Тоталитарные секты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:58, реферат

Краткое описание

В ноябре 1978 года весь мир был потрясен, узнав о страшном конце возглавлявшейся Джимом Джонсоном секты « Народный храм». На жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах, лежащих на поляне посреди тропического леса. Всего 912 человек уверовали в в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших внутренности, а затем затихнуть навсегда.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Основные черты тоталитарных сект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1Признаки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2Методы манипулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3Вербовка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.3.1.Методы вербовки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.Отличие тоталитарных сект от церквей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3.Тоталитарные секты в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по религиоведению - копия.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

по дисциплине:

Религиоведение

 

на тему:

" Тоталитарные секты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.Основные черты тоталитарных  сект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

     1.1Признаки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

    1.2Методы манипулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

       1.3Вербовка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

          1.3.1.Методы  вербовки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

2.Отличие тоталитарных сект  от церквей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

3.Тоталитарные секты в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

         Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В ноябре 1978 года весь мир  был потрясен, узнав о страшном конце возглавлявшейся Джимом Джонсоном  секты « Народный храм». На жутких  кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах, лежащих на поляне посреди тропического леса. Всего 912 человек уверовали в в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им  матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших внутренности, а затем затихнуть навсегда.

Так мир воочию увидел исходящую от тоталитарных сект  смертельную опасность. Это был  первый ставший широко известным  в современном мире случай, продемонстрировавший смертоносность религиозного тоталитаризма. Первый, но к сожалению, не единственный.

В настоящее время  существует много различных сект. Но, пожалуй, самыми опасными являются секты тоталитарного типа, которые  активно используют в своем учении методы фашизма. Тысячи образованных, умных и на вид благополучных людей позволяют втягивать себя в мариады культов, выбраться из которых непросто. Эти люди становятся покорными и преданными своему хозяину, порой даже готовы отдать жизнь за «истинное» учение.

Поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день. Главной задачей данной работы является выявить основные черты, признаки, методы, виды тоталитарных сект, научиться определять чем отличается секта от религии и противостоять распространению сектантства путем информирования читателей.

 

1.Основные  черты тоталитарных сект

1.1Признаки  тоталитарных сект

“Тоталитарная секта  — это пользующаяся манипулятивными  приемами группа, которая эксплуатирует  своих членов. Она может нанести  им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена.

Выделяется 17 социальных признаков тоталитарных сект:

1.В группе ты найдешь  именно то, что до сих пор  напрасно искал. Она знает абсолютно точно что тебе не хватает.

2.Уже первая встреча  открывает для тебя полностью  новый взгляд на вещи.

3.Мировоззрение группы  ошеломляюще просто и объясняет  любую проблему.

4.Трудно составить  точную характеристику группы. Ты  не должен размышлять или проверять.  Твои новые друзья говорят: - Это  невозможно объяснить, ты должен  пережить это — пойдем сейчас  с нами в наш Центр”.

5.У группы есть учитель,  медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.

6.   Учение группы  считается единственно настоящим,  вечно истинным знанием. Традиционная  наука, рациональное мышление, разум  отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.

7.Критика со стороны  не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.

8.Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как  можно спасти его.

9.Твоя группа —  это элита. Остальное человечество  тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничаете  группой или не позволяет ей спасать себя.

10.Ты должен немедленно  стать членом группы.

11.Группа отграничивает  себя от остального мира, например  одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных  отношений.

12.Группа желает, чтобы  ты разорвал свои “старые”  отношения, так как они препятствуют твоему развитию.

13.Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.

14.Группа наполняет  все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями...

15.Очень сложно остаться  одному, кто-то из группы всегда  рядом с тобой.

16.Если ты начинаешь  сомневаться, если обещанный успех  не приходит то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.

17.Группа требует абсолютного  и беспрекословного соблюдения  своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Христианские западные сектоведы  выделяют следующие четыре основных признака тоталитарных сект:

  1. Наличие Гуру (лидера)

Если религия (в ее подлинном смысле) характеризуется  стремлением к связи с Богом, то в секте все начинается с  лидера и им же заканчивается, все  зацикливается на нем. Никакой связи  с Богом (каким сектанты его себе представляют) помимо лидера в секте нет и быть не может. Такую роль играет гуру почти в каждой секте. Очень многие секты со смертью гуру распадаются, а если этого не происходит, то либо в них появляется гуру-наследник .

  1. Организация

Сектантская организация  — это не религиозная организация  в том виде, как мы обычно привыкли ее себе представлять. Если ее с чем-то сравнивать, то больше всего она похожа на мафию или на кадровую партию ленинского типа — сжатую “в один громящий кулак”, с железной дисциплиной и беспрекословным подчинением, . Наиболее существенные особенности организации сект:

  1. Объединение верующих на основе личных симпатий и дружеских отношений, общих интересов.
  2. Объединение на основе протеста против общества и других религиозных обществ.
  3. Объединение на основе твердого устава, определяющего порядок управления и внутренней жизни секты, правила приема новичков и обязанности верующих.
  4. Метод

Метод—это то, что делает лидера лидером. Это то его изобретение, с которым он начинает покорение мира. Метод должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, но при этом ключи от него должны всегда находиться в руках у гуру или организации. До конца этот метод всегда непередаваем, вне организации его применять нельзя, вне организации он неприменим и невоспроизводим.

