Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение положения церкви в ТАССР в 1920-1930-е годы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть состояние православной церкви в первые годы советской власти;
Осветить политику большевиков по отношению к Православной российской церкви;
Охарактеризовать положение православной церкви в 1920-е годы;
Показать процесс закрытия православных церквей в городе Казани;
Введение 3
Глава I. Состояние церкви в период 20-30-х годов ХХ века. 6
Политика большевиков по отношению к Православной церкви 6
1920-е годы для Православной Церкви. ………………….. 8
Глава II.Закрытие казанских церквей в конце 1920-х - 1930-е годы. 10
Заключение 20
Список использованных источников и литературы ……………………21
Эти приготовления не оказались напрасными, потому что уже 12 января 1930 года объединение кино и театров решило, что здание церкви подойдет для кинотеатра.
Храм решили закрыть, причиной этого послужило то, что община предоставляла подвал церкви под жилье монахиням и приютила одну «частную семью». ТатЦИК посчитал, что «община имела себе серьёзную прибыль»37, а это нарушало условия договора.
Решение о закрытие церкви было объявлено 13 марта 1930 года. Община Духосошественской церкви решила воспользоваться примером других храмов и подала жалобу во ВЦИК. Как и во всех других случаях здание храма было оставлено для пользования верующим до окончательного разрешения вопроса. В отличие от предыдущих случаев местные власти за время решения вопроса ВЦИКом не предпринимали никаких действий. Только через год (20 февраля 1931 года) ликвидация церкви была отменена и оставили ее общине.
Сразу же начались собрания рабочих в цехах, на которых высказывались о закрытии церкви, при этом было собрано 1800 подписей, за закрытие.
Все в этом же году 3 марта ГорКомХоз направил в храм техника для осмотра помещения. В результате него было установлено, что храм приходит в большую ветхость, а колокольня наклонена в сторону улицы, а это опасно для проходящих мимо граждан.
Как и следовало ожидать, уже к 20 апрелю было вынесено решение о переустройстве здания церкви под кинотеатр. Общину об этом известили только через неделю, при этом у них еще оставалась возможность обжаловать решение ТатЦИКа в центре. Служители Духосошественской церкви так и поступили. К сожалению автора, не дождавшись ответа на свою жалобу, общиной было решено присоединиться к общине Трехсвятительской церкви.
Служителям Духосошественской церкви нужно было подождать не долго, ведь уже 19 июня ВЦИКом было приостановлено переустройство храма. Из-за того, что община решила добровольно присоединиться к Трехсвятительской церкви, выяснение обстоятельств закрытия и переустройства церкви шло до 1932 года. В результате 20 октября ВЦИК утвердил ликвидацию церкви.
На сегодняшний день здание Духосошественской церкви является Казанским кукольным театром.
По мнению автора, община могла сохранить за собой данную церковь, но поспешное решение о присоединении решило участь здания храма.
Из всего выше сказанного
можно сделать следующие
Во-первых, местным властям, по мнению автора, было выгодно закрывать здания церквей, потому что они (т.е. здания) могли использоваться под строительные материалы, которые в то время было тяжело найти.
Во-вторых, те же местные власти, в некоторых ситуациях действовали без ведома центральных органов власти.
В итоге только одна церковь на территории Казани осталась функционировать.
Заключение
На протяжении курсовой работы можно проследить всю политику большевистского правительства, а особенно местных органов власти.
Молодому правительству были необходимы деньги для построения нового государства, кроме того множество средств было потрачено на первую мировую войну, а затем на гражданскую. Как известно во время правления адмирала А.В. Колчака был нанесен существенный урон финансовому состоянию страны. Денег взять было неоткуда. Большевистское правительство знало, что множество денежных средств, а также земель издавна было у церквей. Именно поэтому они всеми способами изымали церковные ценности и владения.
Кроме денежных средств, церковь
была идеологическим инструментом и
могла управлять мнением
Какие же выводы можно сделать из данной курсовой работы?
Во-первых, что новое правительство было с самого начала настроено против церкви. Соответственно закрытие культовых учреждений тщательно планировалось.
Во-вторых, что верхушку власти на самом деле не интересовало мнение народа, они в любом случае делали так, чтобы храмы закрывались.
Следующим выводом будет то, что церковные общины защищали свои храмы как могли и отстаивали свое мнение до конца.
