Религия Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:50, реферат

Краткое описание

Национальной религией Индии является индуизм. Название религии произошло от названия реки Инд, на которой располагается страна. Это название было введено англичанами. Сами же индусы называют свою религию санатана дхарма, что можно перевести как извечный порядок, извечный закон. Последователей индуизма насчитывается более 700 млн. Они живут и в других странах Южной Азии, особенно много их в Непале. Становление индуизма происходило на протяжении длительного времени и прошло несколько стадий развития. Одной из первых религиозных систем на территории Индии был ведизм.

Вложенные файлы: 1 файл

Религии Индии.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Обряд катхина стал единственной церемонией, к которой привлекаются миряне.

Существует в буддизме немало священных мест почитания. Считается, что сам Будда определил в качестве мест паломничества города: где он родился - Капилаватта; где достиг высшего просветления - Гайа; где впервые проповедовал - Бенарес; где вошел в нирвану – Кусинагара

 

Ламаизм

 

Общие сведения

Ламаизм- религия Тибета, которую исповедуют около 3 миллионов тибетцев и около 7 миллионов монголов, а также представители других национальностей. Авторитет духовного лидера ламаистов Далай- Ламы (тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་/bla ma- «гуру», «учитель») сравним с авторитетом Папы Римского. Таши-лама или Панчен-лама1 (тиб. པན་ཆེན་བླ་མ - «великий учёный») второй по рангу лама после Далай-ламы в школе ламаизма (тибетский буддизм). Согластно ламаистской традиции, духовный лидер постоянно перерождается с целью продолжить свою духовную деятельность, потому Далай- Ламу и Панчен-ламу считают «Воплощёнными Буддами», признанными реинкарнациями предыдущих Будд, продолжающих земное существование по своему усмотрению. Когда один из лам оставляет тело, его приемник отыскивает среди множества родившихся в определённое время мальчиков, бывшего духовного лидера, чья душа перешла в новое тело.

 

Ламаизм считается искажённой формой буддизма. Его также называют жёлтой религией (гелугпа)2. В некоторых районах ламаизм выродился в культ поклонения духам3.

 

Тибетский буддизм или, так называемый, ламаизм является своеобразной формой буддизма, проникшей в Тибет в 7 веке н.э. и затем распространившейся по всему Гималайскому региону, включая соседние страны, такие как Бутан, Непал и Сикким. История Тибетского буддизма может быть поделена на три основных периода. На протяжении 7- 9 веков н.э. идеи буддизма проникают в Тибет из Индии, где постепенно распространяются при правлении исповедующих Буддизм царей в противопоставление сторонникам коренной шаманистской религии Тибета- Бон (тиб. བོན་/ bon- «начитывать», «распевать»). Важную роль в данном процессе сыграли лидеры (ачарьи, бодхисаттвы) Махaянского Буддизма- Падмасамбхава и Шантаракшита. Однако в 9 веке правителю Лангдарма- инициатору и руководителю гонений на новую религию, развернувшему антибуддийское движение, удаётся подавить его на некоторое время.

 

Второй период начался с повторного проникновения Буддизма из Индии и последовательных реформ 11- го века. Складываются влиятельные духовные кланы, которые вскоре начинают править сельскими местностями совместно со знатью и правителями отдалённой Монголии. В течение данного периода был составлен Тибетский буддийский канон4 (Ганджур, тиб. བཀའ་འགྱུར), немалая часть изначальных текстов которого (на санскрите и важных комментариев к ним), оказалась утраченной в данное время, также в данный период были сформированы некоторые из буддийских школ, существующих и по сей день. Это школы Сакьяпа (тиб. ས་སྐྱ་- «Серая Земля») и Ньингмапа («школа старых переводов»), чьи корни прослеживаются в учении Падмасабхавы, а также школа Гьялва Кармапа (тиб. [རྒྱལ་བ་]ཀརྨ་པ་/ karma pa), к которой принадлежит Миларепа Шепа Дордже (тиб. རྗེ་བཙུན་མི་ལ་རས་པ)— учитель тибетского буддизма, знаменитый йог-практик, живший в 1040-1123годах. Третий период берёт начало во времёна великого реформатора тибетского буддизма Дже Цонка́па (1357—1419) (тиб. བཙོང་ཁ་པ) —религиозного деятеля, мыслителя и проповедника, основателя школы Гелу́гпа (тиб. དགེ་ལུགས་པ།), школы так называемых «желтошапочников», к которой восходит линия Далай- ламы. Каждого из лам, принадлежащего к данной линии, считают новым воплощением своего предшественника (все воплощения восходят к бодхисаттве Авалокитешваре (тиб. སྤྱན་རས་གཟིགས, санскр. अवलोकितेश्वर/ Avalokiteśvara- «Владыка взирающий»)5, каждый из лам, по крайне мере номинально, становится религиозным и светским главой Тибетской страны. В 1959 году нынешний или Далай- лама XIV вместе с тысячами простых тибетцев, а также другими воплощенными ламами, спасался бегством от вторжения китайцев в Тибет. С тех пор беженцы проживают в основном в Индии, Непале и других странах.

