Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 05:17, реферат
Нравы - понятие, фиксирующее то, как фактически ведут себя люди различных социальных групп, что они разрешают себе или запрещают. Нравы - это те эталоны и нормы поведения, которыми непосредственно руководствуются люди.
Совокупность Нравов связана с нравственностью социальной общности. Поскольку различны бытие социальных слоев, уровень культуры, различны и Нравы.
Понятием Нравы обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения.
Нравы в Христианстве и Буддизме
Нравы - понятие, фиксирующее то, как фактически ведут себя люди различных социальных групп, что они разрешают себе или запрещают. Нравы - это те эталоны и нормы поведения, которыми непосредственно руководствуются люди.
Совокупность Нравов связана с нравственностью социальной общности. Поскольку различны бытие социальных слоев, уровень культуры, различны и Нравы.
Понятием Нравы обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения.
При росте уровня цивилизации и повышении нравственности смягчаются и Нравы. Оно характеризует, также содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу, социальной группе, коллективу. Понятие Нравы близко к понятию норм поведения.
Ум и нрав слитно образуют дух. К нраву относятся: воля, любовь, милосердие, страсти, нравственность, доблесть
Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая личности, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами общества, в котором он существует.
Когда мы стараемся осмыслить понятие «Нравственность», то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.
Кроме того, эта категория
как расширенное понятие
Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.
Нравственность и религия
На всем протяжении своей истории нравственность тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных существ, т. е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремится уподобиться этим существам и в какой-то степени преображается.
Религия открывает для человека высшие ценности – святыни и тем самым указывает дорогу туда, где он становится более совершенным.
Наиболее развитые формы религии
оказывают многоплановое
- они создают такую картину
мира, в которой на основе
- в образе Бога формируют
понятие идеала как высшего
нравственного образца,
- формулируют важнейшие
- через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему;
- определяют перечень основных
положительных и отрицательных
качеств личности –
Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.
Продуктом взаимодействия религии и морали являются религиозные нравственные системы, исторически возникающие в каждом культурном организме. Каждая религия с общечеловеческой точки зрения является самоценной, как всякий народ и язык. При их рассмотрении мы ограничимся только Христианской и Буддийской религиями.
Нравственность в Буддизме
В Древней Индии этика не существовала в отрыве от религии.
Религия буддизма возникла как идейный протест против варнового (Варна – замкнутая кастовая группировка) устройства общества, увековечивающего исходное неравенство людей. Для буддиста люди отличаются по степени совершенства, а не по отношению к варнам.
Буддийская этика вырастает из осознания негативных сторон человеческой жизни. Многообразные проявления этого зла буддизм обобщает в понятие «духкха» («страдание»).
Своеобразие этой религиозно-этической системы заключается в утверждении о том, что жизнь не отделима от страдания, что между ними существует прямо пропорциональная зависимость: чем интенсивнее жизнь, тем выше уровень страдания («жить – значит страдать»).
Отождествление жизни и
Цепями, привязывающими человека к «колесу сансары» являются страсти – субъективные переживания негативного или позитивного характера: страх, страстное влечение, надежда, разочарование и т. п. Освободиться от этих цепей можно только коренной перестройкой собственного сознания. Практическое содержание буддизма направлено на преодоление человеческого в человеке через устранение привязанностей.
Буддийская этика выдвигает на передний план не пользу, не удовольствие и не счастье, а свободу. Она устанавливает серию последовательных отказов. Обрывая одну за другой эгоистические привязанности, буддист становится более совершенным.
Нравственность в Христианстве
Неизмеримое богатство христианских нравственных идей содержится в 27 книгах Нового завета. Наиболее значительны из них два круга источников: во-первых, так называемые синоптические Евангелия от Иоанна, Матфея, Марка и Луки; во-вторых, послания апостола Павла. Христианство возникло внутри иудаизма – из идеи о страдании и унижении как пути к спасению. Еврейские пророки, предвещавшие, что нарастание горя и бедствий завершится приходом машшиаха - божественного помазанника – с последующим избавлением, подготовили почву для явления Христа («Христос» - это перевод на греческий еврейского слова «машшиах»).
