Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:43, контрольная работа
Даосизм возник на рубеже VI-V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о Дао и дэ». Главное в этом труде дао, что буквально означает путь. Дао вечно единое, неизменное, непреходящее. Оно корень всего, мать всех вещей. Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей должен предоставить вещам развиваться самим по себе.
Религия Китая
Даосизм
Даосизм возник на рубеже VI-V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о Дао и дэ». Главное в этом труде дао, что буквально означает путь. Дао вечно единое, неизменное, непреходящее. Оно корень всего, мать всех вещей. Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Поэтому удел человека-пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория - основной принцип даосизма. Дао – источник всего существующего в мире-духовное начало. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали древние даосы, материализуется в дэ-достинство человека.
Центральная проблема доктрины даосизма-учение о бессмертии. Даосы создали своё учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Учение Лао-цзы и его ближайших последователей ( в частности, Чжуан-цзы) принято обозначать как философский даосизм.
В начале нашей эры на базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь-это иллюзия, а смерть- это возвращение к дао-истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даоская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.
Религиозный даосизм,
как и философский,
Примерно в те же времена, на рубеже VI-V вв. до н.э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система-конфуцианство. Её основателем был проповедник Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун).
Конфуций считал, что основные
добродетели человека-верность, послушание
и почитание родителей и
Вся полнота власти в стране, по мнению Конфуция, должна принадлежать императору-«сыну неба». Император-отец народа, а народ-его дети.
Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды.
Конфуций не проявил особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение-это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдения установившихся норм жизни и культ повиновения старшим по возрасту и должности.
С течением времени конфуцианство из господствующей идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в до н.э. Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II-I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения.
Моизм
В V в. до н.э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась ещё одна школа, одна из тех ста философских школ, которые, как уверяет китайская традиция, существовали тогда в стране. Речь идёт о школе моистов. Название этой школы произошло от имени её основателя Мо Ди, или учителя Мо. Моисты выступали против важнейших положений конфуцианства.
Мо ди выдвинул свою программу переустройства общества на традиционном принципе «всеобщей любви и взаимной пользы». Он предложил выдвигать на руководящие должности мудрых людей из народа независимо от их происхождения и формировать аппарат управления исходя из личных качеств человека. Идеи моистов подвергались критике со сторон других школ, прежде всего конфуцианства, а сами моисты-преследованиям и гонениям.
Буддизм
На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии В VI в. до н.э. Согласно буддизму, жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом всегда оставаясь злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний, которые и приводят к страданиям. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир существует самостоятельно, это лишь проявления мистического духа.
К VI в. н.э. буддийская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией.
Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им был присущ культ послушания, почитания старших и предков, идеи «недеяния»-пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи определяли образ жизни китайцев, их национальную психологию.
Мифология Китая
Китайская мифология — совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14-11 вв. до н. э.; «Ицзин», древнейшие части 8-7 вв. до н. э.; «Чжуаньцзы», 4-3 вв. до н. э.; «Лецзы», 4 в. до н. э.- 4 в. н. э.; «Хуайнаньцзы», 2 в. до н. э.; «Критические суждения» Ван Чуна, 1 в. н. э.). Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 4-2 вв. до н. э.), а также в поэзии Цюй Юаня (4 в. до н. э.). Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи - в сановников, чиновников и т. п. Большую роль играли тотемистические представления. Так, иньцы, племена и считали своим тотемом ласточку, племена ся - змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождём, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэнхуан - мифическую птицу - символ государыни (дракон стал символом государя).
Миф о хаосе (Хуньтунь), являвшем собой бесформенную массу, по-видимому, относится к числу древнейших (судя по начертанию иероглифов хунь и тунь, в основе этого образа лежит представление о водном хаосе). Согласно трактату «Хуайнаньцзы», когда не было ещё ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два божества. Представление об изначальном хаосе и мраке отразилось и в термине «кайпи» (букв. «отделение» - «начало мира», которое понималось как отделение неба от земли).
В «Хронологических записях о трёх и пяти правителях» («Сань у ли цзи») Сюй Чжэна (3 в. н. э.) говорится, что небо и земля пребывали в хаосе, подобно содержимому куриного яйца. Отделение неба от земли происходило по мере роста Паньгу, с которым связывается и происхождение явлений природы: с его вздохом рождается ветер и дождь, с выдохом - гром и молния, он открывает глаза - наступает день, закрывает - наступает ночь. Когда Паньгу умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы на его теле - в деревья и травы, паразиты на теле - в людей. Миф о Паньгу свидетельствует о наличии в Китае характерного для ряда древних космогонических систем уподобления космоса человеческому телу и соответственно о единстве макро- и микрокосма (в период поздней древности и средневековья эти мифологические представления закрепились и в других областях знаний, связанных с человеком: медицине, физиогномике, теории портрета и т. п.). Более архаичным в стадиальном отношении следует признать, видимо, реконструируемый цикл мифов о прародительнице Нюйва, которая представлялась в виде получеловека-полузмеи, считалась создательницей всех вещей и людей.
