Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:32, реферат
Актуальность. В настоящее время в нашем обществе происходит определённая "переоценка ценностей". В обществе получают распространения различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности "сверхчеловека", мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о морали и религии. И это особенно существенно для молодёжи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.
Проблема соотношения морали и религии до настоящего времени является одной из самых запутанных философских проблем.
Введение………………...……………………………………….………………..3
Теоретические аспекты проблемы морали и религии
1.1 Понятие морали………………………………………………………..…….4
1.2 Сущность и функции религии………………………………………..……6
Религия и мораль на современном этапе
2.1 Свобода совести и вероисповедания в Узбекистане……………...……..7
2.2 Религия и мораль и их положение в реальной действительности..…14
Для более глубокого изучения богатого наследия ислама, трудов мусульманских богословов и ученых в 1995 г. в Ташкенте образован Международный центр исламских исследований. С 1999 г. в Узбекистане начал свою деятельность Ташкентский Исламский университет.
Государство поддерживает межконфессиональный мир и согласие в республике. Так, в 1995 г. в Ташкенте была проведена христианско-мусульманская конференция "Совместно жить под одним небом", в которой приняли участие представители Всемирного Совета церквей и ряда зарубежных церквей.
В 1996 г. торжественно отмечалось 125-летие Епархиального Управления Русской Православной Церкви, Впервые за всю историю Патриархии в Средней Азии на празднование этой даты прибыл Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II . В декабре 1996 г. Евангелическо-лютеранская община Узбекистана отметила 100-летний юбилей единственной в Средней Азии лютеранской церкви.
В марте 1999 года состоялось открытие костела Римско- католической церкви в Самарканде. Здание костела было передано церкви для пользования в декабре 1997 года. В проводимых религиозными организациями мероприятиях участвуют представители различных конфессий.
Большую работу по обеспечению согласия
и терпимости между конфессиями
проводят Академия Государственного и
общественного строительства
За годы независимости был проведен ряд международных симпозиумов по случаю знаменательных дат - юбилеев известных мусульманских ученых-богословов.
После обретения Узбекистаном независимости событием исторической важности явилось принятие 8 декабря 1992 года Конституции Республики Узбекистан.
Статья 18 Конституции гласит, что все граждане Узбекистана имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Конституция гарантирует права граждан на свободу совести. Согласно статье 31, каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.
Положение данной статьи Конституции нашло свое отражение в законодательстве и прежде всего в Законе Республики Узбекистан "О свободе совести и религиозных организациях", который отвечает международным стандартам.
В феврале-марте 1992 г. Республика Узбекистан, вступив в такие авторитетные международные организации, как ООН, ОБСЕ продемонстрировала мировому обществу свою приверженность общепризнанным нормам международного права и присоединилась к основным документам ООН по правам человека, а также 38 международным договорам и конвенциям, посвященным различным аспектам, прав человека.
Сегодня в Узбекистане люди разных конфессий имеют возможность свободно и открыто исповедовать свою религию.
Религиозные организации республики выступают в качестве самостоятельного субъекта, могут иметь собственность, владеть землей, издавать религиозную литературу, готовить для себя специалистов, проводить мероприятия, организовывать паломничество к святым местам.
За годы независимости в республике
был проведен ряд международным
симпозиумов религиозного характера,
а также по случаю знаменательных
дат, юбилеев известных во всем мире
мусульманских ученых-
- в 1995г. прошла христианско-
- в ноябре 1996г. в стране отмечалось
125-летие Епархиального
- в декабре 1996г. отмечен 100-
- В сентябре 1993г. отмечалось 675-летие Бахауддина Накшбанди, в ноябре 1994г. - 590-летие Ходжи Ахрара Вали, в ноябре 1995г. - 920-летие аз-Замахшари и 85-летие Наджмиддина Кубро.
В 1998г. состоялось празднование 1225-летия Имама аль-Бухари и 1200-летия аль-Фаргани. Из года в год растет количество паломников, выезжающих в святые места - в Мекку, Медину, Иерусалим и др. В 1995г. в целях более глубокого изучения богатого наследия ислама в Ташкенте был образован Международный центр исламских исследований.
Большая работа ведется в кафедре религиоведения Академии общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, где идет подготовка справочника по религии.
7 апреля 1999г. Президент
И.А. Каримов издал Указ о
создании Ташкентского
В соответствии с постановлением Кабинета Министров, направленным на реализацию данного указа, на факультет истории и философии ислама, факультет религиозного законодательства, экономики и естественных наук университета в этом году начали обучаться 100 студентов. Создан научно-исследовательский центр исламоведения, академический лицей при университете будет функционировать со следующего учебного года.
3 сентября 1999 г. состоялась
торжественная церемония
Закон "О свободе
совести и религиозных
За прошедший период возникла реальная необходимость внесения существенных изменений и дополнений в закон с учетом реалий последнего времени. Олий Мажлис Республики Узбекистан 1 мая 1998 г. принял его в новой редакции.
