Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 20:23, курсовая работа
Наука и религия – разные сферы человеческой деятельности, и в ходе истории их взаимоотношения менялись. Христианские богословы первых веков достаточно активно использовали в своих сочинениях научные представления того времени об устройстве мира. Святитель Василий Великий в беседах на шестоднев критически разбирает распространенное тогда учение, принадлежащее Платону, о четырех стихиях: земле, воде, воздухе и огне, из которых якобы состоит весь мир.
В истории мысли последних двух столетий идея эволюции оказалась яблоком раздора в естествознании, в философии, в религии и в идеологии. В отношении к эволюции можно наблюдать очень
I. Введение.
II. Теория эволюции: философия или наука.
III. Христианство и наука о теории происхождения вселенной.
IV. Творение и промысел Божий.
V. Наука и Божественное Откровение.
VI. «Православный эволюционизм» и святоотеческое учение.
VII. Заключение.
VIII. Список литературы.
Несмотря
на то, что все подчинено
Но ничто
не может воспрепятствовать
Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.
Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность.
Во-вторых, домостроительная воля, согласно которой в силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.
В-третьих, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.
И, в-четвертых,
когда человек живет в
Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его».14
Оттого,
что мы не можем убедить себя быть
последовательными при
Управление творениями есть такое действие Божие, которым бесконечно-Премудрый направляет их, со всею их жизнью и деятельностью, к предназначенным им целям, исправляя и обращая по возможности, самые плохие дела их к добрым последствиям.
Промысел Божий разделяется на 2 вида: на промысел общий и промысел частный. Общий - это тот промысел, который объемлет весь мир, с действующими в нем силами и законами. Частный - простирающий на частные предметы, явления и отдельные существа. Естественный промысел, это промысел от Бога установленный, действует только под надзором Божиим: «Ты поставил землю и она стоит». Это то, что устроил, создал Бог, даже сотворение целого мира. О солнце, о звездах и всех родах существ говорится, что Бог поставил их на веки и веки «дал устав, который не пройдет». Сверхъестественный это промысел и управление миром посредством чудес. Чудеса - это действия или события, которые совершаются в сверхъестественном действии Божием, для достижения важных целей. Чудеса в писании обозначаются словами «силы» и «знамения». Слово «силы» указывает нам на проявление силы Божьей, слово «знамение» указывает на значение чудесных действий. Без Промысла Божия в мире не могло бы существовать и сохраняться порядка, какой замечаем: наоборот, все превратилось бы в хаос.
Православное понимание Промысла Божия не соглашается с мнением блаженного Августина и некоторых протестантских богословов об индивидуальном предопределении каждого человека к той или иной участи. Бог всех людей предопределил к спасению и не существует ни единого человека, который бы был предопределен к погибели. Именно о предопределении к спасению говорит апостол Павел в Послании к римлянам: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, то кто против нас?».15
Всесовершенство Промысла Божия наиболее ярко открывается в его отношении к свободе человека. Промысл Божий наделяет человека свободой, которая может быть направлена против него самого. Бог создает человека, который, как и Он, может принимать решения и выбирать. Человек может выбирать решения, направленные против Бога. Бог создает свободное существо, способное отказаться от Того, кто Его создал.
«Промысл
есть определение Божественной воли
в соответствии с человеческой свободой,
в предвидении свободных
Единственная
возможность эволюции – это эволюция
в мыслях Творца. Усложнение организмов
от дня к другому дню творения.
При этом, как Он его приводил к бытию:
творил по "дням" сразу в завершенном
виде целые пласты бытия или производил
их постепенно в течение "дней" «от
низших форм к высшим из воды и земли»17
силою заложенных Им в природу законов,
- не имеет никакого сотериологического
значения.
Наука и Божественное Откровение.
