Начальная стадия представления человека о сверхъестественном – возникновение религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:25, реферат

Краткое описание

"Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестествен-
ное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Тео-
логия использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного
начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит
мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось
проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий,
чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у
разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над
природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 84.15 Кб (Скачать файл)

Итак с начала бог для человека изображается в животном  обли-

чии  или  как  полуживотное-получеловек, и его функции в основном

связаны с жизнью самого человека.     

В дальнейшем мы встречаем частичное  отделение  необъяснимого

от природы, т.е. существование  независимых физически, но покрови-

тельствующих  природе  духов,  которых  человек не может видеть и

ощущать, но считает возможным влияние  на них. Сам способ  влияния

не  изменился - это те же моления и жертвоприношения. Уже на этом

уровне возникают вопросы о возникновении всего сущего,  возникают

космогонические мифы о возникновении мира. Также появляются пред

ставления  о  сущности  смерти, о продолжении существования после

смерти и т.д. Т.е. мы встречаем  попытку человека осознать  мир  и

свое  место  в  нем. В этот момент бог предстает перед человеком,

как множество физически  неоформленных сил, жизнь которого зависит от них. Теперь человек пытается общаться с ними путем сновидений, подсознательных явлений и т.д.    

Далее боги формируются в четкое и определенное  понятие.  Это

либо  люди  (они,  как правило, выступают в некотором множестве),

либо антропоморфные существа, которым опять приписывают силы природы, жизненный успех, ремесленнические покровительства. Образ их существования схож с человеческим, т.к. приносимые жертвы  в  основном  считаются  пищей  и предметами пользования богов. На этом этапе возникают мифы о появлении богов, об  их   влиянии  друг  на друга,  часто  об их жизни и бессмертии. Человек

                                          -15-

боится смерти, и поэтому бессмертие он приписывает богам. Ранее и

сейчас мы  встречаем в любой религии правила, которые должен исполнять человек на протяжении жизни. Одно из самых древних "правил" - это поклонение предкам.  История  этого  культа тянется еще со времен племенного устройства. Часто он связан  с   обожест- влением   самих  предков  и представлениях  о  загробном  мире. Еще одно из основных правил - это почитание богов. Также существует правило сохранения государственных устоев. Оно проявляется как обожествление императоров  и выполнение своих   обязанностей перед ним.    

Вот  некоторые  из основных необходимых понятий для человека.

Помимо них проявляются чисто  нравственные понятия  более  свойст-

венные для мировых религий.     

Итак Бог из животного проийдя некий путь развития переходит в

схожее  с человеком существо, до некоторого периода выступающее в

множественнном числе, которое является либо путем появления всего

сущего, либо не являясь причиной, становится творителем и  прави-

телеми мира, он устанавливает правила, следит за их выполнением и

решает судьбу человека в  зависимости от их исполнения.    

В  мировых  религиях,  которые  мы  рассмотрим чуть ниже, Бог

предстает несколько в  иной ипостаси. Он опять же сохраняет  за со-

бой права правителя, но теперь намного  ярче выступают  нравствен-

ные понятия.    

 

 

                               

Три мировые религии – мировое  религиозное наследие: буддизм, ислам  и христианство.    

 

 

    На  данный момент в мире существует три мировых религии: буд-

дизм, ислам и христианство. Характерными их особенностями являет-

ся место распространения религии не зависящее от места ее возник-

новения.    

Так происхождение буддизма до сих пор не известно, эта  рели-

гия распространена в Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, Японии

и других странах.    

Исследователи буддизма предполагают, что эта религия возникла

в 6-5 векох до н.э.    

В  основе  ее  лежит поверие, что основатель этой религии был

сыном царя одного из североиндийских государств. Его звали  Сидд-

                                           -16-

хартха,  а  позже  Гаутама.  Царевич никогда не видел вокруг себя

мрачного, тяжелого, безобразного, не подозревая о его существова-

нии, проводя молодые годы за высокими стенами дворца.  Толчком  к

душевному перевороту послужили  для царевича четыре встречи: дряхлый  старик,  жестоко страдающий больной, покойник и нищий монах.

