Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 19:56, реферат
Научное религиоведение обосновывает наличие в человеческой истории не только безрелигиозного периода, но и периода прарелигии (предшественницы религии) в форме так называемых первобытных или ранних народных верований.
Итак, шаманство - одна из культовых форм первобытных религий, связанная с деятельностью шамана, а также вера в возможность шаманов через общение с миром духов предрекать будущее, узнавать события ее в отдаленных местах, лечить, вызывать дожди и т.п. Оно возникло в период разложения первобытнообщинного строя и существует до сих пор Такой длительный срок существования шаманства объясняется тем, что оно удовлетворяет определенные общественные потребности, хотя реализует их ошибочным, искаженным способом Эти потребности связаны прежде всего с лечением людей, в меньшей степени - с обслуживанием охотничьего промысла и других видов го сподарськои деятельности Одной из основных причин зарождения шаманства была полная зависимость древнего охотника и земледельца от стихийных явлений природы Шаманство сих пор распространено среди некоторых племен Африки, Океании, народов Северной и Средней Азии, Америкиерики.
Наряду с анимизмом, тотемизмом и шаманством значительное место в жизнедеятельности первобытного человека занимала магия (от гр - колдовство, волшебство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью сверхъестественных сил Начинаю кая анализ этого важного явления в жизни людей, следует констатировать наличие больших расхождений в его оценке со стороны специалистов Это касается прежде вопросов происхождения магии, 'ее сущности и соотношения глашение с религиейією.
Известны различные виды первобытной магии: промышленная, земледельческая, военная, лечебная, любовная, вредная и др. Они заключаются в заклинании охотничьих ловушек, в колдовских процедурах на поле, в чаклуван УНИ над оружием, над больным, в разного рода заговорах и т др. Но в любом случае магия была и есть или фетишистской, или Тотемистические, или анимистическиеною.
Во время исследований магического мышления туземцев Полинезии английский этнограф и религиовед Дж Фрезер заметил интересную закономерность: туземцы используют магию в земледелии, в процессе посадки я клубневых растений, урожайность которых нестабильная, но магия не применяется ими при насаждении плодовых деревьев дают устойчивый, стабильный урожай В рыболовстве магические приемы практикуются при промысла акул и других крупных и опасных рыб и морских животных, но при томление мелкой рыбы магия считается излишней Строительство лодок всегда сопровождается магическими обрядами, а при возведении я домов магия не применяется Это дало возможность фрезы сделать вывод, что магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемой, решенной ние которых зависит не столько от него самого, сколько от множества привходящих факторов Именно это и заставляет ее полагаться на помощь таинственных сил и применять магические диі дії.
По Фрэзером, магическое мышление основывается на двух принципах Первый из них гласит: подобное порождает подобное, или следствие похоже на свою причину Суть второго принципа: вещи, что хотя бы раз взаимодействовали друг с другом, продолжают взаимодействовать и на расстоянии, после прекращения прямого контакта Первый принцип названно законом подобия, а второй -законом контакта Исходя из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может вызвать любую желаемую событие путем простого подражания ему, например, имитируя гром и молнию, может вызвать дождь На основании второго принципа, все, что маг совершает над предметом, имеет, по его мнению, оказать влияние и на лицо, хотя бы один раз была в контакте с этим предметом, например, манипулируя и с волосами человека, маг думает, что способен повлиять на его сознание и поступки По типам воздействия на объект выделяютть:
• имитативного магию, когда воздействию подвергается копия объекта Этот тип магии основывается на связи идей (вещей) по сходству Его ошибочность заключается в том, что сходство идей (вещей) воспринимается как их идентичность;
• контактную магию, основанный на законе контакта, т.е. непосредственном переносе магической силы на объект или его часть путем прямого контакта с ним (например, кусочек одежды или прядью волос) При этом хар рактер воздействия может быть разным - прикосновение руки, ношение амулетов, употребление зелья и т др. Контактная магия, в отличие от имитативного, допускается другую ошибку: она исходит из того, что вещи, которые хоть ра не затрагивали друг друга, находятся в контакте постоянно Теория и практика доказывают, что это мнение не соответствует действительностиості.
