Славянские боги высшего уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 08:07, творческая работа

Краткое описание

Ось мира есть святое дерево — ясень, на котором в своих светлых палатах пребывает верховный бог Сварун. Корни его простираются по всему подземному царству Чернобога. Корень его четверо-лапый: один корень идёт на юг, второй — на восток, третий тянется к северу, а четвёртый — к западу. Мелкие серёжки в его ветвях — солнце, месяц и звёзды. Так ясень связывает подземное, землю и небо. Из-под дерева мира бьёт ключ чистой, живой воды, кото-рая оздоровляет и воскрешает из мёртвых.

Содержание

1.Творение мира

2.Славянские боги высшего уровня

3.Славянские боги среднего уровня

4.Славянские боги низшего уровня

Вложенные файлы: 1 файл

мифы и легенды др. славян.ppt

— 4.65 Мб (Скачать файл)

Шумилова София

3 «а» класс

МОУ «Лицей №6»

  • 1.Творение мира

 

  • 2.Славянские боги высшего уровня

 

  • 3.Славянские боги среднего уровня

 

  • 4.Славянские боги низшего уровня

 

  • Была сначала везде  вода; бог и послал доставить земли со дна морского птицу.   Бог велит ей выхаркнуть землю: «Да смотри, ничего не утаивай»; она выхаркнула, и стала везде ровная земля. Только немножко она во рту утаила. И почала у ней та земля во рту расти. Она и взмолилась богу: «Господи, ведь я земли-то утаила, не всю выхаркнула». — «Ну, не ладно  делать нечего, выхаркивай остальную».
  • Она выхаркнула. И сделались от того горы по всей земле.
  • Ось мира есть святое дерево — ясень, на котором в своих светлых палатах пребывает верховный бог Сварун. Корни его простираются по всему подземному царству Чернобога. Корень его четверо-лапый: один корень идёт на юг, второй — на восток, третий тянется к северу, а четвёртый — к западу.  Мелкие серёжки в его ветвях — солнце, месяц и звёзды. Так ясень связывает подземное, землю и небо. Из-под дерева мира бьёт ключ чистой, живой воды, кото-рая оздоровляет и воскрешает из мёртвых. 
  • Первый огонь к нам прилетел с Перуном. Да с этим огнём не везло никому, пока одному старому колеснику не пришла счастливая мысль выстругать ясеневый клинок, приставить его к веретену, сильно прижимаючи, и начать смычком тереть то сюда, то туда. Глядь, пошёл дым с веретена, да так заполыхало, как от костра..
  • Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал неизмеримые слои .
  • Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света жизнь и томящая нега разлились по недрам её...
  • Из недр её вылетали поднебесные птицы,  выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые.
  • Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове  яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился.
  • Перун — славянский бог грозы, бог грома и молнии.
  • Перуна  считали покровителем воинов. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь.
  • Перуну было посвящено животное — дикий тур.
  • Было у Перуна и своё дерево — дуб, и любимый цветок — ирис, который распускается, когда гремят первые грозы.
  • Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца. Даждьбог значит «податель всех благ». Даждьбог ездит по небу в прекрасной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых лошадей с золотыми крыльями. А солнечный свет исходит от огненного щита. Ночью он пересекает Океан на ладье, запряжённой лебедями. Славяне верили, что бог Солнца поможет им.
  • Световид считался хранителем и продолжателем рода, прародителем, давшим свет и жизнь. Отсюда и святки — игры в честь бога Световида.
  • Четыре лица Световида указывают, что власть его распространяется «на все четыре стороны».
  • Ярила — бог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с идеей плодородия и весенней мощи.
  • Иногда Ярила представал перед людьми весной мальчиком на молодом жеребце, летом — взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью — стариком на старом коне. Люди знали: пройдёт зима, и Ярила вернётся.
  • Само название этого божества созвучно слову «благо». Его считали хранителем и подателем добра, удачи, справедливости, счастья. Древние славяне для установления виновности или невиновности человека использовали испытание железом. Подозреваемому  давали в руки раскалённый кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того, чья рука оставалась невредима, признавали правым. Отсюда понятие «клеймённый железом» издревле было равнозначно «клеймённый позором».
  • Это ужасное божество считалось началом всех злоключений. С ним, властителем подземного мира, связаны такие понятия, как «чёрная душа», «чёрный день». Изображался Чернобог облачённым в броню, с лицом, исполненным ярости, с копьём в руке, готовый к нанесению всяких зол.
  • Лада — богиня любви, красоты и очарования.
  • Лель был старшим сыном Лады, вторым сыном был Полеля — бог брака. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь.
  • Третий сын Лады — Дид, бог супружества. Как и его брат Полеля, Дид всегда молод.
  • Богиня Дидилия — хранительница рода и детей — также из семейства Лады.
  • Божество из преисподней, один из главных служителей Чернобога, он считался также судьёй над мёртвыми..
  • Ний связан также с сезонной смертью природы во время зимы. Кроме того, этот бог считался насылателем ночных кошмаров, видений и привидений.
  • Кощей символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы.
  • Кикимора — божество сна, ночных видений, страхов.
  • Баба-яга — очень злая и старая колдунья, хотя изначально и являлась положительным божеством славян — хранительницей (берегиней) рода и традиций. Постепенно ей стали придавать злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера.
  • Лешие считались обитателями и хранителями лесов.
  • Водяные духи живут в глубоких местах рек, в великолепных домах.
  • Домовые живут в домах и дворах. Считалось, что если домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, обо всём заботится и у самого хозяина бороду заплетает в косы.
  • Русалки первоначально в славянской мифологии были берегинями, помогавшими странствующим, плывущим, терпящим бедствие добраться до берега. Позднее стали считать, что это утопленницы и что они особенно опасны для людей в русальную ночь перед Иваном Купалой.

Информация о работе Славянские боги высшего уровня