Проблема эволюционного развития вселенной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Наука и религия – разные сферы человеческой деятельности, и в ходе истории их взаимоотношения менялись. Христианские богословы первых веков достаточно активно использовали в своих сочинениях научные представления того времени об устройстве мира. Святитель Василий Великий в беседах на шестоднев критически разбирает распространенное тогда учение, принадлежащее Платону, о четырех стихиях: земле, воде, воздухе и огне, из которых якобы состоит весь мир.
В истории мысли последних двух столетий идея эволюции оказалась яблоком раздора в естествознании, в философии, в религии и в идеологии. В отношении к эволюции можно наблюдать очень

Содержание

I. Введение.
II. Теория эволюции: философия или наука.

III. Христианство и наука о теории происхождения вселенной.

IV. Творение и промысел Божий.

V. Наука и Божественное Откровение.

VI. «Православный эволюционизм» и святоотеческое учение.

VII. Заключение.

VIII. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Науке и Религии - копия.docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

Несмотря  на то, что все подчинено Божественному  Промыслу и Попечению, в зависимости  от обстоятельств, времени, места, лиц  и коварства сатаны, возможны изменения  в установленном порядке вещей.

Но ничто  не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными  действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.

Божественная  воля или Божественный совет, если рассматривать  поочередно, проявляется в четырех  видах.

Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность.

Во-вторых, домостроительная воля, согласно которой  в силу нашей немощи Бог нам  отечески уступает.

В-третьих,  уступительная воля, согласно с которой  Бог вмешивается и вразумляет.

И, в-четвертых, когда человек живет в нераскаянном упорстве, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.

Вместо  того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству  врачует болезнь предательства  соответствующими искушениями. Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние  переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его».14

Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел  Божественного Промысла и вынуждаем  Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые  довольно мучительны. Но это есть наш  крест и мы должны нести его.

Управление  творениями есть такое действие Божие, которым бесконечно-Премудрый направляет их, со всею их жизнью и деятельностью, к предназначенным им целям, исправляя и обращая по возможности, самые плохие дела их к добрым последствиям.

Промысел  Божий разделяется на 2 вида: на промысел общий и промысел частный. Общий - это тот промысел, который объемлет весь мир, с действующими в нем  силами и законами. Частный - простирающий на частные предметы, явления и  отдельные существа. Естественный промысел, это промысел от Бога установленный, действует только под надзором Божиим: «Ты поставил землю и она стоит». Это то, что устроил, создал Бог, даже сотворение целого мира. О солнце, о  звездах и всех родах существ  говорится, что Бог поставил их на веки и веки «дал устав, который не пройдет». Сверхъестественный это промысел и управление миром посредством  чудес. Чудеса - это действия или  события, которые совершаются в  сверхъестественном действии Божием, для достижения важных целей. Чудеса в писании обозначаются словами  «силы» и «знамения». Слово «силы» указывает нам на проявление силы Божьей, слово «знамение» указывает  на значение чудесных действий. Без  Промысла Божия в мире не могло  бы существовать и сохраняться порядка, какой замечаем: наоборот, все превратилось бы в хаос.

Православное  понимание Промысла Божия не соглашается  с мнением блаженного Августина  и некоторых протестантских богословов об индивидуальном предопределении  каждого человека к той или  иной участи. Бог всех людей предопределил  к спасению и не существует ни единого  человека, который бы был предопределен к погибели. Именно о предопределении к спасению говорит апостол Павел в Послании к римлянам: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, то кто против нас?».15

Всесовершенство Промысла Божия наиболее ярко открывается  в его отношении к свободе  человека. Промысл Божий наделяет человека свободой, которая может  быть направлена против него самого. Бог  создает человека, который, как и  Он, может принимать решения и  выбирать. Человек может выбирать решения, направленные против Бога. Бог  создает свободное существо, способное  отказаться от Того, кто Его создал.

«Промысл  есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля - воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой  извинительной неточностью, что  Бог нисходит в Своей промыслительной  деятельности к свободе людей, действует  в соответствии с этой свободой, согласует Свои действия с действием  существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая  их тварной свободы»16.

Единственная  возможность эволюции – это эволюция в мыслях Творца. Усложнение организмов от дня к другому дню творения. При этом, как Он его приводил к бытию: творил по "дням" сразу в завершенном виде целые пласты бытия или производил их постепенно в течение "дней" «от низших форм к высшим из воды и земли»17  силою заложенных Им в природу законов, - не имеет никакого сотериологического значения. 
 
 
 
 
 
 
 

Наука и Божественное Откровение.

