Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:13, реферат
В своей работе я попыталась изучить православную историю Томска, историю отдельных храмов нашего города, интересных икон. Но помимо этих вопросов я занялась такой темой как исследование духовно-нравственного развития современной молодежи и воспитание православной культуры.
Основной целью, поставленной при работе с заданной темой, для меня было изучение томских икон, храмов, соборов, церквей и их истории. Однако, в процессе работы я установила еще одну цель - изучение отношения современной молодежи к православной истории Томска, к православной культуре.
Введение.
Раздел I.
1. История Томска
2. Православная история Томска.
Раздел II.
1. Томск православный сегодня.
2. Богоявленский собор.
3.Храм Святаго Благоверного Александра Невскoгo
4.Свято-троицкая церковь.
5.Петропавловский собор.
6. Воскресенская церковь.
7. Знаменская церковь.
8.Петропавловская церковь.
Раздел III.
1.Иконы Томской земли.
2.Икона блаженной Матроны Московской.
3.Образ иконы Живоначальной Троицы.
4.Образ Божией Матери «Неупиваемая чаша».
5.Образ чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть».
Раздел IV.
1.Анкетирование
Заключение
Список литературы
2.Богоявленский собор.
Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной на этом месте еще в 1630 году. После учреждения в 1666 году томской кафедры именно эта церковь получила статус собора, хотя тогда епископ так и не был назначен в Томск. Храм не однократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. В 1777 году возле уже обветшавшего деревянного храма был заложен нынешний каменный, а 23 ноября 1784 года он был освящен. Позже к храму стали пристраиваться приделы - пророка Илии, Спаса Нерукотворного и архангела Михаила. Храм имеет особое значение для истории Томской земли: именно в Богоявленском соборе на праздник преображения Господня в 1804 году было все народно объявлено о создании Томской губернии. С 1892 года при соборе существовало попечительство о бедных, с 1898 года - церковноприходская школа. При храме работала библиотека, насчитывавшая 400 томов книг. Поскольку храм был посвящен Богоявлению (Крещению Господню), его иногда называли Христокрещенским. Ежегодно на престольный праздник 6/19 января отсюда совершался общегородской Крестный Ход "на Иордань" для Великого освящения воды в реке Томи. После революции, в 1930-е годы, храм был закрыт. С 1941 по 1989 год в нем размещался завод резиновой обуви. В 1997 году полуразрушенный, обезображенный до неузнаваемости храм был возвращен Русской православной Церкви. В 2000 году в церкви были возобновлены ежедневные богослужения. В настоящее время попечением губернатора Томской области В.М.Кресса собор полностью восстановлен. 26 января 2003 года состоялось его великое освящение. В настоящее время собор является Кафедральным.
Главной святыней Богоявленского собора является частица мощей святого Beликомученика и целителя Пантелеимона, жившего в 3-м веке. Ему Господь даровал особую благодать - исцелять человеческие болезни и немощи. Каждую среду после вечернего богослужения эта святыня в особом ковчеге выносится из алтаря на середину храма и перед ней совершается Акафист святому угоднику Божию, по окончании которого каждый человек может приложится к святым мощам и вознести перед ними молитву о себе и своих близких.
В алтаре собора висит Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частицу того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. На Крестопоклонной неделе (третье воскресенье Великого Поста) и в праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) Распятие выносится на середину храма для общего поклонения.
3.Храм Святаго Благоверного Александра Невскoгo
В 1850 году на улице Александровской (ныне ул. Герцена) была построена тюрьма - исправительное арестантское отделение N2. В 1856 году рядом со зданием тюрьмы был заложен фундамент будущего храма. В 1877 году церковь, нареченная именем святого благоверного князя Александра Невского, была освящена. В 1920 году церковь была закрыта, купола были наполовину разрушены, а кресты сбиты. Внутреннее помещение храма было разделено перекрытиями на два этажа. Вначале 90-х годов храм и часть помещений арестантских рот были переданы Русской Православной Церкви. В 1992 году здесь разместилась вновь открытая после более чем 70-летнего перерыва Томская Духовная Семинария, и тогда же были возобновлены храмовые богослужения. Ныне, при храме расположено регентское отделение Томской духовной семинарии. При храме действует и самая большая в Томске воскресная школа для детей (с трехгодичным обучением) и взрослых, а также богословские курсы для мирян. Главной святыней храма является икона святого благоверного великого князя Александра Невского с частицей его мощей.
