Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 12:47, реферат
Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных реформ патриарха Никона и продолжается до сих пор. Раскольники считают себя такими же православными, как и мы. Старообрядцы не расходятся с нами ни в одном догмате веры, ни в одном основании вероучения, но они откололись от нашей церкви, перестали признавать авторитетом наше церковное правительство во имя «старой веры», будто бы покинутой этим правительством. Поэтому мы теперь и н
Введение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 1
Историография, источниковедение.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 2
Начало исправления церковных книг.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр. 7
Церковь накануне раскола. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 8
Никон и его реформы.- - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 10
Собор 1654 г. по делу исправления церковных книг и обрядов.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 15
Начало раскола. Основные противники Никона - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр. 16
Отречение патриарха Никона от патриаршества. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 20
Собор 1666 г. по делу Никона. Низложение Никона. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр. 22
Заключение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр. 25
Список использованной литературы.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.
Никон ввел еще
некоторые изменения: в старых книгах
всегда писалось и выговаривалось имя
Спасителя «Исус», в новых книгах
это имя было переделано на «Иисус»; в
старых книгах установлено во время крещения,
венчания и освящения храма делать обхождение
по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом.
В новых книгах введено обхождение против
солнца; в старых книгах, в Символе Веры
(8 член), читается: «И в Духа Святаго Господа
Истиннаго и Животворящаго», после же
исправлений слово «Истиннаго было исключено»;
вместо двойной аллилуйи была введена
тройная; божественную литургию в Древней
Руси совершали на семи ______________________________
1,2,3,6 См. об этом Митр. Макарий. История русской церкви. Т. V, отдел 2, гл. 1.
4,5 См. протопоп Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (Сост. Н.С. Сарафанова). М.: Госполитиздат, 1960г.
просфорах; новые
«справщики» ввели
Между тем, 16 апреля (1653)2 в Москву прибыл еще один из высших святителей Востока, бывший Константинопольский патриарх Афанасий. Для нас этот визит интересен тем, что и он, подобно другим Восточным первосвятителям, приходившим к нам прежде, "зазирал" патриарху Никону "в неисправлении Божественного Писания и прочих церковных винах"3 и тем вновь побуждал его к исправлению наших церковных книг и обрядов. Кроме того, Афанасий во время своего пребывания в Москве написал для Никона сочинение под названием "Чин архиерейского совершения литургии на Востоке", чтобы Никон ясно мог видеть, какие отступления от того чина допущены в России.
6. Собор
1654 г. по делу исправления
Распоряжение, сделанное Никоном
лично от себя перед наступлением
Великого поста в 1653 г.4
и направленное только против двух обрядовых
новшеств, послужило для него как бы пробным
камнем, чтобы узнать, как отзовутся на
задуманное им исправление церковных
обрядов и богослужебных книг. И он понял
из сопротивления, оказанного Нероновым
и его братией, что действовать тут одной
своей патриаршеской властью недостаточно,
а необходимо ему, патриарху, иметь для
себя опору в более сильной церковной
власти - соборной. Никон просил царя Алексея
Михайловича созвать Собор (как и Неронов).
Собор был созван в марте или в апреле
1654 г. и происходил в царских палатах5. На Соборе
"председательствовали царь Алексей
Михайлович и патриарх Никон, и присутствовали
пять митрополитов: Новгородский Макарий,
Казанский Корнилий, Ростовский Иона,
Крутицкий Сильвестр, Сербский Михаил;
четыре архиепископа: Вологодский Маркелл,
Суздальский Софроний. Рязанский Мисаил,
Псковский Макарий; один епископ - Коломенский
Павел; одиннадцать архимандритов и игуменов
и тринадцать протопопов - всего, кроме
председательствовавших, 34 человека, "ту
же и царскому сигклиту предстоящу"6. На соборе
Никон, взяв в обоснование грамоту Восточных
иерархов, собиравшихся в Константинополе
в 1593 г. и утвердивших патриаршество в
России (которую он обнаружил книгохранилище),
провозгласил, что необходимо истреблять
нововведения в Церкви и все преданное
святыми отцами сохранять без изменений7. Никон полностью
прочитал грамоту Восточных иерархов
и все присутствовавшие услышали Символ
веры, изложенный в грамоте Восточными
святителями, и не могли не заметить тех,
прибавлений и изменений, какие находились
в употреблявшемся тогда у нас Символе. Никон: "Посему я должен объявить
вам нововводные чины церковные. В Служебниках
московской печати положено, чтобы архиерейские
молитвы, которыми архиереи разрешают
многие грехи людские, священник пред
совершением литургии читал от своего
лица за самого себя, а в греческих Служебниках
и в наших старых, писанных за сто, за двести,
за триста лет и более, тех молитв не обретается;
положено еще пред началом литургии говорить
отпуст (после часов) на всю церковь, чего
ни в греческих, ни в наших старых не положено,
да есть разности и в действиях за литургиею
и в ектениях. Посему прошу решения: новым
ли нашим печатным Служебникам последовать
или греческим и нашим старым, которые
купно обои един чин и устав показуют?"
