Обычаи и традиции проведения свадеб на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:32, реферат

Краткое описание

Свадьба – всегда особо волнующее событие в жизни любого человека. У разных народов сложились многообразные свадебные традиции, но суть у них одна – торжественное создание новой семьи и ритуальные пожелания молодым долгой и счастливой совместной жизни. Как на Руси проводились царские свадьбы?…
На Руси традиции проведения свадебных ритуалов сложились в средние века. Пожалуй, одной из самых неизменных была церемония царской свадьбы, так как она проводилась по специальному «свадебному чину», утвердившемуся еще в великокняжеские времена.

Вложенные файлы: 1 файл

царская свадьба.docx

— 19.55 Кб (Скачать файл)

 

Свадьба – всегда особо волнующее событие в жизни любого человека. У разных народов сложились многообразные свадебные традиции, но суть у них одна – торжественное создание новой семьи и ритуальные пожелания молодым долгой и счастливой совместной жизни. Как на Руси проводились царские свадьбы?…

На Руси традиции проведения свадебных  ритуалов сложились в средние  века. Пожалуй, одной из самых неизменных была церемония царской свадьбы, так как она проводилась по специальному «свадебному чину», утвердившемуся еще в великокняжеские времена.

В российских архивах сохранилось  немало документов, позволяющих досконально  проследить весь ритуал царских свадеб, проводившихся в течение нескольких веков. Свадебный чин женитьбы царевичей  был очень близким к царскому. Кстати, по подобным ритуалам проводились и свадьбы в семьях бояр, окольничих и богатого купечества.

Перед каждым свадебным торжеством составлялся «свадебный чин» – подробный  сценарий церемонии с описанием  действий всех участвовавших в ритуале  лиц, а их было немало. Свадебный  чин составлялся в Посольском приказе после досконального  согласования с монархом. Назначение на свадебные должности считалось  очень почетным, к тому же всем задействованным  в свадебной церемонии полагались подарки от царя.

По традиции царские свадьбы  проходили в Грановитой палате Московского Кремля (первоначально она называлась Большой золотой), кроме того, использовались Царицына и Жилецкая палаты.

К свадьбе начинали готовиться сразу  же после выбора царем невесты, которая  получала особый статус и с ближайшими родственниками поселялась в Кремле. В день венчания царя готовили к  торжеству в его покоях, а невесту  в Царицыной палате.

Первой в специально украшенную Грановитую палату входила процессия  невесты. Впереди шел священник, кропивший «невестин путь» святой водой, затем свечники, каравайщики, дружки, родственники невесты, получившие соответствующие чины, а уже за ними в окружении свах и сидячих боярынь (им предстояло «сидеть» на свадьбе) шла поддерживаемая под руки невеста.

Поддержка невесты была не только данью традиции, но и необходимостью, так как ее наряд мог весить до 20 кг.

Царь выходил в Грановитую палату после невесты, его сопровождал  тысяцкий (свадебный распорядитель) и ближайшие бояре. В Грановитой палате происходил своеобразный ритуал подготовки к венчанию.

На богато украшенном возвышении (рундуке) был установлен царский стол, накрытый тремя скатертями (верхняя – венчальная, на ней в богатых блюдах хлеб, сыр и соль, следующая – свадебная, на ней молодым в опочивальню  унесут угощения, а последняя скатерть останется на столе до конца торжеств). Молодых усаживали за стол и под молитву священника проводили ритуал расчесывания волос, символизирующий прощание со старой жизнью. Обычно расчесывание волос сначала жениху, а затем невесте выполняла жена тысяцкого. Делалось это богато украшенным гребнем, который обмакивали в специально подготовленное вино. После этого на невесту надевали фату, символизирующую невинность и скромность. Молодых обсыпали хмелем, символом плодородия, и обмахивали связками соболей, символом богатства.

В это время гостей угощали хлебом и сыром. Особо почетным гостям дружка жениха подавал угощение с царского стола. От имени невесты жениху вручались  символические подарки (если невеста  была из небогатой семьи, подарки  готовились за счет казны). А от имени  молодых подарки вручались родным, родственникам, особо почетным гостям.

