Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 18:15, доклад
Церковь придает большое значение посту. От него сильно зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые Отцы и древнего, и нашего времени.
В христианском календаре около 200 дней занято постами. Православная церковь выделяет многодневные и однодневные посты.
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Курская государственная сельскохозяйственная академия
имени профессора И.И. Иванова»
Доклад
по дисциплине «Основы православия»
«Православные посты,
их длительность и значение»
Выполнила:
студентка
Церковь придает большое значение посту. От него сильно зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые Отцы и древнего, и нашего времени.
В христианском календаре около 200 дней занято постами. Православная церковь выделяет многодневные и однодневные посты.
Основное правило: среда и пятница в течение всего года, кроме Святок и сплошных седмиц, - строго постные дни (если нет особого разрешения на послабление поста). В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь Ангелов). Затем, в году существуют 4 больших поста:
1) Великий пост - 40 дней; к нему
присоединяется Страстная
2) Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы (Троицына дня) и кончается 12 июля на Петров день; подвижный пост, разной продолжительности.
3) Успенский - двухнедельный пост с 14 по 27 августа.
4) Рождественский сорокадневный пост с 28 ноября по 6 января.
Кроме того, строго постными считаются:
день Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
день Усекновения главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября)
Рождественский сочельник (6 января)
и Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) - 18 января
Пост - это с древности установленные правила, которые способствуют молитве и помогают внутреннему росту человека. Но бывают в жизни человека обстоятельства, которые затрудняют хранение поста (скажем, нахождение в путешествии или болезнь). Тогда разрешается послабление. Пожилые больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует советоваться со своим духовным отцом.
Авва Исаак Сирии в труде "Слова Подвижнические" писал: "Кто не радит о посте, приводит в колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. С сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон?"
Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай!
(Св. Василий Великий).
Христианство исходит из того, что в человеческой природе нарушена гармония между духовным и плотским началом, плоть стремится возобладать над духом. Поэтому человеку необходимы хотя бы самые простые методы самоограничения. Посты учреждены христианской церковью с целью поддержать в христианине духовно-нравственные стремления над чувственными. Но давайте посмотрим на посты с современных позиций. Строгий ритуал питания - эта та же самая психотерапия, но подкрепленная ритмом, определенным набором продуктов.
Соблюдая пост, человек как бы вступает в другое душевное состояние, отсекает от себя неблагоприятные чувственные восприятия, вызванные как внешними, так и внутренними воздействиями. При соблюдении поста, у человека появляется цель, он начинает ощущать прилив сил, бодрости, у него появляются уверенность, воля. Так же как при аутогенной тренировке, он постоянно внушает себе, что со строгим соблюдением поста у него прибавляются силы, ему гораздо легче дышать, он становится все здоровее.
Посты полезны каждому из нас, потому что организм наш зашлакован чужеродными веществами, вдыхаемыми с загрязненным воздухом: свинцом, токсическими газами, радиоактивными веществами, поступающими с пищей: нитратами, солями тяжелых металлов, пестицидами и другими химическими веществами; лекарственными средствами. В период поста мы питаемся растительной пищей, а именно растительная пища, особенно пектины, клетчатка, способствует связыванию и выведению токсических веществ из организма. Этому способствует и монотонный, стабильный состав продуктов.
Соблюдение постов более физиологично для организма, чем предполагаемое голодание или раздельное питание.
Избыточное количество пищи приводит .к перегрузке прежде всего желудка и сердца, составные ее части поступают в кровь и забивают все клетки и ткани, происходит своего рода "удушение", неполное сгорание и нарушается обмен веществ.
Работа сердца, печени, желудка, почек, внутренних желез увеличивается за счет неусвоенных продуктов питания, происходит своего рода "загнивание" и отравление организма. Многие из нас замечают этот процесс, когда после обильного приема пищи накануне утром встают уставшие, вялые, несмотря на ночной отдых.
Но вот вы решили соблюдать пост. Пища, которую вы начинаете употреблять, производит мягкое, щадящее воздействие на функцию эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Пища должна быть слегка недосоленной, овощи необходимо употреблять в сыром, полусыром и вареном виде. Во время поста исключаются животные жиры, вводятся растительные.
Подобное питание способствует выведению холестерина и других веществ, вызывающих атеросклероз. Благотворно посты сказываются на функции почек, мочевыделительной системы. Из организма выделяется большое количество отходов питания животным белком: мочевина, мочевая кислота.
В последние десятилетия среди населения, включая и детей, резко возросло количество больных с нарушением обмена веществ: все чаще встречаются ожирение, сахарный диабет. Так, например, ожирением больны 25 - 50 процентов, а сахарным диабетом, включая и скрытые формы, до 10 процентов численности населения. Во время поста насыщение наступает более быстро, отсюда происходит суммарное уменьшение веса у людей с ожирением. Если во время постов ограничивать сахар до 0,5 г на 1 кг нормальной массы тела, то резко снижается его уровень в крови.