По своему нравственному содержанию христианство радикально отличалось от иудаизма и всех других религий универсальностью общечеловеческого содержания. Оно обратилось с Евангелиями (переводится с греч. как «благовесть») к тем слоям населения, которые для многих других религиозных нравственных систем выступали образцом социально-моральной деградации.
Христианство решительно отказалось от этноцентризма. Оно начало учить о равенстве всех людей перед Богом, а значит, и по отношению друг к другу. Универсальность христианства обусловила поворот от ритуальности, сильно различающейся у разных народов, к собственно нравственному поведению, которое покоится на единых для всех людей устоях.
Новая религия обратилась к униженным и оскорбленным, отвергнутым и угнетаемым: к тем, кто занимал в иерархии низшие места – к чужакам, рабам и изгоям. Это был коренной переворот в понимании нравственности. Вместо традиционной мудрости появляется совершенно новая добродетель – смиренномудрие - склонность почитать другого высшим себя.
Проповедь Христа обещала Царство Божие, в котором нет ни рабов, ни господ, но все друг другу братья, а всякое насилие уступает место справедливости, милосердию и любви.
Быть нравственным – значит слышать Христово слово и подражать ему.
В учении Павла огромное значение
приобретает идея о грядущем преображении
человека. Душа человека освободится
от греховности, и закон утратит
для нее значение, ибо, где закон,
там и грех как отступление
от него. Закон необходим для
На этой основе существенно изменился акцент в нравственном отношении человека к человеку. Главным становится не буквальное соответствие поступка закону, а намерение, мотив, по которому совершается поступок. Преображение человека происходит за пределами земной жизни, но начинается уже на земле с чувства любви. Любовь знаменует начало Царства Божия в сердце верующего. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4, 16).
Любви подчинены две другие высшие христианские ценности: вера и надежда. Точнее сказать, эти три добродетели вместе составляют нераздельное единство, ибо надежда и любовь не возможны без веры во Христа, а любовь и вера неотделимы от надежды. Любовь собирает в себя все содержание нравственности, в том числе то, которое было дано в Моисеевых заповедях. На ней основаны положительные добродетели христианства, занимающие важное место в системе нравственности. Эта система поддерживается идеей Нового Завета – договора между Христом и всем человечеством. Согласно ему нравственное отношение распространяется на всех людей без исключения: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 43-44), - ибо перед Богом все равны.
Негативные добродетели
В связи с такой переориентацией особое значение приобрело отношение к самому себе. Праведный человек, как полагают христиане, ведет непрестанную работу не столько с внешними, сколько с внутренними врагами: соблазнами и похотями, - в числе которых «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоан. 2, 16). Для того чтобы одолеть внутреннего врага, нужна готовность к покаянию и душевная стойкость. Это и есть негативные добродетели.
Заключение
Идеалом раннего буддизма был эгоист, заботящийся только о собственном спасении. Буддист должен спокойно взирать на окружающие его страдания и мучения людей, не забывая, что это иллюзия. Увлечение иллюзией, попытка что-то изменить в ней, страстное вторжение в жизнь неизбежно ведут к новым личным перерождениям и страданиям. Ни себя, ни своих близких и товарищей не должен защищать буддист от угнетателей и тиранов, от любого зла, так как всякое активное злое действие, обращенное против кого бы то ни было, неизбежно приведет к новым неблагоприятным возрождениям. Во всех канонических текстах ставится знак равенства между спокойствием, бесстрастием и мудростью, познанием, спасением.
Христианство, в отличии от буддизма, открыло новые глубинные пласты нравственности. Нагорная проповедь Иисуса не отменяет Декалога Моисея, но включает его как частный момент в более широкую систему требований. Ветхозаветное «не убий» расширяется до осуждения враждебности как таковой во всех ее проявлениях: в гневе, оскорблениях, ссорах. Осуждается не только сам факт прелюбодейства, но даже внутреннее потворство соблазну. Вместо иудейского талиона Христос предписывает «золотое правило нравственности»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12).
Список Литературы: