Сущность и функции религии как вида духовного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:19, реферат

Краткое описание

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Содержание

Понятие морали………………………………………………………………………2
Функции морали……………………………………………………………..........3
Философия и мораль: выводится ли добро из знания?........................................7
Сущность и функции религии как вида духовного производства………………..8
2.1. Философия и религия: проблема веры…………………………………………9
3. Понятие традиции в современном идеологическом сознании……………………..10
4. Сходство и различие морального и религиозного сознания………………………..12
4.1. Вклад религиозных мыслителей в развитие нравственной культуры……...13
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 63.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Понятие морали………………………………………………………………………2

    1.  Функции морали……………………………………………………………..........3

    1.  Философия и мораль: выводится ли добро из знания?........................................7

  1. Сущность и функции религии как вида духовного производства………………..8

    2.1. Философия  и религия: проблема веры…………………………………………9

3. Понятие традиции в современном идеологическом сознании……………………..10

4. Сходство и различие  морального и религиозного сознания………………………..12

       4.1. Вклад религиозных мыслителей  в развитие нравственной культуры……...13

Заключение……………………………………………………………………………….16

Список используемой литературы………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие морали.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в  первобытном обществе, и выступала  регулятором поведения людей  во всех сферах общественной жизни: в  быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых  складывались взаимоотношения между  людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны  для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к  человеку и требования общества к  человеку. В ней представлены правила  поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и  к обществу.

Нравственное сознание пронизывает  все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют  идейную основу, они связаны с  пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение  должно соответствовать соответствующим  идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют  понятия добра и зла, чести  и достоинства.

Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.

По определению, мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных  норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно  подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы  могут быть совершенно иными. Моральную  оценку всегда осуществляют посторонние  люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа. Как заметил английский писатель Джером К. Джером, «самый тяжёлый  груз - это мысль о том, что скажут о нас люди». В отличие от морали нравственность предполагает наличие  у человека внутреннего нравственного  регулятора. Можно, таким образом, утверждать, что нравственность - это личная мораль, самооценка.

Некоторые теологи и философы, например Иммануил Кант, полагали, что у человека имеются врождённые представления  о добре и зле, т.е. внутренний моральный закон. Однако жизненный  опыт не подтверждает этот тезис. Иначе  как объяснить тот факт, что  у людей разных национальностей  и вероисповеданий правила морали порой очень отличаются? Ребёнок  рождается безразличным к каким-либо моральным или нравственным установлениям  и приобретает их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить  нравственности так же, как мы учим их всему остальному – наукам, музыке. И это обучение нравственности требует  постоянного внимания и совершенствования.

Очень интересны с точки зрения происхождения морали исследования ученых – этологов. Начав исследовать  поведение животных, этологи довольно быстро обнаружили, что те естественнонаучные объяснения, которые подходят к животному  царству, вполне применимы и в  отношении человечества в целом. Вернее не сами объяснения, а общие  принципы подхода к решению различных  проблем - от агрессии, эгоизма и  альтруизма до культуры, этики и морали. Хотя разброс весьма широк, те исследования, которые положены в основу этих объяснений, обладают всеми признаками научного подхода, т.е. формулировкой гипотез, подлежащих тщательной проверке.

Соответственно целесообразно  здесь привести этологическое определение  морали. Мораль - проявление совокупности врожденных и приобретенных в  процессе социализации актов поведения  и схем (шаблонов) мышления направленных на сохранение и адаптацию человечества (как вида) к изменяющимся условиям существования. Что необходимо подчеркнуть  особо в связи с этим определением?

Хотя этимологически мораль, этика  и нравственность - одно и то же понятие, только выраженное сначала греческим, потом латинским и, наконец, славянским корнем (привычка, обыкновение, нрав) - здесь выделено два направления. Первое, это личная мораль (далее  нравственность), которая представляет собой некий слепок некой общественной морали в сознании определенного  человека (конкретные “...акты поведения  и шаблоны мышления” в голове отдельно взятой личности, выраженные в нравственных качествах этого  индивидуума, т.е. милосердии, благотворительности, чести, совести и т.д. и т.п.). Второе, это социальная мораль - некий набор (совокупность) «актов поведения и  схем (шаблонов) мышления», которые  бытуют в определенное время в  определенном социуме. Стоит подчеркнуть, что хотя нравственность и мораль - понятия взаимосвязанные, они представляют собой разноуровневые нормативные  регуляторы, только если нравственность действует на уровне отдельного индивидуума, то мораль на уровне групп людей. Вышеуказанную  взаимосвязь можно пояснить, воспользовавшись аналогией: мораль и нравственность похожи на матрицу и оттиск, который  получается под воздействием этой матрицы.

1.2. Функции морали.

Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений  всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых  может вступить в противоречие с  потребностями и интересами других людей или общества в целом. По "закону джунглей" эти противоречия могли разрешиться через утверждение  сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению  человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения  способа регулирования конфликтных  ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало  покинуть его, а это означало гибель.

Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения.

В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила  поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. В первобытном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказания имела  жесткий характер.

С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления  о нормах и правилах поведения, которые  обусловлены социальными и экономическими интересами.

Нравственные нормы, отраженные в  категориях добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества.

Понятие нравственности является диалектически  изменчивым, и рассматривать его  необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категориями, которые  определяют моральные принципы человечества и в то же время сами определяются социальной деятельностью. Ф. Энгельс  был прав в том, что "представления  о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили  одно другому". Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы  как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными  правилами любого общества.

Но представления о моральном  долге человека с течением времени  значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в  эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние  угнетенных не бралось во внимание.

В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное  и интеллектуальное. Эмоциональное  начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные  чувства, представляющие личное отношение  к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания  моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий  добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь  и соотношение этих начал в  нравственном сознании может быть различным  в разные исторические эпохи и  в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени.

В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием  нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей  является уже имеющийся у них  уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей  в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.

Нравственный идеал является абстрактным  по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей  связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания - это формирование единства нравственного сознания и  нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества.

Понимание общечеловеческих ценностей  возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в  социальном плане, когда она поднимается  до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен личностью  не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство  человека.

Чувства человека как элемент нравственного  сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного  отношения человека ко всем социальным явлениям.

В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия  добра и зла, справедливости). В  оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может  оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса.

В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный  выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при  этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных  желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу  являются объективной необходимостью существования человечества.

Категория свободы связана с  понятием ответственность и справедливость. Для современного общества нет справедливости без свободы, так же, как и нет  свободы без справедливости и  ответственности, нужна свобода  от силы, принуждения и лжи.

Нравственное сознание связано  с другими формами общественного  сознания, оно оказывает на них  влияние и, прежде всего такая  связь просматривается с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют  нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения  в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают  как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации  общества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает  немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный  характер, и, наоборот, преступившие закон  люди являлись нравственным примером. В идеальном варианте в праве  должна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов  встречает немало трудностей и объективного, и субъективного характера. Сложности  субъективного характера связаны  с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными, кроме того, в праве отражаются интересы определенных социальных групп, поэтому право может вступить в противоречие с общественной моралью.

Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем  отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные  обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается  обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить  свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому  выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного  сознания. Следует отметить то, что  нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что  мораль смогла бы оценить должным  образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное сознание человека может  опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного  мира очень часто подталкивали людей  не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и  усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.

Информация о работе Сущность и функции религии как вида духовного производства