Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:55, реферат
Наблюдая смену дня и ночи, времен года, молнию и гром, жизнь растений и животных, древний человек не мог понять и правильно объяснить то, что видел. Болезни и смерть закрепляли в сознании наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать такие явления. Это и было началом религиозных представлений. Человек стал почитать то, от чего зависела его жизнь, — солнце, землю, воду, огонь.
Религия в истории культуры Беларуси.
Верования первобытных людей. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, молнию и гром, жизнь растений и животных, древний человек не мог понять и правильно объяснить то, что видел. Болезни и смерть закрепляли в сознании наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать такие явления. Это и было началом религиозных представлений. Человек стал почитать то, от чего зависела его жизнь, — солнце, землю, воду, огонь.
Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли выходом духа (души) из тела. Так возникла вера в загробную жизнь.
Культ предков. Наши предки с глубокой древности верили, что у человека есть душа. Такое представление ученые называют анимизмом. Существовало убеждение, что души людей и после их смерти могли влиять на жизнь живых. Славяне в начале своей истории были язычниками. Они верили, что весь окружающий мир — и леса, и поля, и реки — населен духами. В связи с этим поклонялись огню, солнцу, луне, деревьям, камням, ручьям, озерам и рекам. Особенно почитаемым на белорусских землях был дуб. Многочисленные духи были враждебны людям. Однако их можно было умилостивить дарами, жертвами.
До принятия христианства у славян было многобожие.
Среди восточнославянских богов известны: Велес — бог скота, торговли и богатства, у белорусов он также является покровителем загробного царства; Дажбог, Хорс, Ярила — различные воплощения Солнца; Стрибог — бог ветра, вихря и вьюги; Мокошь, вероятно, супруга Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли", богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы; Симаргл — единственное зооморфное существо в пантеоне древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы. Постепенно возвышается бог грозы Перун. Перун — индоевропейский бог войны, молнии, покровитель мужского начала, князя, дружины, возвышается в славянском пантеоне по мере возвышения роли войны, княжеской власти и формирования государства.
Принятие христианства (988г.) привело к перевороту в духовной жизни восточных славян.
В отличие от Древнего Рима, где христианство распространялось от социальных низов к господствующим слоям, у восточных славян сначала христианство принимали представители правящей династии. Киевский князь Владимир стоял перед выбором между иудаизмом (Хазарский каганат), исламом (Волжская Булгария) и христианством. Выбор Владимира в пользу христианства был обусловлен тем, что христианские государства представляли наиболее активную силу в Европе и путь «из варяг в греки» ориентировал на сотрудничество именно с ними. Князь выбрал православие в связи с тем, что Византия представляла собой высокоразвитое государство, входившее в зону непосредственных экономических и военных интересов Древней Руси, кроме того, династический брак с Византией повышал влияние Руси в христианском мире. В 988г. киевский князь Владимир крестил Русь и женился на сестре Византийского императора Василия II — Анне. В 992г. была основана православная епархия в Полоцке. Распространению христианства способствовали такие деятели того периода как Ефросинья Полоцкая, Климентий Смолятич, Кирилл Туровский, Авраамий Смоленский, а также князья, которые властью своей и средствами поддерживали строительство соборов, монастырей, дарили им земли. Образцами древнебелорусских рукописных книг являются Туровское и Реймское евангелие (11 в.), Оршанское евангелие (13 в.). Литературным языком этого времени был церковно-славянский.
Особое значение принятие христианства имело для культурного прогресса южных и восточных славян, т.к. оно несло письменность на понятном языке. Болгары Кирилл и Мифодий создали славянскую азбуку (глаголицу), которая стала предшественницей кириллицы. Славянский язык стал одним из языков богослужения, образования, науки. В этот период возникли выдающиеся памятники письменности: летописные своды (11в.), «Повесть временных лет» (начало 12в.), «Слово о полку Игоревом», жития кн. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (11 - начало 12вв.). Князья и священники создавали храмы, монастыри, школы, библиотеки, привлекая для этого лучших строителей, архитекторов, живописцев. В 11 вв. были построены: Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, в 12в. – Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке, Борисоглебская церковь в Гродно, Благовещенская церковь в Витебске. Все они представляли своеобразие местных архитектурных традиций. Ведущим видом искусства того времени была архитектура и связанная с ней монументальная живопись (фреска, мозаика).
