Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:36, реферат
Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу. Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.
Предисловие
Досвадебные обряды
Свадьба
Послесвадебные обряды
Свадебная одежда
Свадебный стол
Свадебные песни
Список литературы
Содержание:
Предисловие
Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.
Чуваши считали большим
Многие исследователи отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о благополучии семьи, о возвышении и упрочении своего рода. В этом как бы «отчитывались» перед предками, об этом молили верховных божеств. Поэтому понятно, что выбор будущих отцов или матерей, а затем и свадьба были одним из самых важных событий в жизни человека, семьи и всего рода...
Вся забота чуваша в здешней жизни не в приготовлении к жизни будущей, а о возвышении и упрочении своего рода: тěтěм ан сивěнтěр — чтобы избной дым не похолодел [не прекратился]. Для этой цели он и работает, и копит деньги, отказывая себе даже в улучшенной пище. В.К. Магницкий
Чувашский свадебный цикл целесообразно делить на следующие основные
части: 1) досвадебные обряды, 2) свадьба и 3) послесвадебные обряды.
Досвадебные обряды
У чувашей были распространены
три формы заключения брака: 1) с
полным свадебным обрядом и
Кража невест, соответственно брак без сватовства, без проведения некоторых обрядов свадебного ритуала (приезд за невестой свадебного поезда жениха и связанный с этим моментом ряд обрядов исключался) или с изменением последовательности обрядов, наряду с нормативной свадьбой. Однако чуваши старались справлять туйла туй, так как значение свадебных обрядов, по их убеждению, было велико для последующей жизни молодой семьи: Вся сила в свадьбе, - говорили они.
Сватовство (ҫураҫу). Сватовство предшествовало свадьбе по времени на несколько месяцев. Если большая часть обрядов сватовства приходилась на Рождество и на масленицу, то есть на январь-конец февраля, то свадьбы приурочивались к чувашскому празднику симек, приходившемуся на четверг перед Троицей. Таким образом между сватовством и свадьбой проходило 3-4 месяца. В этот период сосватанная девушка не смела выходить на молодежные гуляния и появляться в обществе незамужних подруг. Большей частью невеста сидела дома и готовила приданое хер тавраше или хер сюме, в чем ей помогали незамужние подруги.
Размеры приданого были значительны: помимо скота - традиционной его части - за невестой полагалось отдавать постельные принадлежности (перину, подушки, шерстяное одеяло и постельное белье), одежду для невесты. Как известно, чувашская женщина всю жизнь пользовалась теми принадлежностями туалета (сурпанами, сара, украшениями), приготовленными еще в девичестве или же полученными в качестве даров от своих родственниц на свадьбах и т.д.
Жених и его родители засылали к родителям невесты евчӗ (посредника), который вел переговоры и добивался согласия родителей невесты выдать ее замуж, а также предварительно договаривался о сумме выкупа (хулăм укҫи) за невесту и о времени официального сватовства. В намеченный день отец жениха в сопровождении дяди и тетки жениха отправлялся к родителям невесты. Там в кругу родных и родственников невесты он подносил отцу невесты каравай хлеба и вручал денежный выкуп. А ему и его свите от имени невесты преподносили подарки (парне) – отрезы холста. Этим и завершалось сватовство (ҫураҫу).
Вторым значительным обрядом досвадебного цикла является обряд
договаривания о дне свадьбы. У верховых чувашей это происходило через три дня после сватовства. Жених один, верхом, ехал к невесте с вином и
положенными в такмак (кожаную суму) гостинцами. Тогда назначали день
свадьбы. Эта поездка жениха называлась кăмăл ҫолӗ (досл.: «приветная
дорога»). У низовых чувашей в подобном обряде участвовали родители жениха. А церемония называлась пăлчал леҫни (поездка с целью уговора о дне свадьбы). Впоследствии пăлчал (лепешки) раздавались всей родне. Это было своеобразным извещением о предстоящей свадьбе.
После назначения дня свадьбы к ней начинали готовиться все, кому
предстояло участвовать в ней. Жених, под руководством своих родителей,
избирал для свадебных церемоний следующих людей: 1) той поҫӗ (свадебный
голова), 2) хăйматлăх (посаженный отец), 3) мăн кӗрӳ (старший дружка), 4) кӗҫӗн кӗрӳ (младший дружка), 5) пӳлӗхҫӗ (служитель).
Свадьба
День свадьбы начинался с приглашения. Жених посылал верхом младшего
дружку собирать на свадьбу поезжан, и этот дружка, разъезжая по жениховой
деревне с подвязанным на шею лошади колокольчиком, приглашал на свадьбу такими словами:
Айтăр тоя!
