Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:45, реферат
писаны все религии мира и их предназначение.
Индуисты почитают большое количество божеств, среди которых особо выделяется Бог-хранитель Вину и Бог- разрушитель и созидатель Шива.
Важное место в индуизме занимают положения о дхарме, карме и перерождении. Дхармой индуисты называют установленный для каждой касты порядок жизни (занятие, поведение в быту и т.д.).
Карма – это воздаяние или невыполнение дхармы. После смерти человека ожидает перерождение. Его душа воплощается в ту или другую телесную оболочку в соответствии с принципом кармы или даже в тело небожителя. При невыполнении дхармы душе грозит воплощение в тело человека, занимающего более низкое сословно-кастовое положение или даже в тело животного или растение.
Индуизм дал ряд сект, из которых мы рассмотрим две: кабир-пантхи и религиозное общество Арья самадж.
Вашнуитская секта кабир-пантхи была основана на рубеже XV- XVI вв. известным индийским поэтом Кабиром. В вероучении секты много заимствований из мусульманской религии; Кабир как бы хотел примирить индуизм и мусульманство. Секта выступила против кастового строя, в ней был провозглашен принцип единобожия. Сектанты отказались от любых священных книг, обрядов, проповедовали религиозную терпимость.
Религиозно-реформаторское общество Арья самадж было создано в 70-х годах XIX в. Даяпандой Сарасвати. Общество, со временем превратившиеся в особую секту, резко отрицательно относилось к английскому колониальному государству, а заодно проявляло враждебность ко всем христианам и мусульманам. Своей целью Арья самадж провозгласила возрождение древней ведической религии. Секта выступает против кастового строя, против весьма характерных для Индии браков в раннем возрасте. В Арья самадж принята идея монотеизма и ведётся решительная борьба идолопоклонством.
Индуистская религия играет
весьма консервативную роль в общественной
жизни Индии. Защищая все архаичное,
противясь нововведениям и
Джайнизм
Индитская религия, вышедшая из недр брахмаизма, решительно отвергнула кастовый строй. Джайны не только отвергли политическую систему, но и отказались поставить на её место какое-нибудь единое божество, мировую душу. Они признают лишь индивидуальные души, которые считают бессмертными и в каждый конкретный момент находящимися в определенной телесной оболочке.
Воплощение души умершего
человека в ту или иную новую оболочку
зависит, согласно джайнизму, от того,
насколько праведной была предыдущая
жизнь. Таким образом, джайнизм полностью
заимствовал от брахманизма его
положения о карме и
Не имея каких-либо божеств, джайны больше всего почитают своих легендарных пророков, последним 24-м по счету из которых они считают основателя религии – Вардхаману Махавиру, или Джинну. Именно от имени этого пророка и происходит название самой религии.
Одним из важнейших положений джайнизма, кстати, заимствованным от него индуизмом, является представление об ахимсе – недозволенности любого насилия в отношении живого существа. Наиболее правоверные джайны, боясь убить что-нибудь живое, не только являются абсолютными вегетарианцами, но и дышат через вуаль, пьют только фильтрованную через ситечко воду, разметают землю перед собой веником.
Джайны подразделяются на две основные секты. Первая из них - дигамбар («одетые воздухом»)- доводят свой аскетизм до отказа от ношения какой-либо одежды. Вторая, более многочисленная секта – шветамбар – получила своё название от носимой её членами белой одежды.
Сикхизм
Возник в конце XV – начале XVI в. как индуистическая секта, но позже сикхизм обособился настолько, что фактически сейчас является самостоятельной религией.
Сикхизм провозглашает единобожие. Большим почитанием пользуются девять духовных наставников (гуру), в том числе и основатель сикхизма Нанак.
Поклоняются же сикхи «священной» книге Адиграытх, в которой изложено их вероучение. Ни духовенства, ни публичных богослужений у сикхов нет. Религиозные обряды у них сильно упрощены. Сикхистская религия запрещает создавать какие-либо изображения божества. Не практикуются у сикхов и посты, паломничества.