 

Отличительными особенностями тибетского буддизма являются: готовность признать Буддийские Тантры как неоъемлимые части и вершину Буддийской практики; уделение особого внимания отношениям учитель- ученик, которые важны как для религиозной, так и для медитативной практики; признание многочисленного пантеона Будд, Бодхисаттв, святых, демонов и божеств; стремление к партикуляризму (обособлению), результатом которого является большое колличество конфликтов между соперничающими монашескими институциями, часто муждуусобицы возникают не столь по религиозным, сколь по мирским вопросам; и, наконец, знаменитая добродетель буддистов как монахов, так и мирян, находящее своё выражение в ритуале вращения молитвенных колёс, паломничестве, поклонах и подношениях, чтении священных текстов и пении мантр, из которых наиболее известной является мольба, обращенная к бодхисаттве Авалокитешваре- Ом ма́ни па́дме хум (санскр. ॐ मणि पद्मे हूँ; тиб.:ཨོཾ་མ་ཎི་པ་དྨེ་ཧཱུྃ།/ Oṃ maṇi padme hūṃ)6. Джозеф Мицуо Китагава и Джон Стронг

 

Библиография:

 

Ц. Белл «Религия Тибета» (1931); С. Бейер «Культ Тары: Магия и Ритуалы Тибета» (1973); Т. Гьяцо «Тибетский буддизм и ключ к Срединному Пути» (1975); Р. Штейн «Тибетская цивилизация» (1972); Г. Туччи «Религии Тибета» (1980); Л. Ваддель «Буддизм Тибета» (1939).

 

Далай- лама

 

Общие сведения

Далай- лама7 это титул религиозного лидера Тибетского Буддизма, который до 1959 года также являлся светским главой Тибета. Каждого из Далай- лам считают воплощением предшественника. Когда Лама покидает тело, его новую эманацию отыскивают среди новорождённых мальчиков, проверяя их способность отличить среди группы вещей, вещи принадлежавщие предществующему Далай- ламе. Далай- лама также считается живым воплощением Авалокитешвары- бодхисаттвы Сострадания. Первым Далай- ламой принято считать Гендун Друп- руководителя наиболее влиятельной школы «желтошапочников» (Гелунгпа) и основателя монастыря Таши Лунпо. Он и его приемник, не обладали титулом Далай- ламы официально, данного титула впервые был удостоин лишь Далай- лама III, получивший его в 1578 году от Монгольского хана, имевшего право его отозвать. Нынешний Дала́й-лама́ XIV (Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́), родился в 1935 году и был возведен на так называемый «Львиный трон» в 1940 году. Он оставался в Тибете и во время китайского вторжения в период с 1950 по 1959 гг., затем после подавленного Тибетского восстания против китайских коммунистических властей, он бежал и обосновался в Индии. Пребывая в изгнании в Дхарамсале- Индии, Далай- лама создал Тибетское правительство, руководил мерами по сохранению тибетской культуры, исскуства, священных писаний, традиционной медицины, занимался просветительской и пропагандистской деятельностью. В 1989 году ему присуждена Нобелевская премия мира за ненасильственную борьбу ради освобождения Тибета. Вторым по рангу после Далай-ламы является Па́нчен-ла́ма. Па́нчен-ла́ма Х (1939- 1989 гг.), в период с 1959 по 1964 гг. исполнял функции формального главы Тибета. Во время «Великой пролетарской культурной революции» был заточён в тюрьму, но позже отпущен на волюю

Чань

 
Чань-буддизм, чань (кит. 禪) — это школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI веков в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая. Учение распространилось за пределы Китая, и на основе чань появилась вьетнамская школа тхиен (VI век) и корейская школа сон (VI—VII века), а позднее японская школа дзэн (XII век).  
Само слово "чань" происходит от санскритского термина "дхьяна\джняна", означающего сосредоточение, созерцание, избавление. В чань практикуются медитации по канонам хинаяны и махаяны. 
 
