Проблема сектантства в Росии и в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении и изучении причин возникновения и развития сект в России и в мире.
В задачи данной работы входило: 1)собрать общее описание сектантства; 2)составить (мировую и российскую) статистику распространения сектантства; 3)изучить основные историю и типы сектантских религиозных групп; 4)охарактеризовать организации и их способы борьбы с сектантством; 5)рассказать о положительном опыте борьбы с сектантством

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Характеристика понятий секта и сектантство…………………... 4
1.1. Терминология…………………………………………………….. 4
1.2. Признаки сектантской организации…………………………….. 5
Глава II. История сектантства в России ………………………………….. 9
Глава III. Организации и методы по борьбе с сектантством…………….. 13
Заключение………………………………………………………………….. 17
Список литературы…………………………………………………………. 18
Приложение…………………………………………………………………. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Религиям народов мира.docx

— 194.50 Кб (Скачать файл)

6. Начало XX века (1917 год) - конец  XX века (1985 год) - советский период (активное  развитие сектантства при поддержке  государства в первые годы  советской власти, а затем преследование  и репрессии в отношении представителей  сект любых направлений).

7. С 1985 года - по настоящее  время (активная экспансия иностранных  сект разных направлений, развитие  отечественных неоязыческих, сатанинских сект).

Современное российское сектантство, главным образом, представлено религиозными, псевдорелигиозными, неоязыческими, псевдохристианскими, сатанинскими сектами, которые в большинстве своём являются тоталитарными и синкретическими. К ним относятся следующие секты: «Белое братство», «Церковь Последнего Завета» (Приложение 2), «Православная церковь Божьей Матери "Державная" (Богородичный центр) и другие. В начале XX века великий русский мыслитель И.А. Ильин справедливо утверждал, что после «расчленения России», в неё «будут вливаться социальные и моральные отбросы всех стран», в том числе и различного рода «миссионеры».

Современный этап развития сектантства в России сектанты называют «золотым», а исследователи справедливо  сравнивают стремительное развитие данного феномена с «эпидемией». Противоречивая социально-политическая, экономическая обстановка в нашей  стране является благоприятной средой для экспансии религиозных, псевдорелигиозных, светских сект.

Вывод: изучив историю сектантства в России можно сделать вывод о том, что в каждый период своего развития сектантство принимало различные формы (от языческих учений до иностранных сектантских организаций), имело свои последствия, сторонников и противников. Отношение к сектантству в разные годы было разным, так же как и виды сектантских организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Организации  и методы по борьбе с сектантством

За свою многотысячелетнюю  историю человечество прошло в сфере  социально-правового регулирования  общественных отношений, а именно регулирования  отношений между государством и  различными религиозными и общественными  организациями (объединениями, группами) путь от тотального контроля за ними, до утверждения принципа разумного (до определённых пределов) невмешательства  в процесс их появления и развития, тем самым гарантируя каждому  человеку соблюдение права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Реализуя данные рекомендации, во Франции, где с начала 80-х годов  исследовали проблемы распространения  сектантства, была создана Межминистерская  миссия по борьбе с сектами при  премьер-министре Франции.

Гибель во Франции «16 человек, среди которых были 3 ребёнка, 23 декабря 1995 года…в Веркоре» в результате деятельности одной из сект, заставили французских  законодателей принять меры к  ограничению свободы «исповедовать  религию или убеждения…для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц» - как это  и рекомендуется в Международном  пакте о гражданских и политических правах (статья 18), и принять в 2001 году антисектантский закон.

В МВД Франции существует специальное полицейское подразделение  по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в связи с деятельностью  сект.

Даже в США, славящейся своей терпимостью по отношению  к любым сектам (в том числе  сатанистам), в Национальном управлении юстиции создан отдел по культово-ритуальным преступлениям, а разработанное  этим отделом пособие «Контроль  преступлений на культово-ритуальной почве: Законодательная основа для расследования, анализа и предотвращения» используется в качестве учебника Национальной ассоциацией инспекторов полиции США.

В России с конца 80-х годов  провозглашённое идеологическое многообразие привело к сектантской вакханалии, при которой секты, запрещённые  во многих странах мира, получили государственную  регистрацию и беспрепятственно осуществляют свою деятельность. Некоторые  исследователи взялись утверждать, что использование понятий «секта»  и «сектанты» некорректно, хотя в  законодательстве России не существует этих понятий, отражающих их негативный смысл. При этом публицистов, осмеливающихся писать на тему сектантской экспансии  в России, стали прямо и недвусмысленно предупреждать о негативных последствиях отрицательного отзыва о деятельности сект.

Причём подобные угрозы звучат на фоне продолжающегося роста преступлений, совершаемых адептами сект (в особенности  ритуальных преступлений), желания  сект влиять на социально-политическую жизнь и экономику России, вербуя новых членов в государственных  органах и общественных организациях, что может повлечь за собой  дестабилизацию общественной жизни, обострение обстановки в стране. Данная ситуация требует скорейшего чёткого правового  регулирования отношений государства  с религиозными, псевдорелигиозными и светскими сектами.

Начало этому процессу положено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных  объединениях» (1997 года), а также  постановлением Правительства России, утвердившим целевую программу  «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма  в российском обществе (2001-2005 годы)».