4.Свято-Троицкая церковь
Уже более полутора столетий юго-восточный
мыс Воскресенской горы венчает
белое здание Свято-Троицкой церкви.
Она строилась для
Среди храмовых святынь прежде всего следует назвать икону с частицей мощей священномученика Харалампия. За ревностное проповедание веры Христовой святой Харалампий предстал перед мучителями в возрасте 113 лет. Перед мученической кончиной он молился Господу: "Идеже положены будут мощи мои и память моя будет почитаться, да не будет на месте том глада и мора или злотворного воздуха, погубляющего плоды, но да воцарятся в этом месте - мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина; и спаси, Господи, души людей тех. "
5.Петропавловский собор.
На возвышенном склоне горы, спускающемся к пойме р. Ушайки, к востоку от исторического центра города, возвышается 6-купольный собор во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. С 17 века возвышенность эта известна в Томске как \"Мухин бугор\" - по имени раскаявшегося разбойника Мухи, бывшего грозой окрестных лесов на рубеже XVII-XVIII веков. До постройки храма на этом месте долгое время стоял деревянный поклонный Крест и часовня. 31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, южный - в честь обретения главы св. Иоанна предтечи, а северный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Купола храма, увенчанные сверкающими позолотой крестами, имели небесно-лазурный цвет и были украшены вызолоченными восьмиконечными звездами. В 1920-е годы храм был захвачен раскольниками-обновленцами, а 8 февраля 1940 года церковь была совсем закрыта властями и вскоре стала складским помещением Поросинского спиртзавода. Но уже 19 октября 1944 года храм был возвращен Русской Церкви. При осмотре храма на колокольне была найдена единственная уцелевшая икона Знамения Божьей Матери и поныне находящаяся в храме.
Особое внимание богомольцев, приходящих в храм, привлекает образ святителя Николая, вставленный в опаленный огнем кивот. В 1985 году в соборе вспыхнул пожар. Огонь стал быстро распространяться по храму, безжалостно уничтожая церковную утварь и другие храмовые принадлежности. Однако разбушевавшееся пламя, дойдя до иконы святителя Николая и частично опалив кивот, внезапно было остановлено молитвами Угодника Божия без всякого человеческого вмешательства. В память о чудесном спасении храма было решено не менять обгоревший кивот и до ныне обрамляющий святой образ.
6.Воскресенская церковь.
Воскресенская церковь - почти ровесница Томска. Первоначальный деревянный храм был построен в 1622 году и находился восточнее нынешнего каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря. Вскоре, в 1626 году, монастырь был закрыт, и Воскресенская церковь стала приходской. Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года. Нижний придел в честь Успения Божией Матери был освящен 18 октября 1803 года. Через несколько дней деревянный Воскресенский храм был разобран и вывезен на берег р. Томи со всей утварью, где его полностью сожгли, а прах развеяли по ветру над рекой - таков был обычай. 16 июня 1807 года был освящен верхний престол храма - в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. С 1892 года при церкви действовало попечительство о бедных. В 1896 году была открыта церковно-приходская школа. 19 декабря 1897 года на отдельно стоящую к западу от храма каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова. Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 16640 кг. Горожане нарекли его "Томским Царь-колоколом". В 19ЗО году колокол был снят, разбит на куски и вместе с колоколами других Томских церквей пошел на переплавку. В 19З6 году храм был закрыт. 16 августа 1995 года Воскресенская церковь была вновь освящена и начала свою новую жизнь.