 

История возникновения

 
Буддизм пришёл в Китай в I веке н. э., а к IV веку он достиг значительной степени развития. Одними из главных представителей раннекитайского буддизма считались Кумараджива и Буддхабхадра.  В трудах ученика Кумарадживы, Сэн-чжао (383—414), впервые была оформлена мысль о глубокой взаимосвязи буддизма и Дао, что впоследствии оказало очень большое влияние на учителей чань. Другой известный ученик Кумарадживы, Дао-шэнь, разработал учение о внезапном просветлении. Дзен-буддолог Уи выразил следующее мнение об учении Дао-шэня: «Его учение в значительной степени напоминаетдзен, а его влияние [на становление дзен] огромно». 
Первым буддийским чань патриархом в Китае сталБодхидхарма, принесший учение из Индии в 520 г н.э. До этого он 40 лет практиковал буддизм у Праджнятары. Некоторое время пробыв в Южном Китае, он отправился на север, где более 40 лет давал наставления. Многие ученые того времени в дискуссиях пытались оспорить учение Бодхидхармы. Тем не менее, говорится, что у него было много учеников и он был уважаемым человеком в Китае. 
Бодхидхарма сводил путь освобождения к двум основным принципам: полное доверие к изначальной будда-природевсех существ и их единство, и правильное поведение, которое подразумевает спокойствие ума и отстсутствие волнений в уме. 
Где бы вы ни находились, сохраняйте умственный покой и ни к чему не стремитесь. Подобно каменному утёсу, даже в самую страшную бурю оставайтесь непреклонны. Отбросив все эгоистические мысли и чувства, спасайте всех, помогая перебраться на другой берег. Нет рождения, нет признаков, нет привязанности, нет отречения: в умебодхисаттва нет движения внутрь и наружу. Когда этот ум, не знающий движения наружу или внутрь, вступает туда, куда никогда нельзя войти, то это и есть вступление. (Бодхидхарма) 
 
 
 
 
 
Отличительной особенностью учения Бодхидхармы стало учение о созерцании стены. 
 
 
Вторым патриархом чань буддизма стал Хуэйкэ (487-543). Он исследовал буддийскую философию и даосизм, но не был удовлетворен своими знаниями и стал учеником Бодхидхармы. Получив от него все наставления, Хуэйкэ некоторое время прятался в бедном квартале, не желая откывать людям, что он учитель. Сердечность и теплота Хуэйкэ, по словам Досэна, покоряли слушавших его проповеди людей, и из-за этого он подвергался преследованиям со стороны священнослужителей. Так в 593 году Хуэйкэ держал речь о дхарме у ворот храма, в котором в этот же момент проповедовал местный учёный проповедник. Собравшиеся в храме покинули священнослужителя и собрались возле Хуэйкэ, который был одет в лохмотья и не имел каких-либо внешних особенностей, указывавших на его духовный сан. Данное явление рассердило местного священника, и он указал местным властям на то, что Хуэйкэ учит ложному учению. Вскоре после этого Хуэйкэ был казнён в возрасте ста шести лет. 
 
 
Преемником Хуэйкая стал Сэнцань. Он вел отшельнический образ жизни, ходил с чашкой для подаяний и медитировал в пещерах со своим учителем. По некоторым сведениям Сэнцань умер в 606 году. Свои мысли Сэнцань изложил в стихотворной книге «Синдзинма», что означает «Девиз верного ума» или «Слова доверия сердцу». 
 
 
Дальнейшими патриархами были: Даосинь, Хунчжэнь, Хуэйнэн, знаменитый своей «Сутрой помоста шестого патриарха». Неграмотным юношей он пришёл к Хунчжэню и стал в его школе рубить дрова и перемалывать рис.  
 
Когда Хунчжэнь выбирал себе преемника, Хуэйнэн увидел на стене гатху (короткое стихотворение) Шэнь-сю, кандидата на роль патриарха, которого поддерживала вся община. Так как Хуэйнэн не умел читать, то он попросил прочесть ему написанную гатху, после чего высказал свою гатху, которую тоже записали на стене. Община была восхищена, но Хунчжэнь зачеркнул гатху Хуэйнэна, сказав, что тот ещё не получил просветления. Однако Хунчжэнь, не разглашая свой поступок общине, передал в своей келье Хуэйнэну печать Дхармы и отправил его на юг Китая, чтобы не разжигать в остальных чувство зависти. 
  
Тем самым чань раскололся на северную школу Шэнь-сю и южную школу Хуэйнэна. После того, как Шэнь-сю умер, северная школа, делавшая упор на изучение сутр, пришла в упадок, в то время как школа Хуэйнэна активно распространяла собственные тексты. Южная школа также подчёркивала внезапность просветления, во многом отличаясь от постепенной концепции северной школы. Шестой патриарх со своими учениками закончили формирование главных особенностей китайского чань. 
 