Тогда царь и преосвященные митрополиты,
архиепископы и епископ, и весь освященный
Собор отвечали: "Достойно и праведно
исправити противо старых - харатейных
и греческих" Затем последовал целый
ряд предложений и вопросов со стороны
Никона и решений или ответов со стороны
Собора. Никон: "В Уставах наших написано
отверзать царские двери во время литургии
только на малый выход и на великий, а у
нас теперь они бывают постоянно отверсты
от начала литургии до великого выхода.
Скажите: по Уставу ли действовать или
по нашему чину? А греки действуют согласно
с нашим Уставом". Собор: "И мы утверждаем быть так
же, как греческие и наши старые книги
и уставы повелевают". Никон: "В наших Уставах написано
в воскресный день начинать литургию в
начале третьего (по-новому, девятого)
часа, а у нас ныне, когда случается соборный
молебен, литургия начинается в начале
седмого и осьмого часа (т. е. первого и
второго часа дня). Что скажете: по уставу
ли св. отцов начинать литургию или по
нашему обычаю в начале седмого и осьмого
часа, о чем нигде не ______________________________
1,2,3,4,5,6,7 См. Митр. Макарий. История русской церкви. Т. V, отдел 2, гл. 2.
написано?" Собор: "Быть по уставу св. отцов". Никон: "По 7-му правилу Седмого Вселенского Собора, при освящении церквей должно полагать в них мощи св. мучеников, а у нас в России все церкви освящаются без мощей; только в антиминсе вшивают частицы мощей, под престолом же мощей не кладут, а в старых наших Потребниках есть указ о том, чтобы под престолом класть три части св. мощей. Что об этом скажете?" Собор: "Быть по правилам св. отцов и по уставу, как написано в древних Потребниках". Никон: "По 15-му правилу Лаодикийского Собора, без малых ризиц (стихаря) никто не должен восходить в церкви на амвон, чтобы читать и петь, а у нас простецы без благословения, и двоеженцы, и троеженцы читают и поют в церквах. Что скажете?" Собор: "Также быть по правилам св. отцов". Никон: "В Уставах греческих и в наших старых написано о поклонах в великую Четыредесятницу, а в новых наших Ставах положено несогласно с греческими и нашими старыми, и о сем должно истинно испытать". Собор: "Быть согласно с древними Уставами". Никон: "В наших старых Потребниках и Служебниках и в греческих указано служить на антиминсах, а ныне то не делается: антиминс полагают под покровом. И о сем рассудите". Собор: "Добро есть исправить согласно с старыми и греческими книгами". Затем благочестивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович и великий государь святейший патриарх Никон повелели написать это соборное Уложение ради совершенного его укрепления, чтобы впредь быть исправлению церковных книг при печатании их по древним харатейным и греческим книгам, Ставам, Потребникам, Служебникам и Часословам. И Никон вместе с митрополитами, архиепископами и епископом, с архимандритами, игуменами, протопопами и весь освященный Собор утвердили соборное Уложение подписями своих рук, "яко да имать в предыдущия лета непременно сему быти"*.
Таков был первый Собор по делу исправления наших церковных книг и обрядов. Он не только признал необходимость их исправления, но утвердил правило, как вести это исправление. Патриарх Никон напомнил своим сопастырям, отцам Собора, их священный долг хранить неизменно все преданное святыми апостолами, святыми Соборами и святыми отцами и истреблять всякие новшества в Церкви, а потом указал некоторые нововведения в наших тогдашних книгах и церковных обычаях и спрашивал, что делать. И сам Собор единогласно решил: достойно и праведно исправить новопечатные книги по старым - харатейным и греческим. Против такого решения нельзя было ничего сказать, потому что лучшего способа для исправления наших церковных книг не представлялось.
7. Начало раскола. Основные противники Никона.