Каков источник наших истинных знаний о первозданном мире, и насколько он отличен от науки? Православная Церковь учит нас следующим образом: «Без всякого сомнения, Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей. Прежде всего, он произвел мыслию Своею все небесные Силы… После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной разумной души и вещественного тела, дабы из одного, сим образом составленного человека, видно уже было, что он есть Творец и обоих миров, и невещественного и вещественного».18 Эти слова, исходящие из уст Матери-Церкви, основаны не на пустом мудровании отягощенного страстями и грехом мирского разума, а на основании Божественного Откровения и святоотеческого опыта, на творениях отцов высочайшей духовной жизни. Дополним начатые рассуждения словами св. Исаака Сирина, который говорил о восхождении души к Богу на основании собственного духовного опыта: «И отсюда уже возносится умом своим к тому, что предшествовало сложению мира, когда не было никакой твари, ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из приведенного в бытие, и к тому, как Бог, по единому благоволению Своему, внезапно привел все из небытия в бытие, и всякая вещь предстала пред Ним в совершенстве».19
Из этого видно, что святые подвижники постигали первозданный мир, будучи в состоянии Божественного созерцания, которое находится за пределами естественного знания. Так св. Григорий Синаит утверждает, что «восемь главных предметов созерцания»20 в состоянии совершенной молитвы суть следующие:
1) Бог;
2) Порядок и строй жизни разумных сил;
3) Устройство существующего (мира);
4) Домостроительное схождение Слова;
5) Общее воскресение;
6) Страшное второе Христово пришествие;
7) Вечное мучение;
8) Царство Небесное.
«Божественное откровение – это важнейшая основа для православного христианина в изучении вопросов возникновения, развития и усложнения мира. Именно Церковь учит нас, что мироздание есть великая книга Божественного Откровения, что космос явлен как естественное свидетельство Бога о Самом Себе».21 Созерцая этот мир, мы можем опосредствованно, но реально ощущать в нем Божественное присутствие. По разумности устроения мира естественно судить о разумности его Творца, а факт существования жизни объяснять тем, что Бог есть Источник Жизни.
Однако для объяснения мироздания не всем достаточно одного лишь естественного Откровения. Случается, что наблюдения за окружающим миром приводят людей к различным, а часто прямо противоположным выводам.
В истории человечества всегда были люди, способные услышать голос Самого Бога. Это пророки. В общении с ними Бог открывал Себя. Но во всей полноте Он открыл Себя в Иисусе Христе, родившемся две тысячи лет назад в иудейском городе Вифлееме. Во Христе миру была дана полнота Откровения.
Откровение, которое Бог сообщил о Себе пророкам и которое Он явил миру через Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, именуется сверхъестественным Откровением. Это Откровение всегда сберегалось в сообществе верующих: во времена Ветхого Завета — у иудейского народа, а по Рождестве Господа и Спасителя — в христианской общине. Хранилось оно бережно, будучи передаваемо из поколения в поколение. И дабы случайно не исказить полученное Откровение недостатком человеческой памяти или субъективным толкованием, его уже в глубокой древности стали записывать. Так появились Священные книги.
Откровение, передаваемое из поколения в поколение, именуется Священным Преданием. А часть Предания, записанная пророками и апостолами, — Священным Писанием.
Благодаря Божественному Откровению люди имеют необходимое знание о сверхчувственном мире.
Конечно, в Откровении не сказано всего. Всё люди узнают только тогда, когда пересекут границу, отделяющую физическую жизнь от жизни будущего века. Но Божественное Откровение содержит в себе все то, что необходимо для построения правильных отношений человека с Богом.
Когда мы читаем Священное Писание, то имеем перед собой не просто исторический документ или литературное произведение. Мы подлинно прикасаемся к Слову Божию, которое способно особым образом воздействовать на наш разум.
Изучение
Священного Предания не есть внешний
по отношению к самому Преданию процесс,
Предание познается только изнутри.
В противном случае изучение Предания
окажется подмененным исследованием
"памятников церковной культуры"
и предметом изучения станет
"не Предание, а то, что в той или иной
мере создавалось Преданием".
Таким образом, мы будем изучать "не
самую реку, а те пески, хотя бы и золотые,
которые она отлагает в своем течении".
22
Предание познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Предание, необходимо прежде самому войти в поток Предания, то есть войти в Церковь.
"Живым
носителем и хранителем
Цель жизни христианина — овладеть Преданием,
стать самому живым носителем Предания,
сделаться звеном в непрерывной цепи передачи
Богооткровенной Истины.