Сикхизм враждебно относится к жертвоприношениям, полностью отвергает кастовый строй.
Даосизм
Одна из религий современного Китая, возникла на основе даоситского философского учения, созданного Лао-Цзы. Согласно философскому даосизму, основой возникновения, изменения и конца всех вещей является Дао, что в переводе означает «путь». Одни из последователей Лао-Цзы видели в Дао естественный ход жизни, природу, другие давали ему метафизическое истолкование.
Лао-Цзы учил о том, что всё в мире находится в постоянном изменении, все вещи и явления со временем переходят в свою противоположность.
Однако, видя единство противоположностей, он не замечает их борьбы.
В своём учении Лао-Цзы, осуждая угнетение, в тоже время лучшим способом достижения гармонии считает бездеятельность.
Народные верования, превратили даосизм в типичную политическую религию. В современном даосском пантеоне старшей считается божественная троица: Паньгу, Юйхуан и сам Лао-Цзы. Кроме того, есть множество других божеств и святых.
Даоссисты имеют многочисленное жречество. Старшим даосским жрецом считается Тяньши («даосский папа»).
Конфуцианство
Занимает особое своеобразное место среди других верований. Конфуцианство совершенно не знает перечества; кроме того, в этой религии наибольшее внимание уделяется этическим мотивам, а сюжеты мироздания развиты очень слабо. В связи с этим конфуцианство часто считают не религией, а философско-этическим учением. Но всё-таки конфуцианство, как и прочие верования, имеет характерную для любой религии черту – веру в сверхъестественное.
Важнейшими книгами
Одно из основных положений конфуцианства – требование безоговорочного подчинения вышестоящему старшему. Различия в общественном положении людей, согласно конфуцианству, предначертаны небом, и никто не должен сопротивляться этому. Каждый, кто посягнёт на более высокий статус, должен быть, в соответствии с конфуцианским принципом «чжэнмин» поставлен на своё место.
Конфуцианство учит с большим уважением относиться к власти, так как, согласно его догмам, мудрый правитель выполняет на земле волю небес, связывает подчинённых ему людей с небом.
При своей трансформации в одну из китайских местных религий конфуцианство впитало в себя китайские народные верования, в первую очередь культ предков и культ природы.
Верховным божеством у конфуцианцев почитается небо, обожествлены также сам Конфуций, его ученики и верные последователи.
Конфуцианцы верят в загробную жизнь, для умилостивания душ умерших совершаются жертвоприношения.
Конфуцианство всегда представляло собой мощную консервативную силу, препятствовавшую подлинному прогрессу китайского общества. Воспитывая в народе преклонение перед любой властью, чинопочитание, оно способствовало прочному внедрению в китайский общественный быт бюрократической идеологии.
Синтоизм
Синтоизм – религия Японии, возникшая на базе японских родоплеменных верований, по-прежнему сохраняет многие элементы этих верований.
Синтоизм политеистичен. Мир, по представлениям синтоистов, населён всевозможными божествами и духами.
Во главе синтоистского пантеона стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками.
Вплоть до окончания второй
мировой войны синтоисты
Основные каноны синтоизма изложены в «священной» книге этой религии- Кодзики, написанной в VIII в. В этой книге в мифологической форме рассказывается о происхождении мира, страны и народа, описывается созидательная деятельность богов и героев.
Основные синтоические обряды заключаются в молитвах и жертвоприношениях. Эти несложные по своему характеру ритуалы совершаются в храмах (дзиндзя).
В этих храмах служат жрецы, подразделяющиеся на несколько рангов. Спецификой синтоизма является передача должности жреца по наследству.
Существуют два вида синтоизма: ортодоксальный (храмовый) и сектантский.
Сектантский синтоизм очень разнороден. Одна из сект близка древним японским верованиям («горные»), другие недалеко отошли от ортодоксального синтоизма, третьи впитали в себя многие элементы буддизма или конфуцианства, четвёртые весьма сильно отделились от ортодоксального синтоизма по вероучениям, имеют свой собственный пантеон и свои священные книги.