Мы видим, как вопрос об исправлении церковных книг постепенно выдвигался вперед по мере того, как в Москве утверждалось единоначалие – церковное и гражданское. С начала XVII в. то приступали к исправлению книг, то оставляли его; то торжествовало единоначалие с его объединительными формами, то брали верх местные элементы и предания старины. Борьба эта велась судорожно, толчками, кризисами. Отбирали и жгли книги, изданные несколько лет назад. Преследуются как неправильные и еретические книги, вышедшие лишь недавно в большом количестве экземпляров и распространенные в народной массе, с разрешения высшей духовной власти. Но если, например, Филарет сжигает требник, изданный до него, и Никон преследует книги, изданные при Иосифе; если собор 1667 г. постановляет, что «стоглавый собор не в собор и клятва не в клятву» - то этим дело еще не заканчивается. Никон сам себе противоречит: он объявляет еретической кормчую книгу, изданную им же самим1 . Народ уже не знал, чему верить, что признавать за непогрешимое. Авторитеты падали низвергаемые другими авторитетами и даже заносили руку на самих себя.
При таких обстоятельствах
не мог не возникнуть религиозный раздор. Усилению церковного
раздора также содействовали колебания
в высших кругах духовной и светской сферы.
(Противоречивость действий в отношении
Никона и Аввакума). Раскол, как плод религиозного
раздора, начинается в высших сферах, а
затем спускается в низшие. В это время
его последователи борются, преимущественно,
по выражению протопопа Аввакума, с «любоначалием»,
______________________________
* См. об этом митр. Макарий. История русской церкви. Т. V, отдел 2, гл. 2.
1 См. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1869 г.
происходящим, главным образом, от высшей духовной власти при Никоне.
Патриарх Иосиф крестился двумя пальцами. Так крестился в начале и Никон, так крестились массы русского населения, так креститься было положено Стоглавым Собором. Были изданные постановления этого собора действительно утверждены им, или нет – в массе населения эти постановления все равно принимались как соборные. С митрополита Даниила в русском духовенстве было много защитников двуперстного знамения. В этом русское духовенство отличалось от греческого, так как греческая церковь признавала лишь трехперстное знамение и видела в двуперстном отступление русской церкви. Иерусалимский патриарх Паисий Афонские монахи, Митрополит Назаретский и патриарх Константинопольский – все они проклинали двуперстное знамение. При Алексее Михайловиче влияние греческого духовенства на Москву, через южную Россию и Киев, становилось ощутимым. В 1648 г. Ртищевым было основано около Москвы ученое общество для перевода и издания церковных книг1. Основанием исправления должны были служить греческие книги. Отступления русской церкви, очевидно, должны быть отменены, если за норму принимался греческий текст. Но эти отступления укоренились временем, и вступать в борьбу с ними было нелегко.
Не всякий представитель высшей духовной власти мог приступить к выполнению этого дела. Патриарх Иосиф был кроток и опасался, что его отставят, но его преемник Никон был другим человеком. Сначала он крестился двумя пальцами, но когда греческий иерарх указал ему, что это неверно, он начал креститься тремя. Начав исправление с себя, он не отступил и перед исправлением других. Двухперстное знамение и двойная аллилуйя. Четырехконечный крест вытесняет восьмиконечный крест, вместо семи просфор вводится служение на пяти. Никон также вводит изменения во второстепенных подробностях: поклоны в землю запрещены – вместо них предписаны только поясничные2. Все эти исправления многих озадачивают, и возникает раздражение против Никона. Главными его врагами становятся священники Иван Неронов, Аввакум, Лазарь и Никита. Эти люди были начитанными и образованнейшими из духовенства того времени.
Первой типической личностью выступает протопоп Аввакум. Это был человек железной воли и непреклонного, неуступчивого характера, фанатик в преследовании своих целей и защите своих убеждений. Он ломает маски и бубны пришедших в его приход музыкантов с медведями, так как считает такое скоморошничество грехом. Он наотрез отказывается благословить сына боярина с выбритой бородой, так как выбритая борода, по выражению Аввакума – «блудоносный образ»3. В Тобольске Аввакум с местным архиереем велели кинуть тело сына боярина Петра Бекова на улицу собакам4 . Во всех этих поступках виден человек, не отступающий ни перед чем, если его задели за живое. Явное расположение женской половины царского семейства, сочувствие бояр, большинство которых было враждебно Никону, и нерешительный характер Алексея Михайловича – все это содействовало тому, что личный враг Никона – Аввакум приобрел большой вес и стал предводителем большой партии старообрядцев. Сподвижники Аввакума были подстать ему: Логгин, когда его расстригали из священников, плевал через порог в алтарь на Никона, Неронов останавливал службу в Успенском соборе, когда пели тройную аллилуйю и запрещал петь ее5.