Согласно одному из мифов, она вылепила людей из лёсса и глины. Поздние варианты мифа связывают с ней и установление брачного ритуала. Если Паньгу не творит мир, но сам развивается вместе с отделением неба от земли (лишь средневековые гравюры изображают его с долотом и молотком в руках, отделяющим небо от земли), то Нюйва предстаёт и как своеобразный демиург. Она чинит обвалившуюся часть небосвода, отрубает ноги гигантской черепахе и подпирает ими четыре предела неба, собирает тростниковую золу и преграждает путь разливу вод («Хуайнаньцзы»). Можно предполагать, что Паньгу и Нюйва изначально входили в различные племенные мифологические системы, образ Нюйва возник либо в юго-восточных областях древнекитайских земель (немецкий исследователь В. Мюнке), либо в районе культуры Ба в юго-западной провинции Сычуань (американский учёный В. Эберхард), а образ Паньгу - в южнокитайских областях. Более широкое распространение имели предания о культурном герое Фуси, по-видимому, первопредке племён и (Восточный Китай, нижнее течение реки Хуанхэ), которому приписывалось изобретение рыболовных сетей, гадательных триграмм. Он научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи (мяса) на огне. Будучи первоначально культурным героем племён и, тотемом у которых была птица, Фуси, возможно, представлялся в виде человекоптицы. Впоследствии, скорее всего к рубежу н. э., в процессе сложения общекитайской мифологической системы стал фигурировать в паре с Нюйва. На могильных рельефах первых веков н. э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фуси и Нюйва изображаются в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетёнными хвостами змеи (дракона), что символизирует супружескую близость. Согласно мифам о Фуси и Нюйва, зафиксированным в начале 60-х гг. 20 в. в изустном бытовании у китайцев Сычуани, они брат и сестра, спасшиеся от потопа и затем вступившие в брак, чтобы возродить погибшее человечество.
Письменность Китая
Современные представления о жизни Древнего Китая основываются на письменных источниках, многие из которых были составлены в самые разные периоды китайской истории. Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывавшая более 2000 иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры. Введённое в это время единообразное для всей страны письмо впоследствии и легло в основу современной китайской письменности.
Развитию языка и письменности способствовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках царапающей палочкой к письму не шёлке натуральными красками специальной кисточкой, изобретение которой приписывают Мын Тяню. Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105 г. н.э. Её варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь. Примерно тогда же была создана тушь.
До сих пор не известно точно, когда именно возникла китайская письменность. Есть сведения, что это произошло во времена династии Инь (1401–1122 гг. до н.э.), но есть и предание о том, что китайскую письменность изобрёл историограф небесного императора Хуанди по имени Цан Цзе четыре тысячи лет назад.
«Цан Цзе изобрел иероглифы, по сему поводу Небо осыпало землю просом, а злые духи рыдали ночами напролёт», – так говорится в легенде.
Известный учёный и каллиграф эпохи династии Тан (618 – 907 гг. н.э.) Юй Шинань так сказал об изобретении Цан Цзе: «Он создал шесть видов иероглифических черт, взяв за образец очертания гор и потоков, рек и морей, следы драконов и змей, птиц и зверей».
Известный танский писатель и художник Цзан Яньюань пояснил, как следует понимать этот факт: «Небо не могло дальше удерживать свои секреты от людей. Люди, научившись письменности, уже могли распознать небесные тайны. Это схоже со счастливым актом провидения, при котором зерна проса сами сыплются с Неба».
Легенда также гласит, что благодаря китайским иероглифам человеческие создания получили возможность познавать принципы и основные законы мироустройства. Злые духи не могли больше так легко обманывать людей и лгать им, поэтому они плакали.
Китайские иероглифы это подлинное сокровище китайской культуры. Китайцы говорят о «единстве Неба и человека», что также находит свое отражение в иероглифах.
Самые древние иероглифы писались на черепаховых панцирях и бычьих костях. Их называют «цзягувэнь», что в дословном переводе означает «текст на панцире и костях». Затем после появления технологий плавления бронзы, иероглифы стали писать на бронзовых сосудах. Они назывались «цзиньвэнь», что означает «текст на бронзе».
Количество иероглифов, как и сами иероглифы, также постоянно изменялось. Наибольшее их число было собрано в сборнике «Цзи юнь», составленном при династии Сунь. Этот сборник насчитывает 53 525 иероглифов.
В ходе развития иероглифического письма, стали появляться различные стили каллиграфии, такие, как: «чжуань», «лишу», «син», «цао», «кай» и др. Впоследствии каллиграфия превратилась в некий вид искусства со своими строгими правилами. Например, каждый иероглиф должен строго вписываться в квадрат, заданного размера, черты иероглифа должны строго писаться сверху вниз и слева направо, сначала пишутся горизонтальные черты, а потом вертикальные и т.д. В Китае и поныне считается, что каллиграфия отражает качества и характер человека. В древние времена поступающие на работу предоставляли не анкеты, как сейчас, а свою каллиграфию, по которой работодатель и судил, брать этого человека или нет.
После захвата власти компартией, в Китае были проведены реформы письма, в результате написание многих иероглифов сильно упростились и они стали называться «упрощёнными» иероглифами.
Традиционное китайское письмо пишется сверху вниз справа налево, надписи на вывесках также могли быть написаны горизонтально справа налево. В настоящее время в Континентальном Китае уже давно перешли на упрощённые иероглифы и «западную» форму письма – горизонтально слева направо. Однако на Тайване сохранился древний стиль написания и используются традиционные иероглифы.
Чтобы прочитать газету на китайском языке, нужно знать около 3000 иероглифов.