Однако проблема правовой регламентации деятельности асоциальных  сект остаётся в должной мере нерешённой. Ретроспективный анализ истории  противодействия российского государства сектантству показывает, что в России издревле преступления в религиозной сфере (в частности, против церкви) считались самыми тяжкими, виновных почти во всех случаях предавали смертной казни (сожжению): так было уже при Иване III , при Иване Грозном, и в эпоху Петра Великого.

В последующем власть также  жёстко боролась с преступлениями против веры, которые посягали не только на государственную религию и выражались в виде богохульства, ереси и святотатства, но и посягали на права и здоровье граждан. При совершении ряда преступлений против веры и религии в сектах прямо причиняли вред здоровью и  самих адептов, как, например, при  «оскоплении» в секте скопцов (за это преступление с 1822 по 1833 годы было осуждено и сослано в Сибирь - 375 человек) .

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года - 6 глава так и  называлась «О тайных обществах и  запрещённых сходбищах». В соответствии со статьёй 351 в самостоятельную  норму выделялась ответственность  лиц за предоставление места для  собрания «зловредных обществ»; имущество  тайных обществ согласно статьи 352 подлежало конфискации или уничтожению.

В конце XIX века в России в  сфере правоохранительной теории и  практики сложилось понятие «ритуальное  преступление»: в 1844 году чиновником по особым поручениям МВД В.И. Далем (автором  «Толкового словаря русского языка») было подготовлено и издано «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении их крови» (было зарегистрировано 13224 таких факта), в котором он отмечал, что «изуверский обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма немногим известен. Он существует только в секте хасидов или хасидым».

 

Необходимо  отметить, что судебные процессы, в ходе которых рассматривали дела о ритуальных преступлениях, в большинстве случаев носили политический характер и заканчивались оправдательными приговорами (Приложение 3). В 1903 году по делу об убийстве подростка Михаила Рыбальченко, после осмотра места происшествия и медицинского исследования трупа, был сделан вывод «об инсценировке ритуального преступления»; в последующем было выяснено, что убийца (родственник потерпевшего) инсценировал ритуальное преступление «в целях обвинения местной еврейской общины».

В советский период также  проходили судебные процессы, в ходе которых, рассматривали дела о ритуальных преступлениях: в 1935 году расследовалось дело о ритуальных убийствах около 60 адептов (путём утопления в реке, болоте и сожжения на костре) в секте  зыряновцев под руководством их лидера - Христофорова (Зырянова).

Исторический опыт России по правовому противодействию сектантскому экстремизму и проявлениям преступности с участием членов сект необходимо учитывать при разработке системы  превентивных мер, направленных на предупреждение и пресечение подобных негативных явлений  в современной общественной жизни. В настоящее время многие представители  общественности, осознающие всю опасность, которая исходит от деятельности различных деструктивных организаций, прямо заявляют о необходимости  усиления правового противодействия  развитию сектантского экстремизма  в любых его проявлениях.

Вывод: диапазон распространения сектантства раскинулся широко по всему миру. В каждой стране, где существует подобная проблема, государство и социально-психологические службы поддержки ищут новые способы борьбы с сектами и новые мероприятия для помощи тем, кто пострадал от влияния сектантов. Религиозные деятели также участвуют в решении данной проблемы. Священнослужители призывают людей чаще ходить в церковь, отказаться от низкопробной сектантской литературы.

Заключение

Россия – огромная страна и не всегда можно встретить в  потоке новостной информации сообщения  о сектантских преступлениях, но если постоянно следить за новостной  колонкой из мира сект, то можно увидеть, как с каждым месяцем растет количество тревожных сообщений, и если заниматься этим каждый день, то становится очевидным, что проблема и угроза деструктивного сектантства в нашей стране не то чтобы исчерпала себя, а растет с каждым годом, изменяясь и количественно и качественно.

Граждане нашей страны сейчас раздроблены как никогда, нет единой идеологии, нет единого духовного стержня, за исключением нашего Православия, которое постоянно испытывает на себе все новые и новые удары и испытания. Есть ещё один надёжный объединяющий нас фактор – это национальность. Идея единой нации испытывает сейчас постоянные нападки. Эта разрозненность приводит к тому, что сегодняшняя молодежь пытается обрести себя в различных квазирелигиозных, квазиидеологических и иных субкультурных течениях, либо полностью ввергая себя в поток идей нетрадиционной религиозности, которая так широко представлена деструктивными сектами.

Обезопасить от сектантской  вербовки наших учеников в школах, студентов в вузах и наших  учёных мужей мы можем, только распространяя информацию о тех преступлениях, которые происходят в сектах, о подробностях того абсурдного учения, всю правду о котором сектанты всегда будут стараться скрыть от неподготовленных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Горохов С. А. Религии народов мира. – М.: КноРус, 2012.

Грей Р. Великие религии мира. – А.: Попурри, 2010.

Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – СПб.: Христианская библиотека, 2002.

Олейник И. В. Тоталитарная секта. Как противостоять её влиянию. – М.: Генезис, 2005.

Плотки. В.А. Место религиозного сектантства и проблема национальной безопасности России. – М.: Религио, 2004.

Таевский Д. Секты мира. – М.: Феникс, Северо-Запад,2007.

Чернышев В.М. Сектоведение. Часть 2 – М.: Издательство им. святителя Льва, папы Римского, 2008.

Шапарь В. Б. Психология религиозных сект. – М.: Харвест, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приглашение на собрание одной из сектантских организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Слева — Сергей Тороп (Виссарион) и рядом “евангелист Вадим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Пругавин А.С. «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством»

 


Информация о работе Проблема сектантства в Росии и в мире