Обряды и обычаи чувашского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:58, реферат

Краткое описание

Этот вопрос - вопрос сохранения своей культуры, мы считаем, поднят очень своевременно. В настоящее время, когда произведения художественной литературы заменяются детьми компьютерными играми, особенно важную роль играют уроки культуры родного края, школьные краеведческие музеи, различные фольклорные праздники. А для этого богатый материал можно найти среди жителей села.
Цель работы: - показать глубокую связь истории народа с современностью; привить знания народно – поэтического творчества фольклора, народных традиций и обрядов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Основная часть……………………………………………………………… 6
1.1. История праздника Семик……………………………………………. 6
1.2. Семик сегодня………………………………………………………… 10
Заключение ……………………………………………………………… ….. 13
Библиографический список…………………………………………….. ….. 14
Приложения………………………………………………………………….. 15

Вложенные файлы: 1 файл

Обряды и обычаи чувашского народа_.doc

— 973.00 Кб (Скачать файл)

       К этому времени у воды собирается  с ведрами молодежь всей деревни.  Набрав в  ведра воды молодежь, отправляется по селу, обливая всех встречных. Взаимное обливание продолжается до самого вечера. Никто не в праве противится обливанию, так как считается, что это может привести к засухе. Множество ребят с ведрами, полными воды, бегают в этот день по улицам, иногда даже забегают в дома и обливают спрятавшихся хозяев.

        В то время как дети обливают  друг друга и встречных водой,  несколько человек на лошади  ездят по деревне и собирают  баранов, предназначенных для  жертвоприношения на учуке. Животных для обряда дают те люди, которые построили новый дом, часто болели в течение года и зареклись, что в случае выздоровления, пожертвуют барана или просто хотят поблагодарить бога за успехи, достигнутые в течение года.

 «Жертвенные животные обязательно должны быть здоровыми, больное животное, он уже не годится для жертвоприношения. Только что мы отметили, что местами учитывается и масть животных, так как Богу жертвуют только б е л ы х баранов.»5- говорит дед Анатолий, один из старейшин деревни. Место для жертвоприношений находится на опушке леса. Здесь на краю оврага у одинокого старого дуба собираются знающие обряд старики и с ними еще несколько человек. Они берут с собой все необходимое, начиная жертвенными животными и кончая дровами и посудой. На месте жертвоприношения устанавливают козлы и навешивают на них большие котлы, наливают в них воду, подкладывают дрова. Один из наиболее сведущих стариков выделяется в качестве жреца. Он с соблюдением всех необходимых обрядов первым приносит воду из родника, первым наливает во все котлы немного воды из своего котла, а остальные доливают. Затем, совершив молитву, закалывают жертвенных животных, завершив свежевание животных, раскладывают мясо по котлам и зажигают огонь под котлами.

        Сварившееся мясо вынимают и кладут на большие деревянные блюда, а на мясном бульоне начинают готовить кашу. К этому времени на опушке у дуба собираются все жители деревни. Собравшиеся угощаются мясом  и кашей,  совершают молитву у дуба, просят прощения грехов и спрашивают благополучие всем жителям деревни, богатый урожай, приплод скота, удачи в пчеловодстве, здоровья и так далее. Каждый старается прислониться к дубу и постоять так в течение нескольких минут. Издавна считается, что дуб дает новую энергию, придает силы для исцеления от болезней и забирает отрицательную энергию. Шкуры жертвенных животных, снятые вместе с конечностями, растягивают  на стволе дуба.   

       Допоздна не смолкают  на этом  ритуальном месте песни, танцы,  веселье.

      Так в нашей деревне, несмотря  на все жизненные невзгоды и исторические перемены в стране, сохранились и соблюдаются традиции и обряды нашего народа.

 

 

Заключение.

Занявшись исследовательской работой, я поняла, каким сложным и кропотливым, но в то же время увлекательным  занятием она является.  Особенно приятен результат: когда «книга истории» открывает перед тобой  давно минувшие страницы и далекое  прошлое встает перед тобой, то поражая, то озадачивая.  В такие минуты понимаешь всю значимость своей работы и осознаешь, что твой труд не пропадет даром.

Собранные и обработанные мною  материалы  исследования послужили основой  для создания данной работы.

В заключение моего исследования хочу сказать, что цели, поставленной в начале работы, я добилась: я узнала много интересного о традициях и обычаях своего народа.

Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей его многовековой истории. Это - материальные памятники: города и села, памятники архитектуры и искусства, традиции народного творчества, трудовые навыки и другое. Это и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура. Это и такие непреходящие ценности народа как его язык, мудрость, искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда. Многие обряды продолжают бытовать и в настоящее время.

      Прошлое всегда достойно уважения. Чувашская пословица гласит: «Асун марийне ан тунтер» - «Не разваливай печь своего отца», что значит не забывай своего прошлого, своих корней. В былом мы находим основания для гордости и восторга, но вместе с тем – для стыда и печали тоже. Уважать прошлое необходимо в том смысле, что это реальная почва настоящего. Не случайно А.Твардовский писал:

                            Нет, мы с тобой другой породы,

                            Минувший день не стал чужим.

                            Мы знаем те и эти годы

                            И равно им принадлежим…

Библиографический список.

1)Данилов  В. Д., Павлов Б.И. История Чувашии  (с древнейших времен до конца  ХХ века): Учебное пособие для  образовательных учреждений. Чебоксары:  Чуваш. Кн. Изд-во.

2) Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.

3)Культура Чувашского края. Часть I: Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др./ Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чув. Кн. Изд-во, 1985.

4)Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. – Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2001.

5)Рассказы старожилов села: Гавриловой Р.М.,  Васильевой О.П.,  Антоновой О.К., Сутиной В.Т., Шашкина А.П..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Народ собирается на Семик.

Священник проводит молитву на кладбище.

Деревенские бабушки  возвращаются с кладбища.

 

 

Несколько человек на лошади ездят по деревне и собирают баранов, предназначенных  на  Учук – обряд жертвоприношения и полевое моление об урожае, в поле у одинокого дуба.

Животных  для обряда дают те люди, которые  построили новый дом, часто болели в течение года и зареклись, что  в случае выздоровления, пожертвуют барана или просто хотят поблагодарить бога за успехи, достигнутые в течение года.

 

Место для жертвоприношений находится  на опушке леса.

Здесь на краю оврага у одинокого старого  дуба  знающие обряд, старики и с ними еще несколько человек совершив молитву, закалывают жертвенных животных, завершив свежевание животных, раскладывают мясо по котлам и зажигают огонь под котлами.

Ритуальную  кашу варят  пожилые люди,

они пекут  блины и совершают молитву- прошение дождя.

 

Каждый  старается прислониться к дубу и

постоять  так в течение нескольких минут.

 

Тетя  Маша (Роза Гаврилова), старожилка деревни  Табар-Черки.

Вот в  таких котлах варится ритуальное мясо.

1 Исторический очерк; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.

2 Из послания Президента Чувашии Н.В. Федорова «Думать по-новому, работать творчески»

3 Из воспоминаний Р. Гавриловой.

4 Из воспоминаний Васильевой О.П.

5 Из интервью с А.П. Шашкиным.

 


Информация о работе Обряды и обычаи чувашского народа