Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:16, реферат
Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, в частности, над змеями, поклонение фаллосу, практика йоги), о чем, например, свидетельствует изображение на табличке из Мохенджо-даро рогатого бога в медитативной позе, иногда называемого «прото-Шивой». Ведийским истоком Шивы является Рудра, бог грома и грозы, внушавший древним ариям непреодолимый ужас.
1. Содержание 2
2. Истоки культа Шивы 3
3. Культ Шивы 5
4. Культ Лингама и сила шакти 13
5. Основные школы Шиваизма 15
5.1 Шайва-сиддханта 15
5.2 Пашупата-шиваизм 17
5.3 Вира-шиваизм 19
5.4. Кашмирский шиваизм 21
5.5 Сиддха-сиддханта 23
5.6 Шива-адвайта 25
6. Заключение 27
7. Список литературы 28
4.6 Шива-адвайта
Шива-адвайта — это философия Шрикантхи, изложенная в его "Брахма-сутра-Бхашье", шиваитском комментарии к "Брахма-сутрам" (ок. 500—00 г. до н. э.). "Брахма-сутрами" называются 550 кратких стихов Бадараяны, в которых подводится итог Упанишад. Упанишады являются тремя центральными писаниями различных интерпретаций философии веданты. Шанкара, Рамануджа и Мадхва написали комментарии к этим книгам и вывели три вполне различные философии — соответственно, недуализм, ограниченный недуализм и дуализм — из одних и тех же текстов. Каждый претендовал на истинность его интерпретации Вед и жестко отвергал все другие интерпретации. Шанкара был монистом и придавал почитанию личностного Бога меньшее значение. Рамануджа и Мадхва, наоборот, разработали теистические философии, в которых преданность Вишну считалась высочайшим путем. Но не было школы веданты, которая бы на такую же высоту подняла преданность Шиве. Восполнить этот пробел и стремился Шрикантха. В результате появилась философия, которая называется шива-вишишта-адвайта и весьма сходна с ограниченным недуализмом (вшиишта-адвайтой) Рамануджи. В своих комментариях Шрикантха наполнил ведантическую терминологию шиваитским содержанием.
Согласно Шрикантхе, Шива, создавая мир, не преследовал абсолютно никакой цели, кроме игры или развлечения. Шива — действенная причина творения. В качестве Своей Шакти, Он также и материальная причина. Шива принимает форму вселенной, трансформирует Себя в нее — не непосредственно, но через Свою Шакти. И все же Он трансцендентен, Он больше, чем Его творение, оно Его не затрагивает и не ограничивает. Шива имеет духовное тело и живет на небе, которое ярче, чем миллионы солнц, и которого могут в конечном итоге достичь освобожденные души.
Очищение, преданность и медитация на Шиве как собственном "Я" — акаше в сердце — определяют практический путь шива-адвайты. Медитация направлена на "Я", Шиву, Единое Существование, которое развилось во множество форм. Свобода приходит только после определенных предварительных достижений, в частности спокойствия, веры и непривязанности. Узы, которые связывают душу, можно разорвать в непрерывном потоке созерцания и отождествления себя с Всевышним, Шивой. Освобождение зависит от милости, но не от деяний.После смерти освобожденные души отправляются к Шиве по пути богов и больше не возвращаются к земному существованию. Отдельная душа продолжает существовать на духовном плане, наслаждаясь блаженством знания всего как Шивы и владея всем возможным опытом и силой, кроме сотворения вселенной. Душа никогда не становится совершенно единой с Брахманом (или Шивой), но разделяет с Брахманом все превосходные качества. Человек имеет свободу поступать по своей воле и несет ответственность, ибо Шива удовлетворяет желания только в соответствии с кармой души.
Шива-адвайта сегодня не имеет видимого сообщества последователей или формального членства, и эту школу можно понимать не как отдельное движение, а как мудрое примирение веданты и сиддханты. Ее особая заслуга — в том, что Аппайя Дикшита способствовал возрождению шиваизма в шестнадцатом веке.
Итак, сегодня все эти шесть школ шиваизма, в той или иной форме, продолжают существовать. Их лидеры и гуру перевоплотились, подбирают нити далекого прошлого и протягивают их в двадцать первый век. Ищущие, которые поклоняются Шиве, тщательно выбирают одну из школ. Гуру - посвященные, непосвященные или самоназначенные духовными силами, что внутри них самих, — провозглашают Бога Шиву Всевышним Богом и примыкают к той или иной шиваитской линии. Неиндуисты, привлеченные глубокой философией шиваизма, служат добровольными миссионерами. Многие полностью обратились к шиваизму как к религии их души. В эту современную эпоху, в конце двадцатого века, шиваизм приобрел новую силу и мощь. Школы шиваизма сообщаются между собой в любви, доброте, сострадании и понимании, делятся друг с другом своей силой и укрепляют слабые места друг друга.
Заключение
Итак, шиваизм
не является единой иерархической системой.
Скорее, это совокупность тысячи традиций,
больших и малых. Некоторые из
них — традиции ортодоксальные и
благочестивые, другие — иконоборческие,
третьи — например, капалики и агхори
— жестко аскетические, эксцентрические
и оргиастические. Для некоторых Шива
есть мощный, грозный, ужасающий разрушитель,
но для большинства Он — воплощенная любовь,
сострадательный и нежный Бог. И для почти
всех из миллионов преданных Шивы шиваизм
— это не философская школа, а сама жизнь.
Они просто любят Шиву и следуют почитаемым
традициям своей семьи и общины. Эти люди
посещают храмы и отмечают переломные
моменты жизни святыми таинствами. Они
совершают паломничества, творят ежедневные
молитвы, практикуют медитации и йогические
дисциплины. Они поют священные гимны,
слушают рассказы из Пуран и повторяют
стихи из писаний.
Список
литературы
7. www.shinalingam.ru
8. http://shaivism.narod.ru/