Католицизм на территории ВКЛ начинает проникать в ХШ века. В его распространении были заинтересованы: Ливонский орден, Рижское архиепископство, Ватикан, Польское королевство. Кревская уния нарушила монополию православия. Кре́вская у́ния 1385 — соглашение о династическом союзе между ВКЛ и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём
В ХΙV – середине ХVΙ в.в. расширяет свое влияние католичество, но по-прежнему в восточных регионах ВКЛ тон задавало в духовной жизни общества православие, несмотря на то, что его позиции все больше потеснялись
Ислам в Беларуси исповедует татарское население. Проникновение татар-мусульман на территорию Беларуси началось в конце XIV в., когда великий князь ВКЛ Витовт пригласил их на военную службу. Тогда же появляются и первые мечети. Татары в Беларуси придерживаются главным образом ислама суннитского направления. В 1591 г. в Речи Посполитой проживало около 100 тысяч татар, действовало около 400 мечетей.
Иудаизм - национальная религия евреев, которые обосновались в Беларуси в XIV в. Первые сведения о поселении евреев - это акты о привилеях 1388-1389 гг. великого князя Витовта, данные 5 еврейским общинам: в Троках, Бресте, Гродно, Луцке, Владимиро-Волынском. Культ и обрядность белорусских евреев мало чем отличается от того культа, который присущ евреям других стран. Культовыми центрами иудеев являются синагоги и молитвенные дома.
К середине ХVΙ в. позиции православия и католицизма уравновесились: на западе ВКЛ действовала Виленская каталитическая епархия, приходы, монастыри; на востоке оставалось влиятельной идеологией православие. Среди шляхты удельный вес католиков в первой половине ХVΙ в. был незначительным.
В 1432 и 1436 гг. были приняты два привилея, которые уравняли в экономических правах православную и католическую знать.
В ХVΙ в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, в православии – ересями. Часть шляхты под влиянием общественно-политического и идеологического движения в Западной Европе начинает критически воспринимать католические культы, политику костелов, выступает за богослужение на родном языке. Особенность Реформации на Беларуси в том, что в отличие от Европы она не стала народной, а охватила только высшие слои общества. Феодальная знать хотела укрепить свое социально-экономическое положение за счет костелов, монастырей. Крупные магнатские роды – Радзивиллы, Ходкевичи, Сапеги – примкнули к реформаторскому движению из политических соображений: хотели отгородиться от католической Польши и закрепить самостоятельность ВКЛ.
Наибольшее распространение получил кальвинизм: создается 50 кальвинистских общин, храмы, школы, типографии, приюты. Реформация привела к развитию толерантности в княжестве.
В 1564 г. орден иезуитов появился в ВКЛ. Правящие круги Речи Посполитой способствовали укреплению позиций католической церкви и оказывали ей все возрастающую поддержку. Интеллектуальную часть белорусско-украинского общества иезуиты привлекали в костелы богословской наукой, хорошо налаженной системой образования.
Обновленный и усиленный католицизм вытеснил не только протестантизм, но и православие. Процесс окатоличивания высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый характер.
В ХVΙ в. возникают религиозно-культурные организации – братства, объединявшие православное население. В них входили ремесленники, купцы, шляхта, частично духовенство. Братства открывали школы, типографии, стремились сохранить чистоту православного учения.
Наступление католицизма в Речи Посполитой вылилось в заключение в 1596 г. Брестской церковной унии. Идея унии появилась еще в период раскола христианской церкви на православную и католическую (1054 г). В середине ХV в. на Флорентийском соборе провозглашена уния, объединявшая два направления христианства, однако она не была поддержана православным населением ВКЛ. Католическое руководство надеялось на победу над православием и расширением своего влияния в Восточной Европе. Руководство православной церкви надеялось через унию вернуть себе ведущее положение.
6-9 октября 1596 г. на церковном соборе
в Бресте на основе белорусско-
Униатская литература издавалась на белорусском языке, развивалась национальная иконография, музыкальное творчество. Элементы полонизации греко-католической церкви проявлялись в использовании польского языка, латинских элементов в униатской обрядности и богослужении, введении католических праздников.
В конце ХVΙ в. – первые десятилетия ХVΙΙ в.в. униатство как новая религия нередко навязывалась силой: закрывались православные церкви и школы, в униатских церквях стали использовать польский язык вместо старобелорусского. Уния не объединила, а разъединила людей. Убит один из униатских епископов И. Кунцевич, который жестокими методами вводил новую веру в Полоцке и Витебске.
