Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 22:11, курсовая работа
Целью этой работы является многостороннее рассмотрение этих соотношений, для чего, прежде всего, следует дать определения каждому понятию. Однако следует заметить, что эти понятия крайне широки, и в различных системах мысли рассматриваются по-разному. И, так как именно в религиозных системах мысли, и в особенности – в теизме, учения о нравственности, морали и, собственно, религии, как таковой, а также их соотношениях являются наиболее разработанными, то в данной работе они будут рассмотрены, по большей мере, именно в рамках этих систем, и в этих же рамках будут рассмотрены всевозможные соотношения религии и нравственности.
Введение 2
Понятия «нравственность» и «мораль» в религиозных и нерелигиозных системах мысли 4
Этимологическая характеристика «морали» и «нравственности» 4
Соотношение понятий нравственности и морали 5
Соотношение понятий нравственности и морали по Гегелю 6
Соотношение понятий морали и нравственности по Библеру В.С 6
Соотношение понятий морали и нравственности в религиозной системе мысли 7
Другие варианты соотношений понятий морали и нравственности 8
Вывод 9
Понятие «религия» в различных системах мысли 10
Происхождение слова «религия» 12
Сущность религии 13
Соотношение религии и нравственности 15
Религиозная нравственность 15
Критика атеизмом религиозной нравственности 17
Различия между моралью и религией 19
Нравственность и святость 21
Вывод 25
Заключение 26
Список литературы 27
Оглавление
Введение 2
Понятия «нравственность» и «мораль» в религиозных и нерелигиозных системах мысли 4
Этимологическая характеристика «морали» и «нравственности» 4
Соотношение понятий нравственности и морали 5
Соотношение понятий нравственности и морали по Гегелю 6
Соотношение понятий морали и нравственности по Библеру В.С 6
Соотношение понятий морали и нравственности в религиозной системе мысли 7
Другие варианты соотношений понятий морали и нравственности 8
Вывод 9
Понятие «религия» в различных системах мысли 10
Происхождение слова «религия» 12
Сущность религии 13
Соотношение религии и нравственности 15
Религиозная нравственность 15
Критика атеизмом религиозной нравственности 17
Различия между моралью и религией 19
Нравственность и святость 21
Вывод 25
Заключение 26
Список
литературы 27
Введение
О таких понятиях, как мораль и нравственность, как о регулирующих основах человеческого поведения, сейчас можно услышать повсюду. Решение проблемы развития нравственности считается необходимым для социума, и история демонстрирует, что данная проблема остро стояла на протяжении веков, начиная от античности и заканчивая современностью. Практически все ведущие мировые мыслители уделяли проблемам морали и нравственности свое внимание, отмечая, таким образом, неоспоримую важность и значимость таковой. И внимание уделялось как практической стороне вопроса о том, как проявляет себя нравственность в человеке, как «привить» ее обществу для создания культурного социума, так и теоретической, которая включает в себя вопрос о том, чем являются мораль и нравственность, как таковые, существуют ли между ними различия и как они вообще зарождаются в людях.
На этот счет существует великое множество теорий, которые можно кратко классифицировать как те, которые придерживаются той позиции, что мораль и нравственность в человека заносятся «извне», искусственно воспитываются в нем обществом, передающим ему свой опыт и опыт предыдущих поколений, и те, которые утверждают, что нравственность существует в том или ином виде в человеке изначально. Безусловно, каждую из этих теорий можно подвергнуть сомнению и критике, но первые, которых по большей мере придерживается атеистическая мысль, выглядят малоправдоподобно, и вероятным исходом такого могло бы быть погружение человечества в анархию и варварство. Поэтому следует признать наличествующей в человеке изначальной нравственности, регулирующей затем всю его жизнь и поведение в обществе.
Религиозные мыслители называют источником этой изначальной нравственности Бога, признают Его абсолютным идеалом нравственности, и именно у этих мыслителей теории нравственности являются наиболее разработанными, и именно таковым теориям следует уделить наибольшее внимание. Религия, как считают они, имеет огромную и неотъемлемую нравственную составляющую. Более того, существует масса мнений, сводящаяся к тому, что именно нравственность лежит в основе любой религии. Другие же считают данное утверждение глубочайшим заблуждением, подрывающим саму сущность религии, и способным завести человека в тупик. Поэтому вопрос соотношения религии, морали и нравственности крайне важен.
Целью этой работы является многостороннее рассмотрение этих соотношений, для чего, прежде всего, следует дать определения каждому понятию. Однако следует заметить, что эти понятия крайне широки, и в различных системах мысли рассматриваются по-разному. И, так как именно в религиозных системах мысли, и в особенности – в теизме, учения о нравственности, морали и, собственно, религии, как таковой, а также их соотношениях являются наиболее разработанными, то в данной работе они будут рассмотрены, по большей мере, именно в рамках этих систем, и в этих же рамках будут рассмотрены всевозможные соотношения религии и нравственности.
Для выполнения поставленных целей будут в первую очередь рассмотрены различные варианты соотношения морали и нравственности в рамках религиозных и нерелигиозных систем, созданных различными исследователями, для ответа на вопрос о наличии или отсутствии разницы между определениями в этих понятиях. После чего будет рассмотрена с различных позиций религия, ее сущность и поведение морали и нравственности внутри нее.