 Так он узнал о существовании болезни, старости, смерти.  И  решил

отречься  от роскоши и наслаждений и найти душевный покой в аске-

тизме. Он стал аскетом-отшельником, семь лет провел в лесу,  доб-

ровольно самоистязая себя, чтобы достигнуть душевного мира и поз-

нания истины. Далее он понял, что это неправильный путь спасения.

Однажды  ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли,

Гаутама внезапно достигает "просветления".  Ему  открывается  вся

истина.  С этого момента он становится Буддой - Просветленным. Он

пришел к убеждению, что обе  крайности - и жизнь, полная  удоволь-

ствий  и похоти, и жизнь добровольных страданий - равно далеки от

правильного пути. Первая - это "жизнь  низменная,  неблагодарная,

противная духу, недостойная, ничтожная"; вторая - "жизнь мрачная,

недостойная,  ничтожная".  Правильный путь лежит по середине. Это

путь самоуглубления для  познания истины, путь ведущий к покою и к

просветлению духа. Вся жизнь, согласно учению Будды, это  страда-

ние.  Причина страдания - привязанность к жизни, жажда бытия. Эта

жажда "ведет от возрождения  к возрождению". Прекращение страдания заключается в "устранении этой жажды через полное уничтожение желания". Человек должен подавить в себе всякое стремление к существованию, всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было. Чтобы достичь этого, человек должен следовать  "восьмеричным  путем", ведущим к прекращению страданий: "праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведный образ  жизни, праведные  стремления,  праведные помыслы, праведное созерцание".

   Так человек достигнет в конце концов совершенства: он станет  ар-

хатом - святым и погружается в нирвану. Нирвана - последнее, иде-

альное  состояние,  к  которому должен стремиться мудрец. Нирвана

означает прекращение цепи перерождений, которые  составляют  удел

человека.  Цепь перерождений у будистов называется сансара. Пере-

рождаясь, живое существо может  принять  не  только  человеческую

форму: оно может возродиться  животным, растением, злым духом, бо-

жеством.  Будда  первый  из  людей достиг "просветления" и ему не

грозит уже новое рождение. Смерть Будды  -  это  непосредственный

                                          -17-

переход в нирвану.    

Моральные заповеди первоначального  буддизма носили преимущес-

твенно отрицательный характер: не убивать ни одного живого сущес-

тва,  не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.

Одно из важных заповедей буддизма - любовь и милосердие  ко  всем

существам. Буддизм отрицает единство души человека. Основу психи-

ческой  жизни человека составляют отдельные драхмы ( означает за-

кон, учение, религия, истинно  реальное, качество, основное значе-

ние - носитель своего признака, т.е. носитель душевных  свойств).

Таких  драхм  у человека много. В числе драхм есть "чувственные",

"сознания" и еще  несколько категорий, в том  числе "неподверженные

бытию" и стремящиеся к покою - нирване. По смерти человека  драх-

мы,  составляющие его личность, распадаются, но под действием той

драхмы, которая создана всей деятельностью  человека во время  его

жизни  и  в  предшествующих перерождениях, они вновь соединяются,

уже в новых комбинациях, и дают начало новой личности. Так  совер-

шается вечный круговорот драхм, это мучительное  "колесо  бытия",

вырваться из которого человек  может, только следуя заповедям Буд-

ды.    

Позже  возникает  учение  о махаяне - "большой колеснице" или

"широком пути" спасения. Здесь  Будда  становится  главенствующим

богом,  возникают также некоторые другие боги, достигшие нирваны.

Еще одно новшество махаянистов - допущение мирян в нирвану  (уче-

ние  о  рае). В раю сукхавати пребывают души праведников, которым

предстоит воплотиться на земле  еще только один  раз,  прежде  чем достигнуть нирваны. Возникает понятие ада для грешников, нарушаю-

щих законы Будды.    

Такова основа буддистского учения.     

Ислам  - самая поздняя по времени возникновения религия - она

возникла в 7 веке нашей  эры в Аравии.    