Правящие круги Речи Посполитой изменили тактику: остановили давление на православную церковь. Судьбу униатства определил выбор народа. В условиях давления со стороны московского православия и польского католицизма он остановился на униатстве как наиболее отвечающим его национально – культурным запросам. В униатских церквях более широко, чем в храмах других компрессий, использовался белорусский язык. На рубеже ХVП-ХVШ в.в. количество униатов на Беларуси превзошло число православных, а к концу ХVШ в. достигло 2/3 населения, в основном крестьян
На рубеже XVIII—XIX веков белорусское общество было многоконфессиональным.
Беларусь теперь находилась в составе России, в которой главенствующей конфессией было православие. Однако, на белорусских землях проживало значительное количество униатов и католиков.
На конец XVIII в. территорию бывшего ВКЛ населяло около 39% униатов, 38% католиков, 6,5 % православных, 4% староверов, 1,6% протестантов (лютеран и кальвинистов). В социальном плане эти конфессии выглядели следующим образом: подавляющая же часть белорусов (обедневшая шляхта, мещане и крестьяне) принадлежали к униатской конфессии (среди сельского населения униатов насчитывалось около 80 процентов), богатая и средняя часть шляхты была католической.
Конфессиональная политика российского царизма содействовала распространению православия. К концу XIX века большая часть населения Беларуси была уже православной. Помещики, получившие земли в Беларуси после ее присоединения к Российской империи, были православными. Большинство белорусских крестьян принадлежало к униатству, а часть их — к православию.
Значительную роль играла церковь и в этнокультурных процессах. Католические круги являлись одним из каналов полонизации белорусского населения, а православные – стали орудием русификации, особенно со второй половины XIX в. ввиду целенаправленной политики царских и местных властей.
В начале ХХ в. в Беларуси было 5 православных
епархий: Гродненская, Минская, Могилевская,
Литовская (охватывала Виленскую и Ковенскую
губернии), Полоцкая. В 1914 г. имелось 3552
церкви, 470 каплиц, 21 мужской и 14 женских
монастырей.
Установление Советской власти значительно
ослабило роль православной церкви в обществе.
Декретом "Об отделении церкви от государства
и школы от церкви" (23.01.1918) религиозные
организации превращались в частные общины
верующих, существующие исключительно
на свои средства. В 1930-е годы православное
духовенство Беларуси, как и духовенство
других конфессий, подверглось репрессиям.
Закрывались храмы; священники, обвиненные
в антисоветской деятельности, высылались
в Сибирь, Казахстан, другие ссыльные места.
На территории Западной Беларуси до 1939
г. действовала Польская автокефальная
православная церковь.
Активизация церковно-религиозной жизни,
которая наблюдалась в годы Великой Отечественной
войны, сменилась в 50-60-е годы новой волной
наступления на церковь. За исключением
Минской воссозданные православные епархии,
все монастыри (за исключением Жировичского)
и един¬ственная семинария были закрыты. И
только с конца 80-х годов началось новое
религиозное возрождение. В 1989 г. создан
Экзархат Белорусской православной церкви
Московского патриархата. Образовано
10 епархий.
За последние два десятилетия значение религии в Беларуси существенно возросло.
Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1545 приходов, 11 епархий, 5 духовных учебных заведений, 32 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действуют 1334 православных храма, 150 строятся. В приходах работает 1577 священнослужителей.
Римско-католическая церковь объединяет четыре епархии, которые насчитывают 475 общин. В республике действуют 3 духовных учебных заведения, 9 миссий Римско-католической церкви. Общины располагают 464 костелами, 26 строятся. В приходах работает 418 священнослужителей.
Протестантские религиозные организации представлены 1005 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14 религиозных направлений. Наиболее крупными являются христиане веры евангельской (пятидесятники) (505 общин), евангельские христиане баптисты (275 общин), адвентисты седьмого дня (72 общины). Исторически традиционным на территории республики является лютеранство, которое в настоящее время представлено 27 общинами.
В Республике Беларусь зарегистрированы 32 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий.
Иудаизм представлен 52 общинами. Зарегистрировано 3 религиозных объединения. В распоряжении общин имеется 7 культовых зданий, 4 здания находятся в состоянии реконструкции.