Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:52, курсовая работа
Первая книга Библии, первая книга Ветхого Завета называется в русской традиции Книгой Бытия. Написана она Моисеем по вдохновению Духа Святаго. Она содержит в себе повествование о происхождении мира и человека, универсальное введение к истории человечества. Она рассказывает нам о создании мира из ничего, о первородном грехе, о потере человеком Рая.
Введение…………………………………………….……..…….3
1)Сотворение мира…………………………………….….….…4
2)Сотворение человека……………………………….….…..….7
2.1Совет святой Троицы…………………………………....…..7
2.2Образ и подобие……………………………………..……....9
2.3. Высокое предназначение человека…………….………….9
2.4Соединение в человеке духовного и материального….…10
2.5.Сотворение Евы…………………………………………….10
3). Грехопадение…………………………………………..….…13
Заключение..............................................................................16
Список использованной литературы……………….…...…….17
Есть некоторая первичность и вторичность в том, что Ева берется от мужа своего, хотя Адам и говорит: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей», – то есть это фактически alter ego, другое Я. Ева называется «помощником» Адаму, подобным ему . По мнению святителя Филарета, «это делается в ознаменование одинакового с ним естества, в противоположность другим родам животных; ближайшего ему служения ; всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития» .
Появлению Евы тоже предшествует Совет. Необходимость разделения полов может объясняться по-разному. Аскетическая традиция утверждает, что сотворение Евы произошло в предведении грехопадения и необходимости дальнейшего размножения людей. В современной богословской литературе больший упор делается на возможность общения и совершенствования в любви.
Что касается значения имени первой женщины. Называется она Евой уже после грехопадения. Ева означает жизнь. То есть если для Адама до изгнания из Эдема жизнью был Бог, то теперь Ева фактически заменяет ему Бога. Человек теперь материален.
3. Грехопадение
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1). Так начинается библейское повествование о грехопадении первых людей. Это тот самый "великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий вселенную", о котором говорится в Откровении Иоанна Богослова (Апок. 12:9). Святитель Иоанн Златоуст не считает возможным полностью отождествить диавола со змеем: он говорит, что диавол воспользовался змеем как орудием.[ Диавол прельщает человека "надеждой на обожение", по выражению преподобного Иоанна Дамаскина. Человек не распознал обмана, потому что стремление к обожению было вложено в него Творцом.6 Но обожение не возможно без Бога. Грех человека в том, что он стремился стать богом без Бога.
Грех первых людей стал возможен благодаря свободе воли, которой они обладали. Свобода - величайший дар, делающий человека образом Творца, но в свободе изначально заключена возможность отпадения от Бога. Бог в силу своей любви к человеку не хотел вторгнуться в человеческую свободу и насильственно предотвратить грех. Но и диавол не мог принудить человека к злу. Виновником грехопадения является сам человек, употребивший во зло дарованную ему свободу.
Блаженный Августин видит грех первого человека в его непослушании: "Не может быть, чтобы собственная воля не обрушилась на человека великой тяжестью падения, если он высокомерно предпочитает ее воле высшей. Это человек и испытал, преслушав заповедь Божию, и через этот опыт узнал различие между... добром послушания и злом непослушания"7.
Большинство
же древнецерковных писателей
Запретный плод не прибавил человеку счастья; напротив, человек вдруг ощутил свою наготу: ему стало стыдно, и он пытается скрыться от Бога. Но это еще не было окончательным разрывом с Богом. Падение еще не есть отпадение: человек мог покаяться и этим возвратить себе прежнее достоинство. Бог выходит "на поиск" падшего человека: Он ходит между деревьями рая и как бы ищет его, спрашивая "где ты?" (Быт. 3:9). В этом смиренном хождении Бога по раю есть прообраз смирения Христа, открывающееся нам в Новом Завете, смирение, с которым Бог выходит искать заблудившуюся овцу. Ему нет необходимости ходить, искать и спрашивать "где ты?", потому что Он всемогущ, но Он все еще не хочет быть Судьей Адама, Он все еще хочет быть с ним на равных и надеется на его покаяние. В вопросе Бога содержится призыв к покаянию. Если бы Адам сказал "я согрешил", он, несомненно, был бы прощен, утверждает преподобный Симеон Новый Богослов. Но вместо покаяния Адам произносит самооправдание, обвиняя во всем жену: "...Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 3:12). Ты дал жену, Ты и виноват... А жена во всем обвиняет змея.