Арăмли арăмне илтӗр,
Ачаллă арăм ачине илтӗр,
Ача ҫокли токмак илтӗр.
Пойдемте на свадьбу!
Жену имеющий пусть жену возьмет,
Ребенка имеющий пусть ребенка возьмет,
Ребенка не имеющий пусть колодку возьмет.
У верховых чувашей после специального одевания в амбаре жених с
младшим дружкой выходил на двор, где были расположены лавки (шыйлăк) и, с разрешения той поҫӗ, приказывал музыкантам, пузырникам и барабанщикам начинать играть. После пляски все поезжане и жених входили в избу к родителямс песнею. Это начало свадьбы называлось шăнкăлача.
В избе младший дружка потчевал всех поезжан и жениха пивом, после этого
надевал на одно плечо лук, а стрелы, вложив в кожаные ножны, подвешивал на кушак как шпагу. Нарядившись таким образом, младший дружка еще раз плясал под звуки пузырей и барабанов, приглашая к пляске других поезжан. По окончании танцев свадебный поезд отправлялся к невесте. Выехавши за полевые ворота жениховой деревни, той поҫӗ приказывал остановиться поезду. Здесь молились Торе и просили его содействия благополучному возвращению свадебного поезда.
У чувашей анатри начало свадьбы было несколько иначе. После напутственного слова родителей свадебная процессия направлялась по деревне, останавливаясь у родственников жениха. Закончив объезд, участники свадебного обряда в повозках и верхом на конях отправлялись в деревню невесты. При этом кӗрӳ нӳкерӗсем (дружинники жениха) ехали верхом, а остальные участники – на повозках .
Свадебные стороны жениха и невесты встречались друг с другом не сразу. У
верховых чувашей для жениховой свиты устраивали специальное место шыйлăк, где сидели жених с дружками. В то время свита невесты находилась в избе ее родителей. У низовых чувашей невеста уходила в отдельный дом, называемый вăй килли (дом игры), а свадебный поезд жениха останавливался в доме родителей невесты. Потом эти две стороны встречались и разыгрывали борьбу двух родов.
Основной репертуар свадебной поэзии связан с данным периодом свадьбы, во время которого исполнялись: мăн кӗрӳ такмакӗ (наговор дружки), хӗрҫум
юррисем (песни подружек невесты), кӗрнӳкер юррисем (песни дружины жениха), качча енчи туй арăм юррисем (песни женщин из свиты жениха), хӗр енчи туй арăм юррисем (песни женщин из свиты невесты), хӗр йӗрри (причитание невесты) и др.
Перед отъездом в сопровождении своей свиты жених выходил во двор и
усаживался верхом на коня. Брат невесты выносил на руках невесту и усаживал ее в повозку. Жених сходил с коня, принимал ковш пива из рук дружек невесты, благодарил их, затем снимал невесту с повозки и пересаживал в седло запасного коня. В это время невеста срывала со спины жениха ҫулăк (треугольный платок) и прятала у себя. После этого мужской свадебный поезд трогался в путь .
Перед тем, как сойти невесте с коня или свадебной повозки (кӳме),
проводился обряд высвобождения ног невесты из стремян (йăран тăпăлтарни). Проделывала это одна из младших сестер жениха. После такого обряда жених преподносил невесте пиво, сводил ее с коня и входил вместе с ней в дом своих родителей.
Другой значительный обряд, проводившийся в доме родителей жениха, -
ҫӗнӗ ҫын салми или хӗр ҫăмахӗ (клецки невесты). У низовых чувашей молодые становились перед столом и их накрывали кошмой. Потом младший брат жениха (пултăр) брал со стола деревянные трезубые вилы, подцеплял на их зубья клецки и, приплясывая, трижды подходил к невесте со словами:
Ай-хай, хай-хай, Ай-хай, хай-хай,
Йинке, салма ҫиетне? Тетя, хочешь ли салму?
Эс ҫимесен, хам ҫийӗп. Не хочешь - сам я съем.
В это время один из сидящих за столом брызгал на кошму суповым
бульоном. А мальчик срывал покрывало с головы невесты и убегал с ним в амбар. Обратно он вносил в горстях муку и обсыпал ею молодых. После этого кошма с них снималась, и молодая женщина принималась потчевать гостей.
У верховых чувашей новобрачных и старшего дружку с женою его (свахою)
ставили около шыйлăк и покрывали кошмою. Свадебный глава, помолившись навосток, с яичницею в чашке, приготовленною жидко на молоке, отведал сначала это кушанье, а потом плескал по ложке на покрытых кошмою. После этого младший дружка и две девушки поочередно плясали под звуки пузыря, а одна из них держала в руке на спичке вареную в молоке небольшую лепешку ҫăмах. У этой девушки молодая выкупала лепешку.