 
Период между 713-м (год смерти Хуэйнэна) и 845-м (начало гонений на буддизм) годами обозначают какзолотой век китайского дзен.  
Важной фигурой этого периода считается Ма-цзу (707—786). Он находился у истоков формирования школы Линьцзи (яп. — Риндзай) и первым использовал крик «кацу» в качестве метода дзен. Также он использовал грубые методы и парадоксы для того, чтобы ученик достиг просветления.\ 
Преемником Ма-цзу стали его ученики Хуайхай (749—814) и Нань-цюань (748—834). Более тридцати лет под руководством Нань-цюаня ученики пытались достичь просветления.  
Также Нань-цюань известен историей с котом. Однажды он увидел спор учеников по поводу того, кому принадлежит кот, и пригрозил убить его, если никто не скажет верного слова. Никто не сказал верного слова, и Нань-цюань разрубил кота лопатой напополам. Его ученик, Чжао-чжоу, вернувшись в монастырь в ответ на вопрос учителя «Что бы ты сделал?» положил на голову свои сандали, что было признано Нань-цюанем в качестве хорошего ответа. Чжао-чжоу является автором множества парадоксальных изречений, не поддающихся обычной логике.  
Также известным чаньским наставником, прославившимся своими ударами посохом, был Дэ-шань (780—865). Дэ-шань прибыл с севера Китая чтобы посмотреть на дзэн. Он знал буддийские сутры и сомневался в необходимости их отрицания школой дзэн, а также в правильности обретения природы будды только за счёт созерцания своей природы. Согласно хронике, он встретил старую женщину, которая задала вопрос по Алмазной сутре, на который он не смог ответить. Дэ-шань по совету женщины посетил наставникаЛунь-тяня. После разговора Лунь-тянь в нужный момент потушил свечу, и Дэ-шань обрёл просветление. В скором времени Дэ-шань сжёг все буддийские писания, которые носил с собой. 
 
В период с 907 по 960 год в Китае сформировались различные школы чань, получившие известность как«Пять Домов». На самом деле школ было намного больше пяти, но классическими в соответствии с традиционной китайской пятеричной системой стали только пять. В целом школы не имели больших отличий друг от друга, придерживаясь единого направления. Два главных «дома» чань Цаодун (яп. — Сото) и Линьцзи (яп. — Риндзай) стали основоположниками современного дзен. 
 
 

Распространение

 
Позднее учение чань получило большую известность среди различных слоев общества, включая аристократию и представителей тайных обществ (в XVI—XIX веках тайные общества возглавляло достаточно большое количество монахов чань, которые также часто являлись неформальными главами китайских деревень). Центром чань-буддизма монастырской формы в настоящий момент является монастырь Шаолиньсы. Из всех школ не исчезли только три: школа Цаодун, центром которой является Шаолиньсы, школа Линьцзи и школа Хуанпи. 
Одним из известнейших наставников современного чань был учитель Сюй-юнь (1840—1959). В своей автобиографии он рассказывает читателям о том, как видел упадок учения и разрушенные храмы. Свою жизнь кроме духовной практики он посвятил восстановлению разрушенных монастырей и добился в этом успеха. 
   
Другим известным представителем современного чань и наставником школы Линьцзи является учитель Син-юнь, родившийся в 1926 году и ставший монахом в 1941 году. В 1949 году Син-юнь приехал на Тайвань, где занялся активной деятельностью по возрождению буддийской традиции. Он принимал участие в издании многочисленных буддийских книг и строительстве множества храмов. Синь-юнь стал автором десяти томов «Чаньских бесед» и других книг о буддизме. В 1993 году Син-юнь прибыл в Санкт-Петербург и основал там общество «Фо гуан» («Свет Будды»). Общество входит в состав международной ассоциации Фо Гуан Шань, которая занимается распространением информации о буддийской традиции и благотворительностью. 
Благодаря кинематографу, боевые искусства Китая распространились за пределами Китая, а вместе с ними распространилось и учение чань. В 1994 году шаолиньским монахом в 34-м поколении Ши Яньмином в США был основан шаолиньский храм. В этом храме широкому кругу людей преподаётся учение чань посредством боевых искусств или медитативных техник, таких как кунг-фу, тайцзицюань и цигун. 
 
