Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:09, реферат
Для начало дадим определения христианской этики, по материалом центра прикладной и профессиональной этики1 «Христианская этика - нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианская этика получает свое выражение в христианском этосе - определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным группам, исповедующим христианство.
Распространения этики христианства и профессиональная этика цехов
Для того чтоб подробнее
Для начало дадим определения христианской этики, по материалом центра прикладной и профессиональной этики1 «Христианская этика - нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианская этика получает свое выражение в христианском этосе - определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным группам, исповедующим христианство. Источником Х.э. являются тексты Священного Писания, их интерпретация и этическая рефлексия Отцов и виднейших учителей Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Х.э. тесно связана с историей Церкви: будучи теорией христианского действия, она проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви (на нее влияют в том числе харизматические движения вроде монашества или пуританизма, жизнь отдельных харизматических лидеров и святых, т.п.) Этическое учение христианства исторично: при сохранении неизменными базовых постулатов христианкой этики, каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагают свое понимание конкретных путей их воплощения в жизнь; специфика этого понимания определяется большим комплексом социо-культурных факторов (напр., изменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей; усвоение философского наследия античности; развитие богословия). Таким образом, происходит не изменение нравственного учения христианства, но лишь дальнейшее выявление, обнаружение его смысла. От других этических систем Х.э. отличает то, что: 1) она - не столько система теоретических принципов, сколько жизнеучение (определенный способ жизни, подобающий "новому творению"); 2) все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение); 3) все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в ее культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя); 4) Х.э. как и способ бытия христианина обладают парадоксальностью в той мере, в какой парадоксальна вера в Бога, который стал Человеком.
Итак, мы определили понятие
Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.
Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование.
С падением Римской империи начинается история западноевропейского средневековья (Восточная Римская империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)
Известно, что одной из причин упадка Рима было отсутствие идеологии созидания. Завоевательные войны низводили всякий труд до унизительной физической работы, к которой можно принудить рабов. И только добровольное служение христиан друг другу и своей церкви являлось исключением. С принятием Христианства профессионализм получает новый импульс. Поскольку в Христианстве труд рассматривается как наказание за первородный грех, он требует особого усердия. Смиренно и добросовестно трудясь, человек искупает грехи, получает надежду на прощение в иной жизни. Строительство храмов, их обустройство востребовало зодчих и кузнецов, стекольщиков и живописцев, серебряных дел мастеров, ткачей и златошвей. В этой необходимости «трудиться для Бога» (а не для себя) — и корень высокого качества производимых изделий, и причина распространения профессиональных технологий в пространстве культуры. Христианская культура требует аскезы в профессиях, связанных с храмом — монахи — художники, архитекторы и строители церквей тщательно соблюдают посты, ведут скромную, сосредоточенную на вере жизнь. Они, как правило, не подписывают своих произведений, отказываясь от авторства, поступают так и другие ремесленники. Дар творения пока еще признается только за Всевышним. В творчестве не мыслится новое. Анонимность рассматривается как безусловный признак скpомности — все делается с помощью Божьей, художник «лишь кисть в Его руке». Трудясь по наставлениям и науке старших, согласно канону, автор мыслит себя одним из многих, причастных к созиданию, прилагая все силы весь талант к наилучшему воспроизведению образца. Строгое следование образцу «Божьего дома», «писания Лика» обусловило каноничность и других ремесел, всей культуры. Авторитет мастера в ремесленном сообществе (цехе) зиждется на параллели с авторитетом Создателя и является предпосылкой для формирования отношения к труду как к «творению», сопряженному с особым усердием и старанием. В этот период в недрах формирующихся цехов складывается профессиональная мораль. Расцвет цеховой организации ремесленного труда в Европе приходится на конец 15 — начало 16 века, когда ручной труд особенно искусен и цехи наиболее влиятельны в обществе. Каждый ремесленный цех тщательно сохраняет и передает от Мастера к Мастеру «Рецепты» — тексты, содержащие описание ремесленных технологий, их историю. Они сохраняются в тайне, им присущ элемент сакpальности, содержащий привязку к библейскому сюжету, повествующую о Святом покровителе, предшественнике, Отце — основателе. В Италии, Нидерландах тайну составляло производство стекла в Венеции, шелка — в Лукке, Болонье, берегли секреты песочных часов и разных металлических изделий в Нюрнберге, технологии изготовления оружия и ножевого товара — в Золингене и других городах. Разглашение ремесленного секрета, вывоз инструментов или переселение мастеров в другие города запрещалось под угрозой смертной казни. Члены цехов — мастера и подмастерья — должны были давать клятву в выполнении этих предписаний Мастер — не только создатель вещи (продукта), но и гарант качества производимого, обладатель собственного клейма, он наделен ответственностью за сохранение технологии в неизменном виде, за передачу ее новым поколениям. Сакральность рецепта, серьезность отношения к его сохранности и неизменности способствует формированию традиционности культуры в условиях ремесленных технологий. Традиционализм средневекового понимания ремесла как усердной репродуктивной деятельности обусловил стандартизацию вещного мира в Новое время. Общинность существования цехов формировала общинные ценности, среди которых непременной была скромность.
Ученичество
в цехе, у мастера, родственника сродни
монашескому послушничеству. Также
как сам обряд пострига требует терпения
(трижды упавшие ножницы, которые трижды
смиренно поднимает и подает священнику
кандидат в послушники, проявляя готовность
к терпеливому подвигу веры), также его
требует и ученичество, и послушничество
и всякая работа, как в монастыре, так и
за его пределами. Следует особо отметить
и ретроспективность средневековой культуры,
связанную с сущностью монотеизма — целостностью
идеального образа единственного совершенного
Бога, сын которого жил среди людей в прошлом.
«Сpедневековый человек жил и творил во
времени, омываемом со всех сторон вечностью.
Знание его являлось его индивидуальным
свойством, не принадлежа при этом ему
лично… Каждая вещь неповторима, но устремлена
к одному и тому же образцу, так и один
человек отличается от другого, но все
вместе они стремятся уподобиться одному —
Христу». Вера во всемогущего, всеведущего
Бога придаёт целостность духовному миру
личности, которой предпосылается постоянная
религиозная рефлексия: грех или нет, угоден
ли Господу поступок, деяние, намерение?
В этой связи формируется представление
о том, что «Плохой человек не может сделать
хорошую вещь», поскольку все, что делается
людьми, то делается с Божьей помощью,
а Господь помогает только истинно верующим.
«Гений и злодейство — две вещи несовместные…?» —
вопрос, возникающий позднее, на пороге
формирования моpали Нового времени. Но
и тогда, в эпоху Возрождения служение
ремеслу и Всевышнему не противоречили
другу другу. Как пишет Д.Вазари, когда
«папа именным указом назначил его полновластным
начальником постройки (собора Св. Петра
в Риме — Е.П.) с правом строить и сносить
что угодно …Микеланджело, видя к себе
такое доверие…, показал свое бескорыстие
и потребовал, чтобы в указе было упомянуто
о том, что он ведет постройку ради любви
Божией без всякого вознаграждения» и
сдержал слово.
Используемая литература
Информация о работе Распространения этики христианства и профессиональная этика цехов