Послесвадебные традиции
К послесвадебным обрядам относятся: у верховых чувашей - сорпан сăри
(пиво в честь одевания сурпан), поса сăри (пиво в честь пенька), тавăрна
(обращение к родителям), хăта кӗртме (приезд сватов); у низовых - пӳлемӗк
чӳклени (жертвоприношение с пӳлемӗк) и ҫӗнӗ хăта кӗртни (приезд новых сватов).
Свадебная одежда
Свадебная одежда (туй тумě). Жених носил на свадьбе красиво расшитую рубашку (подарок невесты), суконный кафтан (чаще синего цвета), подпоясанный кушаком, серую смушковую шапку, сапоги, черные перчатки. Поверх кафтана у верховых чувашей жених надевал особое оплечье - украшение из разноцветного бисера на нитках, составлявших сетку, с раковинами по краям; ворот и передние края обшивались красным кумачом. В руках или за кушаком имелась нагайка.Жених и дружки повязывали перекинутое через плечо или обернутое вокруг талии полотенце – подарок невесты.
Свадебная одежда невесты состояла из вышитой рубашки, передника, суконного пустава или особо разукрашенного шубора пуçтăрлă шупăр, сапожек либо кожаных ботинок с чулками. На свадьбе в доме своих родителей невеста вначале надевала девичьи украшения и тухъю, а также свадебное покрывало. По древнему обычаю невеста дважды сбрасывала с головы покрывало и лишь на третий раз одевала его. Во время обряда "сурпан сырни" в доме жениха молодую одевали в костюм замужней женщины, голову обертывали сурпаном, надевали хушпу и все женские украшения.
Выделялись
своими одеяниями туй пуçě (предводитель
свадьбы), или мăн кěрÿ (старший дружка)
и туй арăмě (сваха). На свадьбу дружка
являлся в верхней одежде туй шупăрě (свадебный
халат). Это распашная одежда из белого
холста - длинная, прямая, без застежек.
Свадебный кафтан украшался богатой вышивкой,
нашивками из шелковых лент. Туй арăмě
поверх костюма с украшениями или кафтана
накидывала на спину специальный шелковый
или расшитый платок - знак ее особого
положения на свадьбе.
Среди свадебных предметов ярко выделялись
орнаментированные платки и покрывала
- это çулăк, кěрÿ тутри (наспинный наряд
жениха), ташă тутри (плясовой платок),
сăра тутри (покрывало на чиряс с пивом).
Свадебный стол
Свадебный стол включает многие традиционные кушанья: хапарту (каравай ), хуплу , пироги , пуре меч (ватрушка ), йава (колобок ), икерчё (лепеш ки), шарттан , чакат (сыр), суп , гусятина , каша (например , при выносе приданого ), пиво и т.д. Конечно , в современную эпоху подвергались значительной трансформации не только набор продуктов и блюд, но и нормы застолья.
Свадебные песни
Музыка и песни сопровождали все основные моменты свадебного церемониала и были органично вплетены в действо. Музыкальный фольклор свадьбы подразделялся на три вида: плач невесты хер йерри или хер хюхлеве, песни родственников жениха арсин туй юрри и песни родственников и подруг невесты - хер туй юрри. Каждый из этих циклов различался по содержанию и выражал намерения, пожелания и впечатления исполнявших их сторон. Различия имелись и в мелодической структуре: песни родственников жениха и невесты, как правило, исполнялись на одну мелодию, а плач невесты - на особую. |
Основной смысл песен
женихова поезда заключался в объяснении
целей визита, так как их исполняли
уже непосредственно в доме невесты,
а также в расхваливании |
Высказывались также пожелания невесте как новой родственнице быть приветливой, доброй к родне мужа. |
В песнях невестиной стороны, наоборот высмеивались и обличались недостатки жениха. |
Родня невесты сокрушалась по поводу предстоящей разлуки с ней, ее судьбы на чужбине - сич ют. |
Плач невесты был по сути прощальной песней невесты, увозимой на чужбину. Обращаясь к каждому родственнику с отдельным куплетом она упрекала их за раннее замужество и просила не забывать. |
Тексты песен, как и плача были во многом импровизацией исполнителей - участников свадебного обряда, на традиционную, широко бытующую мелодию с четкой ритмической структурой и устойчиво закрепленными образными блоками-текстами, и надо предполагать, периодически обновлялись, но существовали также достаточно устойчивые тексты песен, распространенные на значительных территориях. Тексты и мелодии свадебных песен были достаточно устойчивы и сохраняли исторически сложившуюся форму на протяжении нескольких столетий.
Анализ музыкального фольклора
левобережных чувашей показывает, что
наибольшую близость текста и мелодий
свадебные песни самарских |