 

Основные принципы и отличия от других школ буддизма

 
Важным текстом в чань-буддизме являлся сборник сутр «Праджняпарамита» («Сутры Совершенной Мудрости»).  
Также важным текстом была Ланкаватара-сутра, которую Бодхидхарма передал Хуэйкэ с напутствием: «Насколько мне известно, в Китае нет других сутр; воспользуйся ею как руководством, и воистину ты спасешь весь мир», и Алмазная сутра, которую пятый патриарх Хунчжэнь порекомендовал Хуэйнэну. 
Отдельно стоит отметить Сутру помоста шестого патриарха. Это был первый текст, не связанный с Буддойили его личными учениками, названный сутрой. Сутра сыграла важную роль как для чаньских школ, так и для всего китайского буддизма. 
Отказ ряда учителей от использования любых сутр произошёл намного позднее, когда сформировался современный дзен. 
Так же, как и в дзен, чань отрицает любые изображения, тексты и дискуссии, упирая на то, что природы Будды пропитывает все и есть везде, и для ее выражения не нужно слов, слова изначально являются концепциями. Последователи чань как правило миряне, они не уходят в монастыри и практикуют, не отрываясь от своей повседневной жизни.  
Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: не опираться на какие-либо писания, использовать передачу вне слов, совершать прямой контакт с умом, и, созерцая свою изначальную природу, достигнуть совершенства Будды. 
Чаньские монахи были одними из лучших художников Китая. Также многие наставники китайского буддизма выражали истины чань через поэзию.

О ДЗЕН-БУДДИЗМЕ

Буддизм — это религия без Бога, изощренная философия смерти и духовного самоубийства. Будда — великий художник, который написал поразительную по своему психологизму картину космического бытия как мировой трагедии и человеческой жизни как “сада пыток”, где под кустами цветов ползают змеи, а под шелковыми коврами спрятаны лезвия и клещи палача. Цель буддизма утилитарна: освобождение человека от страдания, которое индийский мудрец отождествляет с бытием. В своем безудержном панкритицизме бытия буддизм дошел до возможного для человеческой мысли предела и остановился, как зачарованный, над пропастью небытия. Моста между двумя берегами — временем и вечностью — для буддизма не существует. Учение буддизма отрицает богообщение как преодоление человеческой ограниченности через выход в абсолютное бытие и застывает на уровне философского скептицизма. Для буддизма жизнь — это смерть, а смерть — это жизнь. Проповедь Сакья-Муни звучит как реквием над могилой обреченного мира.

Дзен-буддизм представляет собой одну из ветвей дальневосточного буддизма. Он похож на букет из хризантем, который пленяет взоры своими красками, но не имеет аромата. Дзен можно рассматривать как своеобразную реакцию восточного пиетизма на элитарность и тонкий интеллектуализм буддийской философии. Этот индо-китайский гибрид возник под влиянием даосизма, от которого перенял пренебрежение к формальной логике, философским системам и понятийным категориям, культивировавшимся в буддизме и ведизме. Он с презрением относится ко всем видам научной и общественной деятельности, считая ее “сизифовым”, бесплодным трудом и нарушением мировой гармонии.

Цель дзена — возвращение человека к самому себе через самосозерцание. Истина для дзена — это похожее на крик ребенка движение духа, того, что лежит глубже, чем мысль и эмоция. Мысль в ее обычном смысле как некое устойчивое понятие для дзен-буддиста является ложью. Истина — это выплеск подсознания на поверхности рефлексии. Медитация — кисть художника-импрессиониста, посредством которой подсознание делает внезапный непредугаданный рисунок на полотне рефлексии. В отношении дзен-буддизма к классическому буддизму есть нечто похожее на отношение древних киников к платонизму. Дзен-буддизм соприкасается с экзистенциализмом, но если экзистенциализм берет человека таким, каков он есть во всех его эмпирических и психических измерениях, то дзен-буддизм ищет человека в его темной, как первобытный хаос, глубине. Дзен-буддизм имеет внешние аналогии с экстазом интеллектуального самоотрицания Плотина. Но если для Плотина путь к упрощению — это путь интеллектуального аристократизма, доходящего до самоотрицания через полноту философского познания, за которой открывается потрясающая бездна незнания, то дзен-буддизм — это скорее аристократический эстетизм, который отвергает несовершенство и условность логической мысли как в диалектическом, так и в метафизическом плане. Дзен-буддизм не распутывает кружева философской мысли, а срывает их, как паутину на окне, которая мешает свету проникнуть в комнату. Мысль как вспышка и озарение для дзен-буддиста имеет эвристический характер внезапной находки. Он снимает покровы своего подсознания, чтобы обнажить свое “я”, как электрический провод. Отсюда любовь к парадоксам, к недосказанности, к отрывистым кратким афоризмам, насмешкам и юродству.

Информация о работе Религия Индии