Московский
педагогический государственный университет
Факультет
педагогики и психологии
ЭССЕ
По дисциплине
«История и теория религий»
Тема: «Нетрадиционные
религиозные культы»
Выполнил:
студентка 1 курса 6 группы
Иванова
Е.Г.
Москва
2011
"Нетрадиционные
культы", "религии Нового века",
"альтернативные культы", "молодежные
религии" - так обозначают ряд религиозных
явлений. Новые религиозные движения называются
новыми, поскольку большинство из них
возникло после второй мировой войны в
государствах Востока, в США, странах Западной
Европы. От традиционных верований новые
религиозные движения отличаются нововведениями,
существенно расходящимися с вероучительными
установками исторических религий, отвергают
традиционные религии в целом, противопоставляя
им проповеди собственных основателей.
Появились религиозные
организации вследствие усиления системных
качеств религии, появления собственной
формы религиозной деятельности и отношений.
Решающую роль в этом процессе сыграло
выделение устойчивого социального слоя,
противостоящего основой массе верующих
- служителей культа, которые становятся
во главе религиозных институтов и которые
сосредотачивают в своих руках всю деятельность
по производству, трансляции религиозного
сознания и регуляции поведения массы
верующих. Социально-психологическим
фактором появления и развития этих культов
стало разочарование в официальных ценностях
потребительского, технократического
общества, чувство одиночества, бесцельность
жизни. Лидеры "новых" движений обличают
пороки "греховного" мира, рекламируют
себя в качестве уникальных спасителей,
глашатаев высшей мудрости и морали.
В религиях
"Нового века" обнаруживается твердая
организация, жесткие нравственные и поведенческие
правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего
на роль духовного пастыря. Культ в этих
общинах преимущественно коллективный,
используются психотехнологии и психотерапия.
Организации религий "Нового века"
действуют как мощные межнациональные
корпорации, занимаются крупным бизнесом,
имеют филиалы во многих странах мира.
Рассмотрим
же их характерные особенности и разновидности.
- Неоориенталистские
культы: "Общество Сознания Кришны",
"Миссия божественного света", "Трансцендентальная
медитация", Вселенская чистая религия, дзен-буддизм
и т.д. Главный объект – душа, внутренний
мир человека, духовная сущность. Часто
используются медитации и различные сеансы
для контакта с Богом или душой. Неоориенталистская
культовая практика сводится к трем основным
формам: мистифицированной психотерапии,
попыткам предвидеть будущее и повлиять
на его, к освящению образу жизни верующего.
- Неохристианские
объединения - Богородичный центр, Церковь
Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны),
Новоапостольская церковь, Церковь Христа,
Новая церковь, Церковь Виссариона и др.
Ориентированное на поиски средств приспособления
христианства к существованию. Характерен
новый взгляд на христианские вероучения
с использованием восточной философии.
Часто встречается вера в скорый конец
света и наделение руководителя статусом
посланника Бога (мессия).
- Сайентологическое
направление образуют "Церковь Сайентологии",
"космические религии", дианетика,
наука разума, христианская наука и др.
и т.п. Суть этого направления в том, что
разум может управлять телом. В результате,
человек приходит к ясному и полному пониманию
своей духовной природы и помогающий разобраться
в отношениях с самим собой, семьёй, группами,
человечеством, формами жизни, материальной
вселенной, духовной вселенной и Верховным
Существом.
- Новая магия,
спиритизм. Здесь большой авторитет получают
новые магические учения и институты,
соединяющие воззрения и практики восточных
и западных, древних и современных традиций,
а также спонтанное творчество новых колдунов
и гадателей.
- "Сатанинские
группы". Сатанистские культы возвеличивают
зло и насилие, проповедуют общение с мистическими
источниками зла - демонами, сатаной и
т.д. "Общество Сатаны", например,
провозглашает себя сознательным носителем
зла и антиподом христианства.
- Оккультизм.
Управление сознанием всеми явлениями
видимого и невидимого мира.
Последователями
нетрадиционных культов становится
преимущественно молодежь из среднего
класса, материально обеспеченная,
но с нарушенными социальными
связями. Кроме того, "нетрадиционные
культы" становятся прибежищем для
людей, выбитых из привычной жизненной
колеи. Люди уязвимые, слабые, с повышенной
внушаемостью, ведомые, пассивные часто
становятся участниками сект.