ступить будет некуда.

Содержание

Введение
Взгляд религии на происхождение мира.
Творение мира.
«Дни» творения.
Современная картина происхождения Вселенной.
Рождение Вселенной.
Структурная самоорганизация Вселенной.
Возможность построения целостной картины мира.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Religiya - referat.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим невольно возникает вопрос, способно ли усложнение вещества достигнуть самых высоких уровней вне планет, в межзвездной среде или в оболочках не очень горячих звезд? Иначе говоря, возможна ли там жизнь?

Эта тема неоднократно обыгрывалась в научно-фантастических произведениях, но современная наука не позволяет дать ни положительного, ни отрицательного ответа на этот вопрос. Пока мы знаем только один вариант жизни в Космосе - на Земле.

Наличие тяжелых химических элементов, а также молекул и  их соединений обеспечивает также возможность  образования около некоторых  звезд второго поколения планетных  систем типа Солнечной. В таких системах становится возможным протекание геологической и химической эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возможность построения целостной картины мира.

 

Важное значение для взаимопонимания  между богословами и учёными, как считают многие христианские богословы, для теологии имеет принцип  дополнительности.

Как известно, согласно квантовой  механике, невозможно одновременно получить точную информацию о скорости и координатах  частицы. Чтобы получить целостную  информацию физики используют принцип  дополнительности, Выдвинутый Н. Бором  для истолкования познавательной ситуации, возникшей в квантовой механике.

Р. Рассел обращает внимание на то, что, согласно Н. Бору, мы не можем говорить о природе, независимой от измерения, и мы вряд ли когда-нибудь узнаем, какова она сама по себе. Поэтому неправомерно распространять наши способы её изучения на неё саму. Дополнительность, таким образом, является неизбежным и непреодолимым ограничением, наложенным на научное познание.

Рассматривая дополнительность как  эвристическое приспособление в  познавательном процессе, многие теологи в своих доктринах используют её язык.

Так, известный немецкий католический теолог Г. Кюнг замечает, что можно  провести прямую параллель между  непостижимостью и непредставимостью  света как волны и частицы, и непостижимостью и непредставимостью  феномена воскрешения. При помощи языка дополнительности выражается также двойственность человеческого и божественного в единстве трёх ипостасей, разрабатываются персональные и имперсональные модели Бога.

Многие теологи считают построение единой целостной картины мира вполне возможным, хотя они и отдают себе отчёт в том, что это очень непростое дело. Для реализации данной задачи они считают необходимым объединение религиозного и научного путей познания действительности.

По мнению этих теологов, научные  теории обладают большими ресурсами, которые можно плодотворно использовать в теологическом исследовании. Как подчёркивает Иоанн Павел II, для адекватной реализации этих ресурсов теологи, несомненно, должны быть сведущими в науках. Нужно найти путь к согласию и конструктивному взаимодействию, дающему возможность создания единой, согласованной адекватной картины мира.

М. Хеллер, О. Шпюльбек и многие другие теологи предупреждают, что при  этом важно не впасть в две крайности  –

в чрезмерное превознесение,

или, наоборот,

принижение той или другой стороны.

Здесь следует быть очень осторожными  – нужно преодолеть соблазн в  век научно-технического прогресса  фиксировать прежде всего сходство между религией и наукой, и забывать о различиях или, наоборот, абсолютизировать эти различия.

Конечно, замечают они, следует согласиться  с тем, что наука более объективна, чем религия; что факты, которыми оперирует религия, существенно  отличаются от научных и возможность  их экспериментальной проверки гораздо  более ограниченна. Чтобы теология была жизненной, способной к развитию и совершенствованию, к формированию адекватного мировоззрения, нужно признать необходимость её постоянного контакта с наукой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Я считаю, что истина лежит между  двумя этими точками зрения. Наука  обеспечивает лишь удобства и способствует общему повышению уровня жизни, а религия, которая формирует такие важнейшие факторы как мораль и нравственность, определяет саму возможность существования человеческого общества.

Человек живёт в сложном и  меняющемся мире. Он непрерывно взаимодействует с живой и неживой природой и себе подобными. Совершая те или иные поступки, принимая решения, затрагивающие лишь его самого или целые сообщества, человек действует под влиянием двух важнейших факторов, которые обобщенно принято обозначать терминами «чувства» и «разум». Подчинять все свои действия только чувству или только разуму нельзя в принципе. Вся история человечества это однозначно подтверждает. Наука может помочь только в одной из этих сфер, да и то в областях, относительно немногочисленных и ограниченных общими, обсуждавшимися выше принципами построения научного знания.

В отношении научной картины  мира мне очень нравится высказывание Л. Грибова : «Трудно поверить, чтобы  постепенно превращающаяся в человека обезьяна могла, опять-таки наблюдая вокруг себя в готовом виде и своих сородичей, и растения, и животных, сообразить, что жизнь зародилась в воде, что растения появились раньше животных и что человек возник в конце цепи творения!» Эта мысль как никакая другая убивает все научные доводы. Но всё-таки, мне кажется, что и у религиозной картины мира есть свои недостатки, которые не могут дать нам повода для утвердительного ответа на вопрос: создан ли мир Богом или наша Вселенная зародилась в результате «большого взрыва».

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1996 г.
  2. Грушевицкая Т. Г. Концепции современного естествознания. Высшая Школа, 1998 г.
  3. Девятова С. В. Современное христианство и наука, 1994 г.
  4. Л. Грибов Наука и религия: от конфронтации к дополнительности // Высшее образование в России № 1, 1997 г.
  5. К. Делокаров Закончилось ли противостояние науки и религии?

// ОНС

 

 

 

 

 

 

1 Флуктуация - небольшое, нерегулярное хаотическое изменение какой-либо физической величины.


Информация о работе Научная и религиозная картина мира