Конечно, многим выполнение постов покажется трудным. Но начинать необходимо постепенно. Прежде всего с воздержания от животной пищи, не исключая ее из рациона, то есть применять обычный пост. В этот период едят все, кроме мяса. Особенно полезен такой тип питания в летне-осенний период, когда много фруктов и овощей. Мясоедам трудно полностью отказаться от мяса. Вначале сократите потребление его до одного раза в день, заменяя рыбой, птицей, яйцами, творогом.
Существуют различные степени строгости поста:
очень строгий - сухоядение, когда употребляют только растительную пищу без масла, хлеб;
строгий - едят вареную растительную пищу с растительным маслом;
обычный - кроме того, что едят в строгий пост, едят рыбу.
ослабленный пост - для немощных, находящихся в пути, питающихся в столовых: едят все, кроме мяса.
Необходимо также при соблюдении постов отказаться от употребления спиртных напитков, совершенно устраняются раздражающе и возбуждающе действующие на аппетит продукты.
Что можно есть в пост? Хлеб (желательно грубого помола), кроме сдобы, каши, сваренные на воде без сливочного масла, овощи, фрукты, в том числе сушеные, орехи, грибы.
Рождественский пост (40 дней).
Перед Рождеством Христовым - с 28 ноября по 6 января. В этот пост в понедельник, среду и пятницу не следует употреблять ни рыбу, ни постного масла. После праздника святителя Николы - 19 декабря - рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста - со 2 января - следует соблюдать так же, как и Великий пост.
Особо строгий пост налагается накануне рождества Христова, когда один раз, вечером, при восхождении первой звезды, возвещающей час Рождества Христова, разрешается вкусить "сочива", то есть сухих плодов, смоченных в воде, отчего и сам день называется сочельником.
Рождественский пост называют еще Филипповым, так как он начинается в день памяти апостола Филиппа.
Пост Святых Апостолов (Петров пост).
Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до Дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. Устав о питании в этот пост такай же, как и в Рождественский. Если день конца поста приходится на среду или пятницу, то разговены, как и в Успенский пост, переносятся на следующий день, а в этот день едят только рыбу.
Успенский пост.
Длится с 14 по 27 августа. Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Во время этого поста отмечаются три больших церковных праздника, в простонародии именуемыми Спасами.
Три Спаса в русском календаре
Есть на Руси три праздника, именуемых "Спасами": медовый, яблочный и ореховый. Каждый из них - как бы с двойным смыслом и имеет по два названия: одно - торжественное, церковное, другое - народное, крестьянское.
Первый, или медовый, Спас отмечается 14 августа; в этот день в православном церковном календаре значится официальный праздник: "Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня".
Название праздника сложилось на заре христианства. По преданию, в этот день 988 года принял крещение русский князь Владимир. Народное название "Спас", несомненно, связано с именем Спасителя - Христа. А почему "медовый"? Подмечено, что к этому дню соты в ульях бывают наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору меда.
Однако народное поверье не велит вкушать собранный мед вплоть до второго Спаса. Впрочем, ждать совсем не долго: пять дней.
Второму (яблочному) Спасу -19 августа - в церковном календаре соответствует праздник Преображения Господня. Праздник был установлен в память чудесного преображения Иисуса Христа, о котором повествуется в Евангелии от Луки (9:29). К этому дню оказался приурочен справлявшийся на Руси с давних времен народный праздник, посвященный началу сбора плодов.
Яблочный Спас - из трех Спасов самый главный.
"Пришел Спас - всему час", - говорилось в старину. До наступления этого дня не полагалось есть никаких плодов, кроме огурцов (ягоды не в счет). До сих пор многие верующие соблюдают давний обряд: в день яблочного Спаса несут в церковь для освящения первые собранные яблоки, другие плоды, мед, после чего они считаются дозволенными к употреблению в пищу. В этом обычае - отголоски древней земледельческой магии: надлежало, вероятно, задобрить соответствующего духа определенными обрядами, чтобы не "спугнуть" будущий урожай.
Со второго Спаса начинается самое изобильное, урожайное время.
К третьему Спасу обычно вызревают орехи, потому он и ореховый. Этот день -29 августа - наступает после крупного церковного праздника Успения Пресвятой Богородицы. В народном крестьянском календаре праздник третий Спас, традиционно связывался с окончанием жатвы яровых хлебов, и обставлялось это торжественным сжатием "последнего", "именного" снопа, хождением с этим снопом, обвитым яркими лентами, по улицам деревни: к этому же сроку завершался сев озимых.
Скоромная пища.
"Скором" в старорусском языке означал жир, масло. В наше время так называют пищу, не употребляемую во время поста: мясную, молочную, приготовленную из яиц. Нарушивший вольно или нечаянно пост "оскоромился". Конечно, чаще всего скушать в постный день колбаску человек соблазняется вполне осознанно. Но бывает и по забывчивости, собственной невнимательности, а иногда и другими искушается.
Известна народная шутка: "Кушай, кума, яичницу, на постном масле жарила".
Разговены.
"Разговляться" - вполне законно
оставлять пост после его
"Говение, говеть" - означает "поститься,
воздерживаясь в пище, развлечениях
и каяться в своих
Разговляясь, Церковь рекомендует: радоваться, прежде всего духовно, избегая безумного веселья языческого.
Информация о работе Православные посты, их длительность и значение