Оба рассмотрены типы магии часто совпадают, поэтому их обозначают единым термином \"симпатичная магия\", поскольку каждый из них допускает, что благодаря \"тайной симпатии\" объекты влияют друг на друга на расстоянии и импульс их влияния передается от одного объекта к другому с помощью невидимых связи Синонимом \"симпатичной\" магии является понятие \"магия непосредственного действия\" (\"\" агрессивная магия \") Вся система \"симпатической магии\" состоит как из положительных, так и отрицательных предписаний, или запретов Она указывает не только на то, как следует поступать, но и на то, чего делать нельзя Совокупность положительных пре сел образует на те, чого робити не можна. Сукупність позитивних приписів утворює колдовство, отрицательных - табу.
Во многом похожа на \"симпатичную\" магию так называемая профилактическая магия, В ней выделяют следующие подтипы:
• магию, отгоняет от человека негативные силы, не допускает их приближения к ней (для чего, кроме ношения оберегов, рекомендуется создание шумов, укрытия одеждой и т.п.);
• очищающую магию, которая основывается на использовании таких известных средств, как окуривание, кровопускание, омовение и др.
По назначению магия делится на шесть основных видов: вредная, лечебная, производственная, метеорологическая, военная и любовная Эта видовая классификация не является полной, поскольку в любом виде магии мож жна выделить множество подвидов Так, производственную магию очень часто разделяют на охотничью, рыбацкую, строительную, гончарное, кузнечное, спортивную, учебную и земледельческую поздним проявлением производственной магии считаются известны даже многим цивилизованным народам обряды аграрного культа, которым были присущи две примитивные черты Первой из них были систематические человеческие жертвоприношения Древние, оче видно, считали урожай благодарностью духов за жертвы, поэтому старались сделать свои дары можно дороже Вполне понятно, что таким было и есть человеческая жизнь Вторая черта была связана с существенным эротическим э ментом, свойственным многим обрядам аграрной магии предками плодородие земли и таинство зарождения новой жизни казались явлениями одноплановым, поэтому имитация или реальные действия сексуального плана, на их мнению, должны были вызвать ответную реакцию земли - \"ее повышенную плодородие Этот пример является типичным образцом примитивного толкования похожих событияжих подій.
Интересным и очень противоречивым был также содержание других видов магии первобытных людей Его детальный анализ показывает, что все они в большей или меньшей степени базировались на законах подобия и контакта и перекрытий поручено восприятии собственной жизнедеятельности дикарь не хватало уровня абстрактного мышления для объяснения реалий повседневной практикки.
Однако жизнь не стояла на месте: менялся мир, совершенствовался мировоззрение людей, развивались наука и философия Современная наука доказывает, что желаемое явление не является следствием осуществления магических обрядов, а яв выше, которого страшатся, не всегда является нарушение табу Действуют объективные законы развития природы и общества, и именно они определяют ход событий Поэтому ошибочным является мнение, что последствия (желательные и нежелательные) возникают только под воздействием законов подобия и контакта Любое событие является единством необходимого и случайного Необходимость проявляет себя через множество случайностей, а случайности является формой проя ву необходимости Случайность является объективной так же, как и необходимость необходимости тоже никогда не бывает без случайностей Поэтому наука, в отличие от магии, пытается случайностями предвидеть и открывать необходимые события, помогать людям сознательно уменьшать влияние негативных случайностей на процесс и результаты их жизнедеятельностияльності.
Религиоведение придает большое внимание изучению соотношения магии и религии Если предположить, что эпоха магии повсеместно предшествовала эпохе религии, то, естественно, подлежат исследованию причины, побудившие и человечество (или его часть) оставить практику магии и перейти к религии Возможно, это происходило следующим образом: с течением времени первобытные люди заметили, что магические обряды не приносят им желаемых результате в Это стало настоящим открытием для них Они впервые признали свою неспособность по собственному усмотрению манипулировать силами природы, которые к тому времени считались вполне подчиненными их воле Люди все более е убеждались, что природные явления, которые они пытались вызвать с помощью гадания, колдовства, обрядов и других действий, очень часто не происходили, что приносило им страдания и разочарование в магические о бряды, или происходили и без их вмешательства: дождь, как всегда, выпадал на высохшую землю, Солнце продолжало свое дневное, а Луна - ночное круговращение На Земле, по-прежнему рождались люди для п раке, любви и страданий, и, как в старину, после короткого пребывания на ней навечно отправлялись в своих предков Эти и другие факторы способствовали формированию у наших далеких предков убеждений в своем в бессилии перед стихиями природы, выводам о необходимости перехода к новой системе веры, которая уняла их тревожные мысли и стала бы заменой магистралью магії.
