Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:25, доклад
Религия славян до принятия христианства представляла собой обожествление природы (анимизм) в сочетании с верой в личных антропоморфных племенных богов и культом предков.
Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях.
Введение христианства в
славянских землях (с 9 века) положило конец
официальному существованию языческих
богов, персонажи которых стали
рассматриваться как
Своеобразным разрядом культовых мест являлись священные деревья и святые рощи, "древеса" и "рощения" по терминологии средневековых книжников, неоднократно упоминаемые в исторических источниках.
Одним из почитаемых деревьев была береза, с которой связан
целый ряд весенних обрядов и хороводных песен. Не исключено, что
береза была посвящена берегиням, духам добра и плодородия. Этнографы
собрали много сведений о "завивании" молодых березок, о весенних
ритуальных процессиях под связанными ветвями берез. Срубленная
березка в семик (древняя дата -- 4 июня) служила олицетворением
какого-то женского божества и была центром всей семицкой обрядности.
Вовлекаемые в языческий ритуал деревья щедро украшались лентами и
вышитыми полотенцами-убрусами. Вышивка на убрусах содержала
изображения тех богинь, которым в эти сроки производились моления и
приносились жертвы: фигуры Макоши и двух рожаниц (матери и дочери)
Лады и Лели. Моления в "рощениях", в "древах" могут быть
функционально уподоблены позднейшему церковному богослужению, где
храму соответствовала роща или поляна в лесу, фресковым изображениям
божеств -- отдельные почитаемые деревья (или деревья-идолы), а
иконам -- изображения Макоши и Лады на убрусах. От культа березы и деревьев, растущих у студенцов,
существенно отличается культ дуба. Дуб -- дерево Зевса и Перуна,
крепчайшее и наиболее долговечное дерево наших широт, -- прочно
вошел
в систему славянских
находилась в зоне произрастания дуба, и верования, связанные с ним,
должны
восходить к глубокой
Вплоть до XVIII -- XIX вв. дуб и дубравы сохраняли
первенствующее место в обрядности.