7.Знаменская церковь.
Согласно легенде, первоначальный
деревянный храм во имя Знамения Божьей
Матери был выстроен дворянином Качаловым
из г. Углича, жители которого все были
сосланы в Сибирь в 1593 г. за убийство царевича
Дмитрия. Каменный храм был заложен в 1789
г., главный алтарь освящен 9 ноября 1810
г. Архитектурный стиль -сибирское барокко.
По множеству и ценности святых мощей
и особо чтимых христианских реликвий,
главная среди которых -- Ковчег с частью
животворящего Древа Господня, церковь
относилась к числу наиболее значимых
и уникальных храмов и являлась святыней
Томска. В одном из приделов церкви находились
две иконы, в которых было 73 частицы мощей
различных Святых, привезенные основателем
церкви Качаловым (для сравнения: в Успенском
соборе в Сергиевом посаде в иконах было
22 Святые частицы).
После победы Октябрьской революции в
России церковь в 1920 г. была национализирована
и передана в пользование верующим. В конце
декабря 1932г. между общинами Знаменской,
Никольской церквей и Благовещенского
собора произошел обмен храмами, в результате
которого община Знаменской церкви заняла
Благовещенский собор, а в Знаменскую
церковь перешла община староцерковников
ориентации митрополита Сергия Нижегородского
из Никольской церкви и была перенесена
кафедра епископа сергиевской ориентации.
В 1934 г., 25 марта, постановлением Западно-Сибирского
Крайисполкома церковь была закрыта под
предлогом ветхости храма и малочисленности
общины.
Восстановление храма началось в 1991 г.,
когда он был передан речпортом Томскому
благочинию по закону "О возвращении
культовых зданий". Реставрация храма
была поручена Свято-Троицкой общине и
настоятелю протоиерею Николаю Яськову.
На средства прихожан и ведутся работы.
Это уникальный случай, когда община одного
храма восстанавливает другой. Первым
был отреставрирован северный придел,
которому вернули имя Свят. Николая. Здесь
же хранится древняя редкая икона Святого
с частицей его мощей. Освящение было проведено на Пасхальной
седмице в 1996 г. епископом Новосибирским
и Бердским Сергием. Настоятелем является
прот. Николай Яськов.
8.Петропавловская церковь.
Церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла была заложена 14 мая 1907 года недалеко от спичечной фабрики торгового дома "Евграф Кухтерин и сыновья". 31 августа 1908 года она была освящена святителем Макарием (Невским). Для воспитания и обучения детей служащих и рабочих фабрики и других предприятий торгового дома 22 октября 1907 года при строящемся тогда еще храме была открыта церковно-приходская школа с четырехгодичным курсом обучения. В 1920 году храм был закрыт и отдан под клуб Спичечной фабрики. В 1993 году здание храма было возвращено Русской православной Церкви, вновь освящено.
РАЗДЕЛ III.
1.Иконы Томской земли.
В этой части своего исследования я изучила некоторые томские иконы либо иконы, чьи образы находятся в Томске.
2.Икона блаженной Матроны Московской.
Сейчас эта икона [образ] находится в соборе во имя святых первоверховных Петра и Павла.
Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее — Димитрий и Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил, и две сестры — Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды.
При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей.
Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».
При крещении
девочка была названа Матроной в
честь преподобной Матроны
О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник, опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при крещении. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Еще отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно».
Он добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивленные и испуганные родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он действительно только что скончался.
Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца — на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть, мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», — отвечала девочка. «Милая дочка, — опомнилась Наталия, — прости меня! А я-то все тебя ругаю...»
Подруга Наталии позже рассказывала, что, когда Матрона была еще младенцем, мать жаловалась: «Что мне делать? Девка грудь не берет в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, разбудить ее невозможно».
Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними.
С восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных.
Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.
Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого — такова была воля Божия».
До конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее — в разных домах и квартирах, где она находила приют, — продолжалось еще пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.