Каков источник наших истинных знаний о  первозданном мире, и насколько он отличен от науки? Православная Церковь  учит нас следующим образом: «Без всякого сомнения, Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей. Прежде всего, он произвел мыслию Своею все небесные Силы… После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной разумной души и вещественного тела, дабы из одного, сим образом составленного человека, видно уже было, что он есть Творец и обоих миров, и невещественного и вещественного».18 Эти слова, исходящие из уст Матери-Церкви, основаны не на пустом мудровании отягощенного страстями и грехом мирского разума, а на основании Божественного Откровения и святоотеческого опыта, на творениях отцов высочайшей духовной жизни. Дополним начатые рассуждения словами св. Исаака Сирина, который говорил о восхождении души к Богу на основании собственного духовного опыта: «И отсюда уже возносится умом своим к тому, что предшествовало сложению мира, когда не было никакой твари, ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из приведенного в бытие, и к тому, как Бог, по единому благоволению Своему, внезапно привел все из небытия в бытие, и всякая вещь предстала пред Ним в совершенстве».19

Из этого  видно, что святые подвижники постигали  первозданный мир, будучи в состоянии  Божественного созерцания, которое  находится за пределами естественного  знания. Так св. Григорий Синаит утверждает, что «восемь главных предметов  созерцания»20 в состоянии совершенной молитвы суть следующие: 

1)      Бог;

2)      Порядок и строй жизни разумных сил;

3)      Устройство существующего (мира);

4)      Домостроительное схождение Слова;

5)      Общее воскресение;

6)      Страшное второе Христово пришествие;

7)      Вечное мучение;

8)      Царство Небесное.

«Божественное откровение – это важнейшая основа для православного христианина в изучении вопросов возникновения, развития и усложнения мира. Именно Церковь учит нас, что мироздание есть великая книга Божественного Откровения, что космос явлен как естественное свидетельство Бога о Самом Себе».21 Созерцая этот мир, мы можем опосредствованно, но реально ощущать в нем Божественное присутствие. По разумности устроения мира естественно судить о разумности его Творца, а факт существования жизни объяснять тем, что Бог есть Источник Жизни.

Однако  для объяснения мироздания не всем достаточно одного лишь естественного  Откровения. Случается, что наблюдения за окружающим миром приводят людей  к различным, а часто прямо  противоположным выводам.

В истории  человечества всегда были люди, способные  услышать голос Самого Бога. Это  пророки. В общении с ними Бог  открывал Себя. Но во всей полноте Он открыл Себя в Иисусе Христе, родившемся две тысячи лет назад в иудейском  городе Вифлееме. Во Христе миру была дана полнота Откровения.

Откровение, которое Бог сообщил о Себе пророкам и которое Он явил миру через Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, именуется сверхъестественным Откровением. Это Откровение всегда сберегалось в сообществе верующих: во времена Ветхого Завета — у иудейского народа, а по Рождестве Господа и Спасителя — в христианской общине. Хранилось оно бережно, будучи передаваемо из поколения в поколение. И дабы случайно не исказить полученное Откровение недостатком человеческой памяти или субъективным толкованием, его уже в глубокой древности стали записывать. Так появились Священные книги.

Откровение, передаваемое из поколения в поколение, именуется Священным Преданием. А часть Предания, записанная пророками  и апостолами, — Священным Писанием.

Благодаря Божественному Откровению люди имеют  необходимое знание о сверхчувственном мире.

Конечно, в Откровении не сказано всего. Всё  люди узнают только тогда, когда пересекут  границу, отделяющую физическую жизнь  от жизни будущего века. Но Божественное Откровение содержит в себе все то, что необходимо для построения правильных отношений человека с Богом.

Когда мы читаем Священное Писание, то имеем  перед собой не просто исторический документ или литературное произведение. Мы подлинно прикасаемся к Слову  Божию, которое способно особым образом  воздействовать на наш разум.

Изучение  Священного Предания не есть внешний  по отношению к самому Преданию процесс, Предание познается только изнутри. В противном случае изучение Предания окажется подмененным исследованием "памятников церковной культуры" и предметом изучения станет  
"не Предание, а то, что в той или иной мере создавалось Преданием".  
Таким образом, мы будем изучать "не самую реку, а те пески, хотя бы и золотые, которые она отлагает в своем течении". 22

Предание  познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Предание, необходимо прежде самому войти в поток Предания, то есть войти в Церковь.