Конечно, нужно не забывать,
что большевистскому
Список использованных источников и литературы
Литература:
Интернет-ресурсы:
1 Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Страницы секретных архивов/ Б.Ф. Султанбеков - Казань: Таткнигоиздат, 1994. - 253 с.
2 Султанбеков Б.Ф.История Татарстана: Сталин и «татарский след»/ Б.Ф. Султанбеков - Казань: Татарское книжное, 1995.- 250 с.
3 Литвин А.Л. Запрет на жизнь. / А.Л. Литвин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1993. - 224 с.
4 Литвин А. Л. Без права на мысль: Историки в эпоху Большого террора. Очерки судеб/ А. Л. Литвин— Казань: Татарское книжное издательство, 1994, 194 с.
5 Литвин А. Л. Красный и белый террор в России. 1918—1922 гг. / А. Л. Литвин. — Казань: Татарское газет.- журн. изд-во, 1994. — 328 с.
6 Хайрутдинов Р. В церквах и монастырях по возможности ничего не оставлять…//Эхо веков.-2006.- №2.С3-9.
7http://history-mpda.
8 Материал итоговой научно практической конференции за 1999 год./Отв.ред.. Ф.С. Хакимзянов.- Казань: Издательство Татарского гос. Гуманитарного института, 2000.- 112 с.
9 Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых и аспирантов за 1999-2000 гг./Редколлегия: Р.С. Хакимов и др. Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 2001. -312 с.
10 Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Сталин и «татарский след / Б.Ф. Султанбеков - Казань: Тат. кн. изд-во, 1995.- 109 с.
11 http://history-mpda.orthodoxy.
12 Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы/ Б.Ф. Султанбеков, С.Ю. Малышева - Казань: Тат. кн. изд-во, 1996.-143-144с.
13 Хайрутдинов Р.Р. В церквах и монастырях по возможности ничего не оставлять…//Эхо веков.-2006.- № 2.С.3-9.
14Султанбеков Б.Ф., История Татарстана: Сталин и «татарский след»/ Б.Ф. Султанбеков -Казань: Тат. кн. изд-во, 1995.- 110 с.
15 Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы/ Б.Ф. Султанбеков, С.Ю. Малышева - Казань: Тат.кн.издательство, 1996.-144с.
16 Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы/ Б.Ф. Султанбеков, С.Ю. Малышева - Казань: Тат.кн.издательство, 1996.-145с.
17 http://history-mpda.orthodoxy.
18 Материал итоговой научно практической конференции за 1999 год./Отв.ред.. Ф.С. Хакимзянов.- Казань: Издательство Татарского гос. Гуманитарного института, 2000.- 102 с.
19 Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых и аспирантов за 1999-2000 гг./Редколлегия: Р.С. Хакимов и др. Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 2001. -163 с.
20 Материал итоговой научно практической конференции за 1999 год./Отв.ред.. Ф.С. Хакимзянов.- Казань: Издательство Татарского гос. Гуманитарного института, 2000.- 103 с.
21 http://history-mpda.orthodoxy.
22 http://russian-church.ru/
23 Султанбеков Б.Ф., История Татарстана: Сталин и «татарский след»/ Б.Ф. Султанбеков - Казань: Татарское книжное, 1995.- 110 с.
24 Мухин В., «История закрытия
храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е
годы XX столетия»// http://kds.eparhia.ru/www/
25 Мухин В., «История закрытия
храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е
годы XX столетия»// http://kds.eparhia.ru/www/
26 Там же
27 Мухин В. «История закрытия
храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е
годы XX столетия»// http://kds.eparhia.ru/www/
28 Мухин В., История закрытия
храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е
годы XX столетия// http://kds.eparhia.ru/www/
29 Там же
30 Там же
31 Мухин В., История закрытия
храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е
годы XX столетия// http://kds.eparhia.ru/www/
32 Там же
33 Мухин В., История закрытия
храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е
годы XX столетия// http://kds.eparhia.ru/www/
34 Мухин В., История закрытия
храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е
годы XX столетия// http://kds.eparhia.ru/www/
35 Там же
36 Мухин В., История закрытия
храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е
годы XX столетия// http://kds.eparhia.ru/www/
37 Мухин В., «История закрытия
храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е
годы XX столетия»// http://kds.eparhia.ru/www/
Информация о работе Православная церковь в ТАССР в 1920-1930-е гг