Роль религии в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:53, доклад

Краткое описание

В мире на данный момент 1 млрд.400млн. христиан (800млн католиков,400млн протестантов и 200млн православных), 800 млн мусульман, 600 млн индуистов и 300 млн буддистов.
Принято считать, что религия на разных этапах истории человечества выполняла существенное положение в общественно-политическом устройстве государства, постепенно нивелируясь в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Влияние религии в современном мире основывается на определённых нормах, в разных культурах они различные и оказывают различное воздействие на развитие общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль религии в современном мире.docx

— 18.00 Кб (Скачать файл)

Роль религии в современном мире

В мире на данный момент 1 млрд.400млн. христиан (800млн католиков,400млн протестантов и 200млн православных), 800 млн мусульман, 600 млн индуистов и 300 млн буддистов.

Принято считать, что религия на разных этапах истории человечества выполняла существенное положение в общественно-политическом устройстве государства, постепенно нивелируясь в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Влияние религии в современном мире основывается на определённых нормах, в разных культурах они различные и оказывают различное воздействие на развитие общества.  
Одной из таких «функций» религии является оправдание социального неравенства. В принципе во всех мировых религиях (в том числе и национальных) существует идея личного спасения, наказания и поощрения, что отвлекало население от проблем повседневной жизни. Так, например, в христианстве концепция ада и рая служит стимулом для честного образа жизни, который поощряет отказ от излишних материальных благ. Индуизм определяет кастовую структуру индийского общества, причём без возможности её изменения. Запрет на алкоголь и азартные игры в исламе и своего рода «директива» к войне с другими религиями. Воздержание от страстей в буддизме. Иудаизм, наоборот, в определённой степени стоит особняком от других религий, не делая каких-то запретов на достижение социально-экономических и политических целей. 
Взгляд постфактум на влияние религий позволяет констатировать, что наибольших успехов достигло христианство (особенно протестантская ветвь), оказавшее общий позитивный эффект на интенсивность социально-экономического и политического развития Европы. Буддизм и ислам с такой точки зрения можно признать религиями добившихся, куда меньших достижений, в первую очередь, в материальном плане. История знает, по крайней мере, один случай, когда религия стала важным механизмом экономического развития. Классическим примером такого развития является Англия. Именно протестантизм создал предпосылки для формирования элементов демократии и капитализма: гражданское общество, предпринимательство, частная собственность, разделение властей.

Конечно, стоит признать, что в современном мире религия уже не играет той роли, которую она выполняла, например, во времена Античности или Средневековья (крестовые походы, противостояние католиков и протестантов, джихад), являясь, тем не менее, чаще лишь поводом для войны. Во многом такое положение справедливо для западных стран, где церковь не посягает на политическую власть. Иная ситуация наблюдается в странах Востока, где религия пусть и в разной степени, но оказывает влияние на жизнь общества: от исламского фундаментализма на Ближнем Востоке, напрямую обусловливающего характер политического процесса до религиозной Индии и Китая, где религия пронизывает жизнь общества, затрагивая и политику. 
Почему же в одних государствах религия и сейчас играет важную роль, а в других занимает второстепенную позицию? Цивилизационное разделение или в терминологии Самуэля Хантингтона «столкновение цивилизаций» проходит на фоне экспорта ислама в Европу, связь проблем мирового сообщества (терроризм) с радикализацией политических режимов стран Ближнего Востока.

Таким образом, роль религии в современном мире однозначно не снижается, а скорее видоизменяется в неявной форме. На поверхности – религия перестаёт выполнять функцию укрепления межгосударственных отношений, за исключением мусульманских стран. У традиционной религии появляются конкуренты в лице сект, различных субкультур, которые в современных условиях продолжают выполнять утраченную традиционной религией функцию альтернативного видения явлений. Во внутреннем срезе – роль религии заключается в формировании определённого восприятия мира – менталитета, который и определяет целостное видение мира.  
Практика показывает, что религиозный компонент, формируя тот или иной тип менталитета, склад ума в определённый исторический момент приводит к трансформации существующего порядка. Подобные изменения происходят в сочетании необходимых для качественного перехода элементов. Например, экономический подъём Китая в принципе не совмещается с идеями конфуцианства, однако факт остаётся фактом. Другой пример – Индия со схожим типом религии также является быстрорастущей экономикой. 
Далее обратимся к политической жизни общества Несмотря на отделение церкви от государства, во многих странах сохраняются позиции религии в политической практике, например присяга на Библии в суде и при поступлении на некоторые должности (на должность президента США).

Далеко не все религиозные деятели оказались образцом соблюдения тех нравственных заповедей, содержащихся в священных книгах В настоящее время вокруг религии и религиозной деятельности вертится немало проходимцев которые спекулируют на суевериях, и даже экстремистов. Достаточно вспомнить деятельность печально известной японской секты "Аум Сенрикё".

Таким образом, исторический путь религиозной деятельности неоднозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны

Одной из наиболее острых проблем, начинается еще с эпохи средневековья, является проблема религии и войны \"Священной\", \"желанной Богу\", провозгласили братоубийственную Иран и Ирак войну 1980 г., в которой погибли тысячи людей. Или вот другой пример: в 80-х гг ХХ века возникло движение сикхов (индийская религиозная община) за создание национального государства. В борьбе за претворение в жизнь этой идеи они применили организацию политических убийств. Жертвами сикхских террористов стали ни в чем не повинные граждане, религиозные и общественные деятели. В числе их злодеяний - убийства премьер-министров Индии Индиры и Раджиба Ганди.

Иногда церковь вмешивается в государственные дела, желая укрепить консервативные традиции Так, в избирательной кампании 1988 г в США активное участие принимали религиозные фундаменталисты, которые выступали за введение обязанности молитв в школах, запрет абортов итд.

Влияние религии на личность противоречива: с одной стороны, она призывает человека придерживаться высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой проповедует (по крайней мере, это делают многие) покорность и смирение, отказ от активных действий в отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству.

веротерпимость

При всем различии религий в проповедуемых ими нравственных ценностях много общего Это делает возможным и необходимым терпимое отношение верующих разных религиозных конфессий одних к другим Любому обществу необходима человек духовный, воспитанный на гуманистических идеалах, среди которых одним из важнейших является ценность человеческой жизни не так уж важно, какая религия является для нее опорой в жизни и есть в общем Веротерпимость важнейшая ценность современной цивилизации, и она предполагает уважение к любой религии и признание ее права на свободное существование В конституциях многих стран (в том числе и Украины) провозглашается \"свобода совести\" право личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.


Информация о работе Роль религии в современном мире