«Православный эволюционизм» и святоотеческое учение.
Нет ничего
лучшего, как начать с самого св.
Василия Великого, который так
вдохновенно пишет о Шести
Днях Творения. В Шестодневе мы читаем:
«Иные, принимая написанное не в общеупотребительном
смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь
другим веществом, и растению и рыбе
дают значение по своему усмотрению, даже
бытие гадов и зверей объясняют
сообразно со своими понятиями. А
я, слыша о траве, траву и разумею;
также растения, рыбу, зверя и
скот, все, чем оно названо, за то
и принимаю. И ввиду того, что
писавшие о земле много рассуждали
о природе земли, что она такое,
шар-ли, цилиндр или походит на
кружок, со всех сторон одинаково обточенный
(ибо ко всем этим предположениям прибегали,
и каждый опровергал предположение
другого); то не соглашусь признать
наше повествование о творении мира
стоящим меньшего уважения лишь потому,
что раб Божий Моисей не рассуждал
о фигурах, не сказал, что окружность
земли имеет примерно 180.000 стадий,
не вымерил, насколько простирается
в воздух земная тень, когда солнце
идет под землю, и как эта тень,
падая на луну, производит затмения.
Если умолчал он о не касающемся
нас, как о бесполезном, то разве
почту за это словеса Духа маловажными?
Не больше-ли прославлю Того, Кто
не затруднил ума нашего предметами
пустыми, но устроил так, чтобы все
было написано в назидание душ
наших? Этого, мне кажется, не уразумели
те, которые по собственному своему
разумению вознамерились
Итак, святоотеческое
учение ясно говорит, что Бог, хотя и
мог создать все мгновенно, предпочел
творить по стадиям с возрастанием
совершенства, причем каждая стадия была
совершена ни во мгновение, ни в течение
неопределенного долгого
Святые Ефрем Сирин и Иоанн Златоуст в своих комментариях на книгу Бытия явно рассматривают Божие творение как работу шести обычных дней, каждый из которых Бог создает «немедленно» и «мгновенно». Также и св. Василий Великий, вопреки широко распространенному мнению христианских эволюционистов, рассматривает акты Божьего творения как немедленные и внезапные, считая Шесть Дней каждый продолжительностью в 24 часа, ибо он говорит в отношении Первого Дня: «И был вечер, и было утро. Пророк разумеет продолжение дня и ночи...’И был вечер, и было утро, день один’. Почему назван не первым, но единым? Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому-что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь»25.
Тогда начинаются споры между эволюционистами, теми, кто огромное внимание уделяет толкованию святых отцов и сторонними наблюдателями. Именно сторонними наблюдателями можно назвать «православных эволюционистов».
«Православный эволюционист» может попытаться спасти положение попробовав сказать, что мы сейчас знаем больше, чем святые отцы, о природе, и потому мы действительно можем интерпретировать книгу Бытия лучше их. Но даже «православный эволюционист» знает, что книга Бытия - не научный трактат, а боговдохновенный труд по космогонии и богословию. Истолкование боговдохновенного писания является, очевидно, делом боговдохновенных богословов, а не ученых-естественников. Правда то, что в книге Бытия представлены многие «факты» природы. Но следует обратить внимание на то, что эти факты - не те факты, которые мы наблюдаем теперь, а совершенно особые: сотворение неба и земли, всех животных и растений, первого человека. Согласно святым отцам, нам возможно знать кое-что о том первозданном мире, но это знание недоступно естественным наукам.
Однако, путь православного эволюциониста очень шаток и сложен. Он пытается соединять два совершенно противоположных полюса. Так как любой эволюционизм основан на материализме, следовательно, нельзя ниоткуда внести в него Божественное Начало. Нельзя назвать также современные трактовки Бытия попыткой соединить теорию Дарвина и святоотеческие толкования. Однако, Дарвин предполагает наличие Творца, конечно, отличающегося от библейского Создателя, но все же он говорит о нем. Так свидетельствует нам свят. Лука (Войно-Ясенецкий) приводит следующее высказывание Чарльза Дарвина: «В первую клетку жизнь должна была быть вдохнута Творцом».26
Информация о работе Проблема эволюционного развития вселенной