Какие изменения были
внесены в Закон "О свободе
совести и религиозных
Согласно новой редакции Закона о религии религиозная организация создается по инициативе не менее 100 граждан Республики Узбекистан, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих на территории республики Узбекистан.
Для координации и направления деятельности религиозных организаций соответствующих конфессий могут создаваться их единые центральные органы управления по Республике Узбекистан.
Руководителями религиозных организаций, согласно статье 9, могут быть граждане Республики Узбекистан, имеющие соответствующее религиозное образование. Другие кандидатуры, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан, должны согласовываться с Комитетом по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Центральные органы управления вправе создавать религиозные учебные заведения для подготовки священнослужителей и необходимого им религиозного персонала.
События в Наманганской области, происшедшие в конце 1997г., заставили общество серьезно задуматься о нашей молодежи. Некоторая часть из них изменила свой внешний облик, считая, это признаком того, что они приняли ислам и принадлежат к какой-то религиозной группе. Поэтому в статье 14 Закона закреплено положение о запрещении ношения "культовой одежды" в общественных местах. Культовые одежды имеют право носить только священнослужители.
В настоящее время, приняв во внимание то, что определенная часть населения республики в прошлом была далека от религии, миссионеры активно принялись за работу. Многие религиозные организации получили официальную регистрацию. Работа руководителей этих организаций заключалась в том, чтобы привлечь в свои организации как можно больше людей.
Но исповедовать религию - это право каждого гражданина сделать свой выбор. Поэтому согласно статье 5 Закона "запрещаются действия, направленные на обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм), а также любая миссионерская деятельность".
Что такое миссионерство? Миссионерство - это деятельность представителей религиозных организаций по распространению своей религии среди населения, придерживающегося иного вероисповедания. Прозелит - это человек, принявший какую либо новую веру, новообращенный.
В данной статье речь идет о действиях, направленных на обращение.
Статья 16 Закона гласит:
"Выделение земли для
В первые годы независимости в республике построено около 5 000 мечетей. Только в Наманганской области насчитывается свыше 1000.
Необходимо и здесь изменить стереотип мышления. Говорят, что если мусульманин хочет увековечить свое имя, он должен построить мечеть, тогда он получит благословение Аллаха. Но правоверный мусульманин получит не меньше благословения, если будет оказывать благотворительную помощь нуждающимся: сиротам, вдовам, инвалидам, бездомным и одиноким.
Существенные изменения претерпела статья 19 "Религиозная литература и предметы религиозного назначения". Согласно ей "Центральные органы управления религиозных организаций вправе производить, экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения, религиозную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан". Это позволит упорядочить поступление разнообразной религиозной литературы на территорию Узбекистана.
В статье 23 закреплено, что
"Должностные лица, а также
священнослужители несут
1 мая 1998г. также были приняты изменения и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности и Уголовный кодекс Республики Узбекистан.
В частности, увеличены штрафные санкции:
- при появлении в
общественных местах в
- при нарушении правил
проведения религиозных
- при склонении к
участию в деятельности
- при обращении верующих
одних конфессий в другие и
другая миссионерская
Это вызвана, в первую очередь, тем, что в последнее время многие руководители религиозных организаций не придавали значения на предупреждения государственных органов.
Уголовный кодекс республики Узбекистан дополнен новыми статьями, ответственность по которым наступает после применения административного взыскания. Новый Закон о религии предусматривает, что "осуществление свободы исповедовать религию или иные убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья и морали, а также прав и свобод других граждан".
Эта норма полностью соответствует статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года.
Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в своей книге "Узбекистан на пороге 21 века: угрозы безопасности, условия и гарантия прогресса", говоря о религии, пишет: "Мы за то, чтобы религия продолжала исполнять роль приобщения населения к высшим духовным, моральным и нравственным ценностям, историческому и культурному наследию. Но мы никогда не допустим чтобы, религиозные лозунги стали знаменем борьбы за власть, поводом для вмешательства, в политику, экономику и юриспруденцию, поскольку видим в этом серьезную, потенциальную угрозу безопасности и стабильности нашего государства".
Свобода вероисповедания
и религии являются основным правом
личности, что подтвердили государства-
Правительством Республики Узбекистан делается все возможное, чтобы обеспечить граждан страны гарантированным правом на свободу совести. Это подтверждают реалии наших дней.
Религия всегда была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. В то же время религия утешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире, дает примеры жизни подвижников церкви (Сергей Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская), поднявшихся над житейской суетой и посвятивших себя служению высшему идеалу, Богу, бескорыстной помощи людям.
Таким образом, религия неразрывно связана с моралью. Однако при этом совершенно не следует делать вывод, что верующие всегда были нравственными людьми, а атеисты - наоборот. Среди тех и других были и есть и безнравственные, и высоконравственные люди. Дело в том, что человек по своей природе и добр, и зол, и прекрасен, и ужасен. Все зависит от того, каким путем в жизни он пойдет, ему предоставлен свободный выбор.