Религия славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:25, доклад

Краткое описание

Религия славян до принятия христианства представляла собой обожествление природы (анимизм) в сочетании с верой в личных антропоморфных племенных богов и культом предков.
Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях.

Вложенные файлы: 1 файл

религия славян.docx

— 24.88 Кб (Скачать файл)

 

Введение христианства в  славянских землях (с 9 века) положило конец  официальному существованию языческих  богов, персонажи которых стали  рассматриваться как отрицательные, если только не отождествлялись с  христианскими святыми, как Перун - со святым Ильей, Велес - со святым Власием, Ярила - со святым Юрием (Георгием). Низшие же уровни языческих богов, как и  система общих противопоставлений, оказались более устойчивыми  и создавали сложные сочетания  с господствующей христианской религией.

Своеобразным  разрядом  культовых   мест   являлись   священные деревья  и  святые  рощи,  "древеса"  и  "рощения"  по  терминологии средневековых книжников, неоднократно  упоминаемые  в  исторических источниках.

Одним из почитаемых деревьев  была  береза,  с  которой  связан

целый ряд  весенних обрядов и хороводных песен.  Не  исключено,  что

береза была посвящена берегиням, духам добра  и плодородия. Этнографы

собрали много  сведений о "завивании" молодых  березок,  о  весенних

ритуальных  процессиях  под  связанными  ветвями  берез.  Срубленная

березка в  семик (древняя дата --  4  июня)  служила  олицетворением

какого-то женского божества и была центром всей семицкой обрядности.

Вовлекаемые в языческий ритуал деревья щедро  украшались  лентами  и

вышитыми  полотенцами-убрусами.  Вышивка   на   убрусах   содержала

изображения тех богинь, которым в эти сроки  производились моления и

приносились жертвы: фигуры Макоши и двух рожаниц (матери и  дочери)

Лады  и  Лели.  Моления  в  "рощениях",  в  "древах"   могут   быть

функционально уподоблены позднейшему церковному  богослужению,  где

храму соответствовала  роща или поляна в лесу, фресковым  изображениям

божеств -- отдельные  почитаемые  деревья  (или  деревья-идолы),  а

иконам -- изображения  Макоши и Лады на убрусах. От  культа   березы   и   деревьев,   растущих   у   студенцов,

  существенно  отличается культ дуба. Дуб -- дерево  Зевса  и  Перуна,

  крепчайшее  и наиболее долговечное дерево  наших  широт,  --  прочно

  вошел  в систему славянских языческих  обрядов. Славянская  прародина

  находилась  в зоне произрастания дуба, и  верования, связанные с ним,

  должны  восходить к глубокой древности.

      Вплоть  до  XVIII  --  XIX  вв.   дуб   и   дубравы   сохраняли

  первенствующее  место в обрядности.


Информация о работе Религия славян