  1. Экзотерический разрыв

При поступлении в секту, при вербовке человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты, о том, что будет потом. Скажем, “Трансцендентальная медитация” проводит абсолютно бесплатную вводную лекцию о своем “научном методе”, не связанном с религией. Потом оказывается, что нужно записаться на платные курсы. Человек платит, и ему говорят, что нужно прийти в определенное место и принести с собой белый платочек, какой-нибудь круглый фрукт (типа яблока или апельсина) и цветок. Человек приходит и приносит все это.  То, что человек принес, — жертвоприношение гуру. Таким образом, он, сам того не зная, принимает участие в идолопоклонническом жертвоприношении.

 

 

1.2 Методы  манипулирования

Секрет успешности религиозно-мистических организаций прост. Они используют три основные потребности каждого человека:

  1. Потребность в общности.  Этим торгуют все культы. Потребность в общности - это нечто большее, нежели обычное желание  эмоциональных отношений с другими людьми. Она требует и крепких связей преданности между индивидуумами и организациями.  Все мы хотим принадлежать чему-то большему и  лучшему нежели мы сами. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги.
  2. Структурирование окружающей действительности. Культы налагают жесткие ограничения на поведение. Они требуют и создают дисциплину, а некоторые заходят так далеко, что достигают нужного уровня послушания через побои, принудительный труд или заточение.
  3. Значимость, осмысленность существования. Каждый культ имеет свою собственную версию реальности — религиозную, политическую, культурную. Культовая секта всегда претендует на обладание окончательной истиной. Те, кто живет во «внешнем мире» и неспособны принять ценность этой истины, объявляются либо заблуждающимися, либо «слугами сатаны». Имеет место жесткое разделение на «Мы» и «Они».

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Вербовка в тоталитарные секты

Обыкновенно люди не ищут секту, чтобы в нее попасть. Секты сами ищут людей, чтобы завербовать их.  Как правило в секты попадают:

  1. Люди, остро переживающие личную драму
  2. Люди, считающие что их стремление к самосовершенствованию, духовному развитию и высшим целям осталось невостребованным и неоцененным в привычном социальном окружении.
  3. Люди, «зацикленные» на темах мистики, эзотерики, оккультизма.
  4. Люди, с комплексом патологического альтруизма.
  5. Подростки, юноши и девушки, склонные к инфантильному поведению.
  6. Люди, которые устали от необходимости что-то выбирать, и не хотят нести ответственность за свой выбор.

 

 

1.3.1 Методы вербовки

Для вербовки последователей используют различные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге « Психология изменения установок и  социальное влияние» приводят их перечень типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект.

  1. Технология « Step by step» - небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: « приходи к нам-проведи у нас выходные- останься еще на недельку-отдай нам все свои деньги»
  2. Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты, наилучшим образом решит все его проблемы. Часто учение группы подкрепляется намеренным преувеличением  « грехов» вашей прошлой жизни.
  3. Сила групповой динамики. Здесь имеет значение и количество, и личное обоняние, и обходительность членов общины. Немало важное значение имеет сексуальность-часто к новичкам приставляются представители противоположного пола.
  4. Отсутствие возможности протестовать или спорить:новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями. Человек не может объективно мыслить и оценить ситуацию « со стороны» и в « перспективе».
  5. Позитивное подкрепление, улыбки, вкусная пища, внимание и заботы, уделяемые гостю общины по-другому это называется « бомбардировка любовью». Она производится, как правило, в наилучших психологических условиях: вдали от семьи, от друзей, от искушений. Особенно  сильный эффект наблюдается, когда теплый прием сопровождается красотой окружающей природы. В этом случае отказаться от повторного визита бывает крайне сложно.

        Последний метод нуждается в уточнении. Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное. Если он произносит в ответ на вопрос то, что хотят от него услышать, вокруг расцветают улыбки, каждое его слово воспринимается с радостью. Отрицательный или неуверенный ответ — и слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. В какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья. Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами сект не распознаются.   Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки «духовного выздоровления». Куда более скрытно ведется наблюдение за новичками, их проверка, тестирование, оценка. Обычно каждый новичок становится после первого визита объектом глубокого изучения. Ведутся специальные картотеки. Фиксируются изменения в поведении. Определяются перспективы и целесообразность дальнейших контактов. Дело не в том, чтобы распахнуть ворота секты перед всеми «божьими детьми», а в том, чтобы вербовать крестоносцев.

Информация о работе Тоталитарные секты