Основателем ислама был пророк божий  Мухаммед, араб, живший  в

Мекке. Считалось, что он получил от бога ряд откровений, записан-

ных в священной книге Коране и передал их людям. Коран ("Коран" -

чтение)  - основная священная книга мусульман. Это свод изречений

и поучений, продиктованных самому пророку  архангелом  Джебраилом.

Другая  часть  религиозной  литературы мусульман - сунна (сонна),

состоящая из священнных преданий о жизни, чудесах и поучениях Му-

хаммеда. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее назы-

ваются суннитами, они составляют значительное большинство в

                                       -18-

Исламе.    

Жизнь пророка представляется таким  образом: Мухаммед жил око-

ло  570-632  гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где

нашел мало посдедователей и откуда ушел в Медину (переход для му-

сульман становится началом особого летоисчисления - мусульманской

эры). Здесь ему удалось собрать  много приверженцев.  Опираясь  на

них,  он  подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть

Аравии под знаменем новой  религии.    

В проповедях Мухаммеда основную часть  занимает строгое требо-

вание почитать только единого Аллаха и быть  безусловно  покорным

его воле. Само слово "ислам" означает покорность. "Свидетельству-

ет  Аллах,  что  нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие

знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме не-

го, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом - ислам..."

Сам Аллах изображается В Коране, как существо с чисто  человечес-

кими  моральными качествами, но в превосходной степени. Важнейшее же качество Аллаха - это его бесконечное   могущество   и  величие.

Поэтому и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране  -  это  требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин  должен верить, что

есть только один бог - Аллах;  что  Мухаммед  был  его  посланни-

ком-пророком;  что  существуют  ангелы и злые духи (джинны) - они

находятся во власти бога и исполняют  его волю;  что  в  последний

день  мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои де-

ла: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю,  грешные  и

неверные гореть в геенне; что существует божественное предопреде-

ление,  ибо  Аллах  каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Для мусульманина обязательна пятикратная  молитва  каждый  день  в

установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в дру-

гих  случаях,  после какого-либо загрязнения; налог в пользу бед-

ных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в  тече-

ние  всего месяца; паломничество в священный город Мекку, которое

правоверный мусульманин должен по возможности совершить  хотя  бы раз  в  жизни. Также обязательно обрезание мальчиков, запрет есть свинину, строгое запрещение делать изображение бога,  человека  и животных, чтобы не давать повода к идолопоклонству. Одно из предписаний  мусульманской  религии состоит в священной войне за веру (джихад). В Коране проводится

                                          -19-

некоторое различие между приверженцами  разных немусульманских религий.  К  многобожникам  отношение резко  враждебное,  к  людям,  "имеющим писание", то есть иудеям и христианам  Коран выказывает уважение. На практике в исламе всякое

разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они  счи-

таются неверными (джяур), подлежащим или истреблению, или покореию. Этика ислама тоже проста: предписывается  быть справедливым, воздавать  за  добро  добром, за зло злом, помогать бедным и т.д.

Богатство и бедность признаются естественным фактом,  установлен-

ным самим Аллахом.    

Дальнейшее  развитие  ислама  повлекло за собой возникновение

большого количества течений: шиизм, суннизм, суфизм и т.д.    

В настоящий момент ислам стал несколько  более мягким и демок-

ратичным.    

Третьей и наиболее распространенной мировой религией является

Христианство. Время возникновения христианства - начало 1  века  нашей  эры (летоисчисление  ведется с начала рождения основателя религии Иисуса Христа)    

Иисус Христос (Иисус - Спаситель, Христос  означает  помазан-

ный)  по  христианскому учению - Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой

Троицы, по божественному  совету воплотившийся ради спасения греш

ного рода человеческого от Пречистой Девы Марии и наречен по  по-

велению Архангела Гавриила Иисусом Христом. Иисус Христос  родился

в  Палестине,  в  городе Вифлееме. До тридцатилетнего возраста он

прожил в неизвестности в  небольшом городе  Назарете  в  семействе

Информация о работе Начальная стадия представления человека о сверхъестественном – возникновение религии