Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 05:26, реферат
Академическая (нерелигиозная) методология базируется на иных исходных мировоззренческих принципах. Она требует выйти за пределы «религиозного опыта», подвергнуть религию критическому исследованию с позиций разума, логико-теоретических и эмпирическо-научных критериев истинности.
Цели работы: усвоить основные методы религиоведения.
Введение
1. Определение предмета религиоведения.
2. Методы исследования в религиоведении.
3. Разработка методологических проблем.
Заключение
Список использованной литературы
Еще одним методом религиоведения второй половины XIX- начала XX вв. был редукционизм — сведение какого-либо сложного явления к его простейшим формам для того, чтобы лучше понять сущность этого явления. Четкая формулировка такого рода редукционизма была дана Э. Дюркгеймом: «Всякий раз, когда предпринимается попытка объяснить какое-нибудь человеческое явление, взятое в определенный момент времени — будь то религиозное верование, нравственное правило, правовое предписание, художественная техника, экономический порядок — надо начинать с восхождения к его наиболее простой, первобытной форме, постараться понять его особенности, характерные для этого периода его существования, затем показать, как оно постепенно развилось и усложнилось, как оно стало тем, что оно есть в рассматриваемый момент. Отсюда легко представить себе, насколько важно для этого ряда последовательных объяснений определить отправной пункт, от которого они отталкиваются. Согласно картезианскому принципу, в цепи научных истин первое звено играет решающую роль». Важно подчеркнуть, что вышеописанные методы не были «изобретены» религиоведами, а были заимствованы из смежных отраслей знания, на стыке которых возникло религиоведение.
Заключение
Религиоведение – относительно молодая наука. Объектом исследования этой науки является религия – система взглядов на мир, общество и человека, система культовых действий, основным признаком которой является вера в существование сверхъестественного.
К изучению религии применяются
три основных подхода:
Религиоведение как наука долгое время существовала неразрывно с философией и только к концу XIX века выделяется в более или менее обособленную дисциплину. Фридрих Макс Мюллер - один из основоположников.
Обособленность науки доказывается наличием своего предмета изучения. При этом методы изучения позаимствованы из других наук: истории, этнографии, социологии и некоторых иных. Таким образом, религиоведение носит междисциплинарный характер.
Вот эти методы:
Методы исследования:
1. Каузальный анализ - поиск причины
2. Историзм
- оно к нам не с неба рухнуло,
а развивалось в течение
3. Типологический метод - классификация по признакам
4. Феноменологический метод - поиск смысла
5. Структурно-функциональный анализ - раскрытие загадок систем
Структурообразующими дисциплинами религиоведения являются философия, социология, психология, феноменология, история, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
Развитие религиоведения в нашей стране в конце XX в. убедительно свидетельствует об актуальности методологической проблематики, необходимости разработки новых подходов к изучению религии и решения задач, во многом схожих с теми задачами, которые решаются мировым религиоведческим сообществом.
Велико значение изучение религиоведения для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение теоретических положений и фактов подсказывает направления поиска путей сохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный век, выработки нового отношения к природе в условиях нарастающей угрозы экологического кризиса. Излагаемые в религиоведении идеи зовут к участию в благотворительной деятельности и милосердию, к противостоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости и насилию, к совместным действиям в социальном оздоровлении общества, в его нравственном возрождении.
Список литературы
на
1 Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные проблемы. М., 2005.
2 Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.
3 Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп.ср.школы. М.: Аспект Пресс, 1995.
4 Тимощук А.С., Федотова И.Н., Шавкунов И.В. Введение в религиоведение: Учеб. пособие. ВЮИ ФСИН России. – Владимир, 2011.
5 Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.
6
Швечиков А.Н. Религиоведение – новая
гуманитарная дисциплина. https://downloader-default4h.
7 Алексей Швечиков Религия как объект научного познания. http://www.rusk.ru