Последствия грехопадения для первого человека были катастрофическими. Он не только лишился блаженства и сладости рая - изменилась и исказилась вся природа человека. Согрешив, он отпал от естественного состояния и впал в противоестественное8 . Были повреждены все части его духовно-телесного состава: дух, вместо того чтобы стремиться к Богу, стал душевным, страстным; душа попала во власть телесных инстинктов; тело в свою очередь утратило первоначальную легкость и превратилось в тяжелую греховную плоть. В жизнь человека вошли болезни, страдания и скорби. Он стал смертным, так как потерял возможность вкушать от древа жизни.
Не только сам человек, но и весь окружающий его мир изменился в результате грехопадения. Изначальная гармония между природой и человеком нарушена - теперь стихии могут быть враждебны ему, бури, землетрясения, наводнения могут погубить его. Земля уже не будет произращать все сама собой: ее надо возделывать "в поте лица", а она принесет "терния и колючки". Звери тоже становятся врагами человека: змей будет "жалить его в пяту" и другие хищники нападать на него (Быт. 3:14-19). Вся тварь подчиняется "рабству тления", и теперь она вместе с человеком будет "ждать освобождения" от этого рабства, потому что покорилась суете не добровольно, но по вине человека (Рим. 8:19-21).
Очутившись вне рая, люди оказались окружены враждебным миром, жалкие и беспомощные. Страшно было наказание за преступление заповеди Божией. Но милосердный Господь не оставил первозданных людей без утешения. Он тогда же дал обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Это обетование “О семени Жены.” Господь обещает людям, что от жены родится Спаситель, Который сокрушит главу змия и примирит человека с Богом.
Это было первое обетование о Спасителе мира. В честь Его будущего пришествия было установлено жертвоприношение животных, заклание которых должно было предзнаменовать Великого Агнца за грехи мира.
Окрыленные надеждой на пришествие Искупителя, Адам и Ева по повелению Божию покинули пределы рая.
Заключение
Книга бытия имеет большое значение для Христианина. Библейский рассказ помогает нам понять всю трагическую историю человечества и его теперешнее состояние. Он показывает, кем были и во что превратились.
Она содержит прообраз будущих событий Нового Завета, прообраз Христа. В книге Бытия мы можем узреть действия и проявления Святой Троицы в мире. В ней мы наблюдаем, как человек распорядился дарованной ему свободой. Человек на протяжении всех этих сказаний показан, как повернувшийся к Божественной Свободе спиной, и у нас возникает искушение спросить; так почему же Провидение не остановило человека? Почему оно не сказало: "Вернись немедленно или ты погиб!" Да потому, что мы Его образ и подобие. Только в свободе, только испытав самим, что такое удаление от Истины, мы можем ее по-настоящему полюбить и столь же свободно к ней возвратиться.
В этом заключается смысл
Список используемой литературы:
1)Авва Дорофей, Душеполезные поучения и послания, издательство «Отчий дом», М.: 2000. - 295 с.
2)Библия, «Книги Священного
Писания Ветхого и Нового
3)Епископ Вениамин(Пушкарь), Священная Библейская История Ветхого Завета, Издательство Дальневосточного гос. Университета, Владивосток.: 2000, 548 с.
4)Игумен Иларион, Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003.- 142 с.
5)П.Лопухин. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986. Репринтное воспроизведение издания 1887 года. - 482 с.
6)Проф., прот. А. М. Клитин, История религии: (Опыт ист.-богосл. исслед.). Т. 1 - Одесса: Тип. "Рус. речи", 1910. - 552 с.
7)Прот. Хопко Ф., Основы православия, Минск, 1991, с.338
8)http://aquaviva.ru/archive/
9)http://ftp.kelia.ru/o_knige_
1 П.Лопухин. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986. Репринтное воспроизведение издания 1887 года., – с. 2-4.
2 Епископ Вениамин(Пушкарь), Священная Библейская История Ветхого Завета, Издательство Дальневосточного гос. Университета, Владивосток.: 2000, с. 49.
3 О цели христианской жизни. Серг. Посад, 1914, с.11
4 прот. А.Клитин. История религии. Одесса, 1910, с.497
5 http://aquaviva.ru/archive/
6 Игумен Иларион, Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. – с. 41.
7 http://ftp.kelia.ru/o_knige_
8 Авва Дорофей, Душеполезные поучения и послания, издательство «Отчий дом», М.: 2000, с 30.
Информация о работе Повествование Книги Бытия о сотворении Богом мира