Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:25, реферат
"Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестествен-
ное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Тео-
логия использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного
начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит
мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось
проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий,
чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у
разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над
природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.
Итак с начала бог для человека изображается в животном обли-
чии или как полуживотное-
связаны с жизнью самого человека.
В дальнейшем мы встречаем частичное
от природы, т.е. существование независимых физически, но покрови-
тельствующих природе духов,
ощущать, но считает возможным влияние на них. Сам способ влияния
не изменился - это те же моления и жертвоприношения. Уже на этом
уровне возникают вопросы о возникновении всего сущего, возникают
космогонические мифы о возникновении мира. Также появляются пред
ставления о сущности
смерти и т.д. Т.е. мы встречаем попытку человека осознать мир и
свое место в нем. В этот момент бог предстает перед человеком,
как множество физически неоформленных сил, жизнь которого зависит от них. Теперь человек пытается общаться с ними путем сновидений, подсознательных явлений и т.д.
Далее боги формируются в четкое и определенное понятие. Это
либо люди (они, как правило, выступают в некотором множестве),
либо антропоморфные существа,
которым опять приписывают силы природы,
жизненный успех, ремесленнические покровительства.
Образ их существования схож с человеческим,
т.к. приносимые жертвы в основном
-15-
боится смерти, и поэтому бессмертие он приписывает богам. Ранее и
сейчас мы встречаем в любой
религии правила, которые должен исполнять
человек на протяжении жизни. Одно из самых
древних "правил" - это поклонение
предкам. История этого
Вот некоторые из основных необходимых понятий для человека.
Помимо них проявляются чисто нравственные понятия более свойст-
венные для мировых религий.
Итак Бог из животного проийдя некий путь развития переходит в
схожее с человеком существо, до некоторого периода выступающее в
множественнном числе, которое является либо путем появления всего
сущего, либо не являясь причиной, становится творителем и прави-
телеми мира, он устанавливает правила, следит за их выполнением и
решает судьбу человека в зависимости от их исполнения.
В мировых религиях,
предстает несколько в иной ипостаси. Он опять же сохраняет за со-
бой права правителя, но теперь намного ярче выступают нравствен-
ные понятия.
Три мировые религии – мировое религиозное наследие: буддизм, ислам и христианство.
На данный момент в мире существует три мировых религии: буд-
дизм, ислам и христианство. Характерными их особенностями являет-
ся место распространения религии не зависящее от места ее возник-
новения.
Так происхождение буддизма до сих пор не известно, эта рели-
гия распространена в Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, Японии
и других странах.
Исследователи буддизма предполагают, что эта религия возникла
в 6-5 векох до н.э.
В основе ее лежит поверие, что основатель этой религии был
сыном царя одного из североиндийских государств. Его звали Сидд-
-16-
хартха, а позже Гаутама.
мрачного, тяжелого, безобразного, не подозревая о его существова-
нии, проводя молодые годы за высокими стенами дворца. Толчком к
душевному перевороту послужили для царевича четыре встречи: дряхлый старик, жестоко страдающий больной, покойник и нищий монах.
Так он узнал о существовании болезни, старости, смерти. И решил
отречься от роскоши и наслаждений и найти душевный покой в аске-
тизме. Он стал аскетом-отшельником, семь лет провел в лесу, доб-
ровольно самоистязая себя, чтобы достигнуть душевного мира и поз-
нания истины. Далее он понял, что это неправильный путь спасения.
Однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли,
Гаутама внезапно достигает "просветления". Ему
истина. С этого момента он становится Буддой - Просветленным. Он
пришел к убеждению, что обе крайности - и жизнь, полная удоволь-
ствий и похоти, и жизнь добровольных страданий - равно далеки от
правильного пути. Первая - это "жизнь низменная,
противная духу, недостойная, ничтожная"; вторая - "жизнь мрачная,
недостойная, ничтожная".
путь самоуглубления для познания истины, путь ведущий к покою и к
просветлению духа. Вся жизнь, согласно учению Будды, это страда-
ние. Причина страдания - привязанность к жизни, жажда бытия. Эта
жажда "ведет от возрождения
к возрождению". Прекращение страдания
заключается в "устранении этой жажды
через полное уничтожение желания".
Человек должен подавить в себе всякое
стремление к существованию, всякое желание,
страсть, всякую привязанность к чему
бы то ни было. Чтобы достичь этого, человек
должен следовать "восьмеричным
Так человек достигнет в конце концов совершенства: он станет ар-
хатом - святым и погружается в нирвану. Нирвана - последнее, иде-
альное состояние, к
означает прекращение цепи перерождений, которые составляют удел
человека. Цепь перерождений у будистов называется сансара. Пере-
рождаясь, живое существо может принять не только
форму: оно может возродиться животным, растением, злым духом, бо-
жеством. Будда первый из
грозит уже новое рождение. Смерть
Будды - это
переход в нирвану.
