Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:32, реферат
Свадьба – всегда особо волнующее событие в жизни любого человека. У разных народов сложились многообразные свадебные традиции, но суть у них одна – торжественное создание новой семьи и ритуальные пожелания молодым долгой и счастливой совместной жизни. Как на Руси проводились царские свадьбы?…
На Руси традиции проведения свадебных ритуалов сложились в средние века. Пожалуй, одной из самых неизменных была церемония царской свадьбы, так как она проводилась по специальному «свадебному чину», утвердившемуся еще в великокняжеские времена.
Свадьба – всегда особо волнующее событие в жизни любого человека. У разных народов сложились многообразные свадебные традиции, но суть у них одна – торжественное создание новой семьи и ритуальные пожелания молодым долгой и счастливой совместной жизни. Как на Руси проводились царские свадьбы?…
На Руси традиции проведения свадебных ритуалов сложились в средние века. Пожалуй, одной из самых неизменных была церемония царской свадьбы, так как она проводилась по специальному «свадебному чину», утвердившемуся еще в великокняжеские времена.
В российских архивах сохранилось
немало документов, позволяющих досконально
проследить весь ритуал царских свадеб,
проводившихся в течение
Перед каждым свадебным торжеством
составлялся «свадебный чин» – подробный
сценарий церемонии с описанием
действий всех участвовавших в ритуале
лиц, а их было немало. Свадебный
чин составлялся в Посольском
приказе после досконального
согласования с монархом. Назначение
на свадебные должности считалось
очень почетным, к тому же всем задействованным
в свадебной церемонии
По традиции царские свадьбы проходили в Грановитой палате Московского Кремля (первоначально она называлась Большой золотой), кроме того, использовались Царицына и Жилецкая палаты.
К свадьбе начинали готовиться сразу же после выбора царем невесты, которая получала особый статус и с ближайшими родственниками поселялась в Кремле. В день венчания царя готовили к торжеству в его покоях, а невесту в Царицыной палате.
Первой в специально украшенную
Грановитую палату входила процессия
невесты. Впереди шел священник,
кропивший «невестин путь»
Поддержка невесты была не только данью традиции, но и необходимостью, так как ее наряд мог весить до 20 кг.
Царь выходил в Грановитую палату после невесты, его сопровождал тысяцкий (свадебный распорядитель) и ближайшие бояре. В Грановитой палате происходил своеобразный ритуал подготовки к венчанию.
На богато украшенном возвышении (рундуке) был установлен царский стол, накрытый тремя скатертями (верхняя – венчальная, на ней в богатых блюдах хлеб, сыр и соль, следующая – свадебная, на ней молодым в опочивальню унесут угощения, а последняя скатерть останется на столе до конца торжеств). Молодых усаживали за стол и под молитву священника проводили ритуал расчесывания волос, символизирующий прощание со старой жизнью. Обычно расчесывание волос сначала жениху, а затем невесте выполняла жена тысяцкого. Делалось это богато украшенным гребнем, который обмакивали в специально подготовленное вино. После этого на невесту надевали фату, символизирующую невинность и скромность. Молодых обсыпали хмелем, символом плодородия, и обмахивали связками соболей, символом богатства.
В это время гостей угощали хлебом
и сыром. Особо почетным гостям дружка
жениха подавал угощение с царского
стола. От имени невесты жениху вручались
символические подарки (если невеста
была из небогатой семьи, подарки
готовились за счет казны). А от имени
молодых подарки вручались
Следующим этапом ритуала было прощание невесты с родителями, которые передавали её жениху. После этого молодые отправлялись в собор на венчание. До второй половины XVII века венчания проводились в Благовещенском соборе, а затем в Успенском. Летом под перезвон колоколов молодые шли, взявшись за руки, по дорожке, устланной коврами и драгоценными тканями.
Зимой же жених в сопровождении свиты первым выезжал верхом или в санях и ждал невесту у собора, куда её привозили в разукрашенных санях. Иногда для большей торжественности подобный способ передвижения на венчание использовался и летом.
Сам обряд венчания практически не отличался от того, что проводится в православных церквях в наши дни. После венчания все возвращались в Грановитую палату, где проводился свадебный пир. Царь с царицей садились за стол, на котором теперь были выставлены яства, а гостей рассаживали в соответствии с заранее составленной росписью.
По традиции молодожены на свадебном пиру не ели и не пили, но блюда и вина с их стола могли посылаться особо почетным гостям.
На пиру царь с царицей оставались недолго. Обычно после третей смены блюд они в сопровождении тысяцкого, дружек и постельничих отправлялись в опочивальню, куда им приносили на скатерти блюда с царского стола, включающие традиционную жареную курицу.
Перед опочивальней жена тысяцкого, одетая в овчинную шубу навыворот, осыпала молодых хмелем. В опочивальне возвышалась громадная постель, увенчанная балдахином, сооружение которой проводилось по особым правилам.
Сначала укладывались ржаные снопы, покрываемые коврами, затем перины, накрытые шелковой простыней, изголовье, подушки, пуховые и меховые одеяла, специальное покрывало. Постель получалась высокой, поэтому перед ней ставилась скамеечка. В ноги на постель дополнительно могли уложить царскую шубу.
После ухода царя и царицы свадебный
пир продолжался под
Утром молодые мылись в бане. Царь вместе с тысяцким и дружками, которые натирали его медом и вином, а царица со своими боярынями. Завтракали молодожены отдельно от гостей на царской половине, куда могли быть приглашены избранные гости. Свадебные торжества продолжались еще несколько дней.
Давались отдельные пиры от имени царя и царицы, продолжался прием поздравлений. Всем, кто участвовал в свадебных торжествах, раздавались подарки, многие получали очередные чины, поместья, денежные выплаты. В Москве выставлялись угощения для простого люда, раздавались царские милостыни, могла проводиться частичная амнистия узников.
Правителям иностранных
Последний раз подобный свадебный ритуал проводился, когда женили Петра I на дочери окольничего Евдокии Лопухиной в январе 1689 года. В годы правления Петра многие исконно русские традиции стали уступать место ритуалам, пришедшим из-за границы.
Не избежали этого и царские свадьбы, в которых неизменным оставалось только венчание. Любопытно, что чем дальше от престола, тем меньше изменений вносилось в свадебные обряды. Так, в крестьянской среде свадебные ритуалы без особых изменений просуществовали до начала ХХ века.
Традиции живучи, и в современных свадебных ритуалах сохранились многие отголоски той далекой эпохи.
В заключении хотелось бы добавить, что брак на Руси был священен если уж женился то до конца жизни, если вышла за нелюбимого, то терпи. В наш век все еще проще, может быть поэтому брак стал меньше ценится!? Люди просто “ сходятся ” порой без всяких обязательств, а “ расходиться ” еще быстрей чем “сходятся” таким образом свадьба порой это незапятнанная формальность, чтоб узаконить скажем детей, а то и того нет.
Но свадьба и сейчас это шумное веселье, радостное застолье с песнями и танцами до упаду с играми и “приколами” и практически постоянно есть что вспомнить, а то и видео посмотреть и фото. И вспоминается отменная свадьба достаточно долго.
На данной оптимистической ноте я заканчиваю свою работу.
Информация о работе Обычаи и традиции проведения свадеб на Руси