Следующим этапом ритуала было прощание невесты с родителями, которые  передавали её жениху. После этого  молодые отправлялись в собор  на венчание. До второй половины XVII века венчания проводились в Благовещенском соборе, а затем в Успенском. Летом  под перезвон колоколов молодые  шли, взявшись за руки, по дорожке, устланной  коврами и драгоценными тканями.

Зимой же жених в сопровождении  свиты первым выезжал верхом или  в санях и ждал невесту у  собора, куда её привозили в разукрашенных  санях. Иногда для большей торжественности  подобный способ передвижения на венчание использовался и летом.

Сам обряд венчания практически  не отличался от того, что проводится в православных церквях в наши дни. После венчания все возвращались в Грановитую палату, где проводился свадебный пир. Царь с царицей  садились за стол, на котором теперь были выставлены яства, а гостей рассаживали  в соответствии с заранее составленной росписью.

По традиции молодожены на свадебном  пиру не ели и не пили, но блюда  и вина с их стола могли посылаться особо почетным гостям.

На пиру царь с царицей оставались недолго. Обычно после третей смены  блюд они в сопровождении тысяцкого, дружек и постельничих отправлялись в опочивальню, куда им приносили  на скатерти блюда с царского стола, включающие традиционную жареную курицу.

Перед опочивальней жена тысяцкого, одетая в овчинную шубу навыворот, осыпала  молодых хмелем. В опочивальне  возвышалась громадная постель, увенчанная балдахином, сооружение которой  проводилось по особым правилам.

Сначала укладывались ржаные снопы, покрываемые  коврами, затем перины, накрытые шелковой простыней, изголовье, подушки, пуховые  и меховые одеяла, специальное  покрывало. Постель получалась высокой, поэтому перед ней ставилась  скамеечка. В ноги на постель дополнительно  могли уложить царскую шубу.

После ухода царя и царицы свадебный  пир продолжался под руководством тысяцкого, но на нем оставались только мужчины. Вслед за молодыми с общего пира уходили женщины, для них  накрывали столы в палатах  царицы.

Утром молодые мылись в бане. Царь вместе с тысяцким и дружками, которые  натирали его медом и вином, а  царица со своими боярынями. Завтракали молодожены отдельно от гостей на царской половине, куда могли быть приглашены избранные гости. Свадебные торжества продолжались еще несколько дней.

Давались отдельные пиры от имени  царя и царицы, продолжался прием  поздравлений. Всем, кто участвовал в свадебных торжествах, раздавались  подарки, многие получали очередные  чины, поместья, денежные выплаты. В  Москве выставлялись угощения для простого люда, раздавались царские милостыни, могла проводиться частичная  амнистия узников.

Правителям иностранных государств направлялись специальные послания. Во все концы страны отправляли гонцов с известием о царской женитьбе и царице, за здравие которой теперь следует молиться.

Последний раз подобный свадебный  ритуал проводился, когда женили Петра I на дочери окольничего Евдокии  Лопухиной в январе 1689 года. В  годы правления Петра многие исконно  русские традиции стали уступать место ритуалам, пришедшим из-за границы.

Не избежали этого и царские  свадьбы, в которых неизменным оставалось только венчание. Любопытно, что чем  дальше от престола, тем меньше изменений  вносилось в свадебные обряды. Так, в крестьянской среде свадебные  ритуалы без особых изменений  просуществовали до начала ХХ века.

Традиции живучи, и в современных  свадебных ритуалах сохранились  многие отголоски той далекой  эпохи.

В заключении хотелось бы добавить, что брак на Руси был священен если уж женился то до конца жизни, если вышла за нелюбимого, то терпи. В наш век все еще проще, может быть поэтому брак стал меньше ценится!? Люди просто “ сходятся ” порой без всяких обязательств, а “ расходиться ” еще быстрей чем “сходятся” таким образом свадьба порой это незапятнанная формальность, чтоб узаконить скажем детей, а то и того нет.

Но свадьба и сейчас это шумное веселье, радостное застолье с песнями  и танцами до упаду с играми и “приколами” и практически постоянно есть что вспомнить, а то и видео посмотреть и фото. И вспоминается отменная свадьба достаточно долго.

На данной оптимистической ноте я заканчиваю свою работу.


Информация о работе Обычаи и традиции проведения свадеб на Руси