Моральные заповеди первоначального буддизма носили преимущес-
твенно отрицательный характер: не убивать ни одного живого сущес-
тва, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.
Одно из важных заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем
существам. Буддизм отрицает единство души человека. Основу психи-
ческой жизни человека составляют отдельные драхмы ( означает за-
кон, учение, религия, истинно реальное, качество, основное значе-
ние - носитель своего признака, т.е. носитель душевных свойств).
Таких драхм у человека много. В числе драхм есть "чувственные",
"сознания" и еще несколько категорий, в том числе "неподверженные
бытию" и стремящиеся к покою - нирване. По смерти человека драх-
мы, составляющие его личность, распадаются, но под действием той
драхмы, которая создана всей деятельностью человека во время его
жизни и в предшествующих перерождениях, они вновь соединяются,
уже в новых комбинациях, и дают начало новой личности. Так совер-
шается вечный круговорот драхм, это мучительное "колесо бытия",
вырваться из которого человек может, только следуя заповедям Буд-
ды.
Позже возникает учение о махаяне - "большой колеснице" или
"широком пути" спасения. Здесь Будда становится
богом, возникают также некоторые другие боги, достигшие нирваны.
Еще одно новшество махаянистов - допущение мирян в нирвану (уче-
ние о рае). В раю сукхавати пребывают души праведников, которым
предстоит воплотиться на земле еще только один раз, прежде чем достигнуть нирваны. Возникает понятие ада для грешников, нарушаю-
щих законы Будды.
Такова основа буддистского учения.
Ислам - самая поздняя по времени возникновения религия - она
возникла в 7 веке нашей эры в Аравии.
Основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в
Мекке. Считалось, что он получил от бога ряд откровений, записан-
ных в священной книге Коране и передал их людям. Коран ("Коран" -
чтение) - основная священная книга мусульман. Это свод изречений
и поучений, продиктованных самому пророку архангелом Джебраилом.
Другая часть религиозной
состоящая из священнных преданий о жизни, чудесах и поучениях Му-
хаммеда. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее назы-
ваются суннитами, они составляют значительное большинство в
-18-
Исламе.
Жизнь пророка представляется таким образом: Мухаммед жил око-
ло 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где
нашел мало посдедователей и откуда ушел в Медину (переход для му-
сульман становится началом особого летоисчисления - мусульманской
эры). Здесь ему удалось собрать
много приверженцев. Опираясь
них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть
Аравии под знаменем новой религии.
В проповедях Мухаммеда основную часть занимает строгое требо-
вание почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным
его воле. Само слово "ислам" означает покорность. "Свидетельству-
ет Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие
знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме не-
го, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом - ислам..."
Сам Аллах изображается В Коране, как существо с чисто человечес-
кими моральными качествами, но в превосходной степени. Важнейшее же качество Аллаха - это его бесконечное могущество и величие.
Поэтому и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен верить, что
есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был
ком-пророком; что
находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний
день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои де-
ла: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и
неверные гореть в геенне; что существует божественное предопреде-
ление, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
Для мусульманина обязательна пятикратная молитва каждый день в
установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в дру-
гих случаях, после какого-либо загрязнения; налог в пользу бед-
ных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в тече-
ние всего месяца; паломничество в священный город Мекку, которое
правоверный мусульманин должен по
возможности совершить хотя
-19-
некоторое различие между приверженцами
разных немусульманских религий. К
разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они счи-
таются неверными (джяур), подлежащим или истреблению, или покореию. Этика ислама тоже проста: предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, помогать бедным и т.д.
Богатство и бедность признаются естественным фактом, установлен-
ным самим Аллахом.
Дальнейшее развитие ислама
большого количества течений: шиизм, суннизм, суфизм и т.д.
В настоящий момент ислам стал несколько более мягким и демок-
ратичным.
Третьей и наиболее распространенной мировой религией является
Христианство. Время возникновения христианства - начало 1 века нашей эры (летоисчисление ведется с начала рождения основателя религии Иисуса Христа)
Иисус Христос (Иисус - Спаситель, Христос означает помазан-
ный) по христианскому учению - Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой
Троицы, по божественному совету воплотившийся ради спасения греш
ного рода человеческого от Пречистой Девы Марии и наречен по по-
велению Архангела Гавриила Иисусом Христом. Иисус Христос родился
в Палестине, в городе Вифлееме. До тридцатилетнего возраста он
прожил в неизвестности в
небольшом городе Назарете в