Религиоведение доказывает, что так или примерно так люди начали мировоззренческий переход от магии к религии Но подобное изменение верований не могла произойти внезапно Она происходила, вероятно, очень прогресс пово и приобрела более или менее полного завершения за много веков Этот процесс имел противоречивый характер, поэтому и взгляды на него неоднозначные Некоторые ученые рассматривают магию как некую форму религии Другие, наоборот аки, вполне отделяют ее от религии Подобные взгляды на соотношение магии и религии являются односторонними, метафизическими, а потому - ненаучными Понятие \"магия\" подобно понятию \"анимизм\" является общим, надз вычайно абстрактным обозначением очень разнообразных обрядов и представлений Эти обряды и представления различаются не только по степени сложности, не только по содержанию, но, опять-таки, и по происхождению, и по п ризначенняходженням, і за призначенням.
Исследования показывают, что первоначальную магию следует считать основой для дальнейшего становления религиозных культов Культовые действия первобытного человека имели дельцом земные, безрелигиозного первопричины, были внедрены в его повседневной жизни В дальнейшем естественные практические действия начали приобретать в глазах людей магического, сверхъестественного вида передаваясь от поколения к поколению в освященных традицией детализова них ритуальных формах, они вращались на религиозно-культовые каноны: молитву, религиозные посты, жертвоприношения и т.п. Поэтому есть все основания утверждать, что развитие человеческой мысли происходил от примете вного предметного мышления, через магию и религию, к науке Магические верования и обряды являются очень устойчивыми Они и сегодня оказывают существенное влияние на отдельных люди людей.
Таким образом, система колдовства и запретов (\"табу\") охватывала все сферы жизни первобытных людей и была единственной формой его регламентации Она заменяла все то, что в современном обществе обеспечивается мо ораллю, религией, правомєю, правом. .
С развитием общества антропоморфическим мировоззренческий комплекс пополнилсясоциоморфичним - мироощущением и миропониманием человека, наделяет себя свойствами и качествами природы Для этапа мировоззренческого социоморфизму характерны такие ранние верования, как мантика, аниматизм и фетишизм
Мантика (от гр - гадание) - вера в гадания, в различные средства познания неизвестного или предсказания будущего На ранних стадиях развития общества люди гадали, как правило, с целью прогнозирования я урожая или приплода скота Виды этих гаданий сохранились до нашего времени Потом появились профессионалы гаданий В Древней Греции, например, это былибули некромантов(от гр-мертвый и гадания) Они \"вызвали\" души умерших, чтобы узнать будущее В Древнем Риме профессионалов гаданий называли авгурами и гаруспиков
Авгуры (от лат - птица) - коллегия жрецов, которая толковала волю богов посредством поведения птиц Принадлежность к авгуров была пожизненной и высоко ценилась, поскольку давала возможность влиять даже на ход по олитичних событияій.
гаруспиков (от Этрус - внутренности, от лат-наблюдаю) - жрецы-прорицатели В Древнем Риме они занимались гаданием на внутренностях животных и истолкованием так называемых \"знамений\" - ударов молнии, появления радужных к колец вокруг Солнца, случаев эпидемий, снов и т. СО до V в гаруспиков образовывали специальную коллегию жрецы колегію жерців.
В средневековой Европе были популярны физиогномики (от гр - черты лица) - вела по внешнему виду; чертами лица, формой тела
Религиоведение рассматривает, изучает и анализирует следующие виды мантики, как гадание на основании: движения небесных тел (астрология), вида лопаточной кости животного (скапулимантия), вид внутренних органов животные (гаруспиция), полета и крика птиц (гаруспиция), формы пупка (омфаломантия), линий руки (хиромантия), старинных стихов (рапсодомантия), цифр (арифмомантия), передвижение змей (офиомантия) общения с духами умершего (некромант) в Б В научном религиоведении гадание на расплавленном воске или олове, на сновидениях, на сое, игральных картах, кофейной гуще тощо.
На этапе социоморфизму для формирования мировоззрения характерен также аниматизм (от лат - одушевленный) - вера в безличные силы, которые якобы действуют в природе и влияют на жизнь людей Эти силы представлялись неперсонифицированными и сверхъестественными С ними связывались различные характера и людей, например, во время охоты, морской рыбалки, битвы на войне; плодовитость скота, урожай овощных и злаковых растений аниматизм - одна из первых форм человеческого целостного осмысления мира в ре зноманитних трансформациях он присущ религиям всех континентов и всем стадиям истории религийлігії.