"Живым  носителем и хранителем Предания  является вся Церковь в ее  кафолической полноте, и нужно  пребывать или жить в Церкви  в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им",23 — писал прот. Г. Флоровский.  
Цель жизни христианина — овладеть Преданием, стать самому живым носителем Предания, сделаться звеном в непрерывной цепи передачи Богооткровенной Истины.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Православный эволюционизм» и  святоотеческое учение.

Нет ничего лучшего, как начать с самого св. Василия Великого, который так  вдохновенно пишет о Шести  Днях Творения. В Шестодневе мы читаем: «Иные, принимая написанное не в общеупотребительном  смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют  сообразно со своими понятиями. А  я, слыша о траве, траву и разумею; также растения, рыбу, зверя и  скот, все, чем оно названо, за то и принимаю. И ввиду того, что  писавшие о земле много рассуждали о природе земли, что она такое, шар-ли, цилиндр или походит на кружок, со всех сторон одинаково обточенный (ибо ко всем этим предположениям прибегали, и каждый опровергал предположение  другого); то не соглашусь признать наше повествование о творении мира стоящим меньшего уважения лишь потому, что раб Божий Моисей не рассуждал  о фигурах, не сказал, что окружность земли имеет примерно 180.000 стадий, не вымерил, насколько простирается в воздух земная тень, когда солнце идет под землю, и как эта тень, падая на луну, производит затмения. Если умолчал он о не касающемся нас, как о бесполезном, то разве  почту за это словеса Духа маловажными? Не больше-ли прославлю Того, Кто  не затруднил ума нашего предметами пустыми, но устроил так, чтобы все  было написано в назидание душ  наших? Этого, мне кажется, не уразумели  те, которые по собственному своему разумению вознамерились придать  важность Писанию какими-то наведениями  и приноровлениями. Но это значит ставить себя премудрее словес Духа и, под видом толкования, вводить  собственные свои мысли. Поэтому  так и будем разуметь, как написано»24

Итак, святоотеческое учение ясно говорит, что Бог, хотя и  мог создать все мгновенно, предпочел  творить по стадиям с возрастанием совершенства, причем каждая стадия была совершена ни во мгновение, ни в течение  неопределенного долгого времени, но как бы средне между этими двумя  крайностями, именно в шесть дней.

Святые  Ефрем Сирин и Иоанн Златоуст в своих комментариях на книгу  Бытия явно рассматривают Божие  творение как работу шести обычных  дней, каждый из которых Бог создает  «немедленно» и «мгновенно». Также  и св. Василий Великий, вопреки  широко распространенному мнению христианских эволюционистов, рассматривает акты Божьего творения как немедленные и внезапные, считая Шесть Дней каждый продолжительностью в 24 часа, ибо он говорит в отношении Первого Дня: «И был вечер, и было утро. Пророк разумеет продолжение дня и ночи...’И был вечер, и было утро, день один’. Почему назван не первым, но единым? Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому-что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь»25.

Тогда начинаются споры между эволюционистами, теми, кто огромное внимание уделяет  толкованию святых отцов и сторонними наблюдателями. Именно сторонними наблюдателями  можно назвать «православных  эволюционистов».

«Православный эволюционист» может попытаться спасти положение попробовав сказать, что мы сейчас знаем больше, чем святые отцы, о природе, и потому мы действительно можем интерпретировать книгу Бытия лучше их. Но даже «православный эволюционист» знает, что книга Бытия - не научный трактат, а боговдохновенный труд по космогонии и богословию. Истолкование боговдохновенного писания является, очевидно, делом боговдохновенных богословов, а не ученых-естественников. Правда то, что в книге Бытия представлены многие «факты» природы. Но следует обратить внимание на то, что эти факты - не те факты, которые мы наблюдаем теперь, а совершенно особые: сотворение неба и земли, всех животных и растений, первого человека. Согласно святым отцам, нам возможно знать кое-что о том первозданном мире, но это знание недоступно естественным наукам.

Однако, путь православного эволюциониста  очень шаток и сложен. Он пытается соединять два совершенно противоположных  полюса. Так как любой эволюционизм основан на материализме, следовательно, нельзя ниоткуда внести в него Божественное Начало. Нельзя назвать также современные  трактовки Бытия попыткой соединить  теорию Дарвина и святоотеческие толкования. Однако, Дарвин предполагает наличие Творца, конечно, отличающегося  от библейского Создателя, но все  же он говорит о нем. Так свидетельствует  нам свят. Лука (Войно-Ясенецкий) приводит следующее высказывание Чарльза Дарвина: «В первую клетку жизнь должна была быть вдохнута Творцом».26

Информация о работе Проблема эволюционного развития вселенной