К «горным» сектам относятся небольшие секты фусо и дзикко. Из сект, сильно отдалившихся от традиционного синтоизма, следует отметить довольно крупную секту тэнри. Эта секта имеет своё особое божество, разума.
Новосиитский характер имеют также секты конко и нуродзуми и группа сект омого. Значительно ближе к ортодоксальному синтоизму стоят секты синко тай, и дзумо оясиро, синри, синто сюсей, синто тайсей, митакэ, синею, лисоги.
Иудаизм
Современный иудаизм представляет собой монотеическую религию. Он провозглашает евреев богоизбранным народом. Согласно иудаизму, сотворивший мир всемогущий Бог Яхве заключил с евреями особые договоры – заветы. По этим договорам Яхве передал евреям власть над страной, за что те обязались не почитать других богов и выполнять заповеди Яхве.
Иудаисты верят в грядущий приход Мессии, который должен сотворить праведный суд. Верят они также в бессмертие души, посмертное воздаяние и загробную жизнь.
Основным условием спасения считается непоколебимая вера в Бога Яхве.
Основным «священным писанием» у иудаистов считается Танах (тождественный христианскому ветхому завету, состоящий из трёх групп книг: Пятикнижие (Тора), Пророки, Писания. Большое значение признается и составленному в III – V вв. Талмуду, предоставляющему собой толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических правовых и бытовых предписаний.
Религиозной общиной иудаистов является синагога, возглавляемая раввином (учителем религиозного закона). Синагогой называется также иудаистический молитвенный дом. Храмов и жрецов в иудаизме нет.
Эта религия строго запрещает работать в субботу, не разрешается в субботу также зажигать или гасить свет и т.д.
Караимы, отделившиеся от иудаизма в VIII в. н.э. основывают своё вероучение только на Ветхом завете. Талмуд караимы не признают.
Очень древнее происхождение имеет весьма малочисленная сегодня секта самаритян. Они отвергают не только Талмуд, но и часть книг Ветхого завета.
Обязательными для них являются лишь Тора и книги Иисуса Навета.
Значительно большее количество последователей имеет возникшее в первой половине XVIII в. течение иудаизма – хасидизм. Это течение отказалось от мелочного расписания каждого шага верующего. Основатель хасидизма Израиль Бешт говорил, что главное вовсе не в знании Библии и Талмуда, а в благочестии и молитве. Для хасидизма очень характерен крайний пшетицизм. Под знаменем этого течения расплодились святые – цадики, претендующие на посредничество между Богом и народом.
Если раньше между ортодоксальными иудаистами и хасидами шла жестокая борьба, то теперь прежней враждебности почти не осталось.
Мандеизм
Мандейцев называют иногда сабейцами или последователями св. Иоанна.
Происхождение этой очень малочисленной религии, возникшей в I в. н.э. в Двуречье не очень ясно. Одни считают, что мандеизм ответвился от иудаизма, другие связывают его с ранним христианством.
Впрочем, следует признать, что в современном мандеизме существуют заимствования и от иудаизма и из христианства. А также заметны черты и более древних восточных верований. Мандейцам известны таинства крещения и крещения, сходные с христианскими.
Мандейцы тщательно скрывают сущность своей веры не только от иноверцев, но и от посвящённых, поэтому имеющаяся информация о мандеизме очень скудна.
Мандейские общины очень замкнуты и отгорожены от остального населения.
Зороастризм
Ещё одна религия, возникшая в Передней Азии. Одним из основных положений этой религии является ярко выраженным представлением о противоборстве доброго и злого начал.
«Священной» книгой зороастрийцев является Авеста. Древнейшая её часть приписывается легендарному Заратуштре, другие её части были написаны несколько веков спустя первой.
Доброе начало в зороастризме олицетворяет Ахура -Мазда. Он предстаёт в роли творца. Олицетворение злого начала – Анхра-Майнью также наделён способностью творить, однако плоды его творчества вредны для людей.