Таким образом, в данной работе будет предпринята попытка найти ответы на следующие вопросы:
Для
ответа на эти вопросы и рассмотрения
их с различных позиций будут
использованы работы философских, религиозных,
филологических исследователей, а также
исследователей в области педагогики
и психологии.
Понятия
«нравственность» и
«мораль» в религиозных
и нерелигиозных системах
мысли
Данные
понятия чрезвычайно сложно рассматривать
в отдельности друг от друга, ведь только
со времен философии Гегеля предпринимаются
попытки развести их значения. И даже в
современном мире в умах людей нравственность
и мораль практически всегда являются
синонимами или, по крайней мере, словами
с чрезвычайно близкими значениями. Поэтому
невозможно дать точного определения
этим понятиям без их лингвистической
характеристики и дальнейшего соотношения.
Этимологическая
характеристика «морали»
и «нравственности»
Исторически эти слова всегда существовали, имея одинаковое значение. Понятие «мораль» происходит от латинского «mores» которое можно перевести как «нрав», «обычай», «характер». В этом плане слово «нравственность» является своеобразной калькой слово «мораль», что уже указывает на родственность этих понятий.
Прилагательное «моральный» (moralis) искусственно, и было сконструировано Цицероном от того самого для точного перевода аристотелевского понятия «этического» с греческого языка на латинский.
Сам же по себе термин «этический» возник из в древнегреческого языка и был образован от слова «этос», под которым первоначально понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо, и которое в последующем стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер. Изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слов «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, c одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх – природный аффект, память – свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области значения и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика». Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. В ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность». Они, на сколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich), и от него уже – новое существительное «нравственность» (Sittlichkeit).
И, как мы можем видеть, первоначально три разных слова обозначают один термин, имеют один и тот же смысл, и лишь позднее «этика» становится термином, обозначающим науку, предметами изучения которой являются мораль и нравственность, которые в свою очередь по-прежнему имеют схожие значения, между которыми проходит столь тонкая грань, что многие ставят знак равенства между двумя этими понятиями.
Подобный
анализ иллюстрирует тот факт, что
наибольшее различие между понятиями
нравственности и морали лежит в
лингвистическом, а не в смысловом
аспекте, а потому для конкретного
определения каждого необходимо дальнейшее
соотношение этих понятий.
Соотношение
понятий нравственности
и морали
Попытки
провести границу между двумя
этими понятиями
Соотношения
понятий нравственности и морали по
Гегелю
Существуют
также различные попытки
«Различия между понятиями «мораль» и «нравственность» Гегель проводил в работе «Философия права. Согласно вышесказанному, неправильно говорить о морали иудаизма, морали христианства, морали ислама, коммунистической морали, поскольку мораль универсальна. И наоборот, следует употреблять выражения: нравственность иудаизма, этика иудаизма, нравственность христианства, этика христианства, нравственность мусульман, этика Ислама, коммунистическая нравственность.»1
Интересен
также и тот факт, что различные
исследователи затем
Соотношение
понятий морали и нравственности
по Библеру В.С
В
отечественной философии
«Он считает, что мораль и нравственность есть две сферы человеческой этики в реальном их сопряжении. "В предлагаемом сопряжении, – пишет В.С. Библер, – я понимаю мораль как устоявшуюся в нормах и предписаниях (как надо себя вести, чтобы жить достойно...) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются, уплотняются, обезличиваются в веках, утрачивают историческое напряжение, культурную изначальность, единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше нисходящей освященностью. В автоматизме повседневной жизни такие закрепленные извне (кодексы морали) и изнутри (императивы добра) моральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем состоит единственно правильное поведение, абсолютно необходимы. Но в трагедийные моменты нашей жизни такие нормы отказывают, обнаруживая свою вненравственную закраину. На мой взгляд, нравственность воплощается не в моральные нормы, но в трагедийные перипетии свободного личного поступка. Эти перипетии формируют коренные Образы личности – образы культуры различных исторических эпох... Нравственность есть (это и "настоящее время" и "логическое определение") всеобщее сопряжение, диалог ключевых исторических нравственных средоточий!".»2
Итак,
мораль Библер понимает как форму
нравственности, а потому она рассматривается
у него шире. Немаловажен тот факт, что
философ указывает на то, что таковое соотношение
морали и нравственности принадлежит
лично ему, а потому снова невозможно делать
вывод об абсолютности этого соотношения.
Соотношение
понятий морали и нравственности
в религиозной системе мысли
Рассматривая поведение нравственности внутри религии, религиозные мыслители также задаются вопросом об определении этого понятия, о наличии или отсутствии отличия между этим определением и определением понятия морали. Решая этот вопрос, исследователи либо используют одну из уже готовых концепций, в которых нравственности и морали присваиваются нетождественные значения и они рассматриваются по-разному, либо создают собственную.
Однако в основном в исследованиях, посвященных соотношению нравственности и религии, авторы опускают разведение этих понятий, используя либо лишь одно из них, либо вовсе заменяют их понятием «этика».
Информация о работе Соотношение понятий морали и нравственности