Первое открытое столкновение
Никона с его противниками произошло,
прежде всего, с протопопом Нероновым.
Столкновение это довольно подробно
описал сам Неронов в своей "Росписи",
которую и послал царю Алексею Михайловичу, и несколько короче
в своей челобитной, которую подал впоследствии
патриархам. В июле 1653 г. Никон созвал в
своей крестовой Собор6,
на который приглашен был и протопоп Неронов,
и слушал на Соборе отписку муромского
воеводы на протопопа муромского Логгина,
будто тот похулил образ Спасителя, Пресвятой
Богородицы и всех святых. Никон, выслушав
Логгина и "не испытав истины, по отписке
того воеводы осудил Логгина в мучение
злому приставу, мстя себе прежде бывшее
обличение от того Логгина протопопа в
его Никонове небрежном, и высокоумном,
и гордом житии"7
(значит, не Никон начал вражду, а его первого
оскорбил муромский протопоп, позволив
______________________________
1,5 См. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1869 г.
2,6,7 См. об этом митр. Макарий. История русской церкви. Т. V, отдел 2, гл. 2.
3,4 См. Протопоп Аввакум. Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. (Сост. Сарафанова Н. С.) М.: Гослитиздат, 1960 г.
себе резко укорять патриарха в небрежности и гордости-прим. мое (А.Т.)). Неронов сначала заступился за одного из своих сторонников, муромского протопопа Логгина, еще прежде дерзко укорявшего Никона в гордости, и упрекнул Никона в жестокости. Потом донес царю на Никона, будто бы сказавшего о царе неприличные слова. А потом резко укорял Никона, что он верит одним только клеветникам без всякого расследования; что прежде он был другом Вонифатьева и его друзей, советовался с ними во всем, а теперь сделался врагом Вонифатьева, везде «поносит» его, а друзей его, протопопов и попов, разоряет, мучит, на их места ставит других, избрал себе новых советников, которых прежде называл врагами Божиими; что прежде из страха подписал Уложение, а теперь порицает его; что, наконец, лжет на него, Неронова, и сам настроил на него клеветника. И среди всех этих укоров Никону нет ни слова против исправления им церковных обрядов, которое уже начиналось тогда; не видно и тени какой-либо привязанности к старым обрядам, на которые будто бы посягнул Никон. Во всем видна одна лишь личная вражда, ненависть, озлобление Неронова и его друзей против Никона за то, что он изменил им, лишил их прежней власти, стал их врагом, преследует их. Этой-то ненавистью более всего руководились они и впоследствии, когда начали ратовать будто бы за старые обряды.
Озлобление Неронова не имело границ, и он совершенно забылся, когда позволил себе на Соборе дерзко порицать и позорить в глаза своего патриарха, а в конце похулить и весь Собор. Неудивительно, что святой Собор на основании 55-го правила святых апостолов, которое гласит: "Аще кто из клира досадит епископу, да будет низвержен"1, определил послать протопопа Неронова на смирение в монастырь.
Когда Неронов подвергся опале, его друзья, составлявшие вокруг него "братию", продолжали ходатайствовать за него перед государем. Протопопы Аввакум и Даниил костромской написали челобитную и отнесли к царскому духовнику Стефану. Но осторожный Стефан уже начал отделяться от своих друзей, затеявших неравную борьбу с могущественным патриархом, и, по выражению Аввакума, "всяко ослабел", и челобитной "государю не снес". "Братия", впрочем, нашла другой путь к государю и подала ему свою челобитную, а государь передал ее патриарху2.
Тем временем, Аввакум отправился провожать Неронова в ссылку на Каменный остров. А когда вернулся, казанские священники не дали ему читать вместо протопопа Неронова поучение к народу из толкового Евангелия и сказали: «ты протопоп в Юрьевце, а не наш, и патриарший архидиакон велел нам самим читать поучения к народу»3. Аввакум очень огорчился и не стал ходить в Казанскую церковь, а "завел свое всенощное" в сушиле, находившемся на дворе протопопа Неронова, переманил к себе несколько прихожан Казанской церкви, а чрез них призывал и других от церкви в сушило, говоря: "В некоторое время и конюшня-де иные церкви лучше"4.