Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:27, реферат
Долгое время Православие не имело того мирового значения, той актуальной роли в истории, какие имели Католичество и Протестантизм. Оно оставалось в стороне от страстной религиозной борьбы ряда столетий, столетия жило под охраной больших империй (Византии и России) и хранило вечную истину от разрушительных процессов мировой истории.
О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками. Тема по сей день остается актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты.
Введение
1. Православие: причины, история формирования, количественные показатели и география распространения
2. Особенности вероучения, культовой деятельности и организации Православной Церкви
3. Философия православия
3.1 Академическая философия
3.2 Метафизика всеединства
3.3 Новое религиозное сознание
Заключение
Список литературы
Важное место в православном
культе занимают праздники и посты.
В церковных календарях каждый день
связан с именем Иисуса Христа, Богородицы,
святых, чудотворных икон, креста. Во
главе праздничного круга Русской
православной церкви - пасха. Пасха - это
наиболее почитаемый в православии
общехристианский праздник, установленный
в память воскресения распятого
на кресте сына Божьего Иисуса Христа.
Поскольку идея воскресения является
центральной в христианстве, постольку
и посвященному этому событию
празднику отводится
Вслед за пасхой по значимости
идут так называемые двунадесятые праздники
- Рождество Христово, Крещение господне,
Сретение, Благовещение, Преображение,
Рождество Богородицы, Успение Богородицы,
воздвижение Креста, Вход Господен
в Иерусалим или Вербное
Особенностью православия
в организационном отношении
является отсутствие какого-либо единого
церковного центра, что сложилось
исторически. На территории Византийской
империи с самого начала формирования
православия церковная власть было
сосредоточена в руках четырех
патриархов: Константинопольского, Александрийского,
Антиохийского и
Духовенство в православной церкви делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Епископом может стать только монах. Высшим епископским чином является патриарх. Русская православная церковь возглавляется патриархом с 1589 года, за исключением периода с 1721 по 1917 год, когда во главе церкви был поставлен Святейший правительствующий синод, руководимый царским чиновником, оберпрокурором Святейшего Синода.
Ныне патриарх управляет церковью совместно с Синодом, председателем которого он является. Высшая же власть в области вероучения и церковного управления принадлежит поместному собору в составе архиереев, представителей духовенства и верующих. Синод собирается два раза в год. При нем функционируют различные учреждения: канцелярия и управление делами, отдел внешних церковных сношений, издательский отдел, хозяйственное управление, учебный комитет, пенсионный комитет.
Частью русского православия
является старообрядчество, возникшее
в середине XVII века. Причиной его
появления стала церковно-
Старообрядчество - сложное
по своему происхождению явление, в
котором сплелись мотивы церковно-религиозные,
политические, социальные. Однако, то,
что на первый план в расколе XVII века
вышли вопросы обряда, не является
случайностью. Культовой стороне
христианства на Руси всегда придавали
особое значение, что было один из пережитков
язычества, в котором лишало весь
акт сверхъестественной силы. И в
христианстве на массовом народном уровне
произошло смешение обряда с догматом:
обряду, "букве" христианства было
предано значение сакральной неколебимости.
Не случайно многие исследователи русского
православия приходили в
Длительное время официальная церковь и царские власти вели жестокую борьбу против старообрядчества. С конца XVIII века отношение к старообрядцам стало изменяться к лучшему. После революции 1905 года они получили возможность отправлять культ, не опасаясь преследований. Но только в 1971 году на соборе Русской православной церкви была снята анафема на старообрядчество.
Старообрядчество распадается на два направления - "поповщину" и "беспоповщину". Поповцы признают необходимость духовенства и всех церковных таинств. Некоторые разногласия в их среде привели к тому, что поповщина распалась на две церкви: Русская православная старообрядческая церковь с центром в Москве и Древлеправославная церковь с центром в г. Новозыбкове Брянской области.
Беспоповцы, считая, что апостольская традиция после никоновских реформ в церкви прервалась, и истинного духовенства не осталось, пришли к мнению, что для спасения души священники не обязательны. Во главе общин беспоповцев стоят миряне, облеченные званием наставника, уставщика, начетчика. Часть беспоповцев отвергли все христианские таинства, но большинство сохранили крещение и исповедь (покаяние). Беспоповцы распадаются на ряд толков и согласий.
Старообрядцы не были единственными откольщиками от официального православия. В лоне русского православия, как и православия вообще, за многовековую историю не раз рождались различные еретические учения и секты, порой далеко уходившие и от православия и от христианства.
Одним из центров широкого еретического движения в средние века являлась Болгария. Здесь в Х веке зародилось движение "богомилов". Все видимое и материальное - земля, ее физическое и общественное устройство с царями, боярами, церковью - богомилы объявили плодом деятельности дьявола. Ими признавалось только духовное, и прежде всего душа, которую
Сатана не смог вдохнуть в созданные им тела Адама и Евы, упросив это сделать Бога. На земле, таким образом, фактически царит власть Сатаны.
Богомилы проповедовали идею всеобщего имущественного, правового и социального равенства, считали женщину с точки зрения прав личности во всем равной мужчине.
В дальнейшем учение богомилов распространилось во многих странах Европы, оказав огромное влияние и на Россию [1, Стр.44-46].
3. Философия
православия
Православная философия
впервые получила широкое развитие
в Византии в связи с борьбой
за утверждение восточной
Опираясь на патристику, платоновско-аристотелевскую
традицию и мистику ареопагитиков,
ее видные представители Иоанн Дамаскин
(675 - 753), патриарх Фотий (ок.820 - ок.891) предприняли
попытку раскрыть весь комплекс христианских
представлений в соответствии с
требованиями аристотелевской логики
с целью обосновать истинность и
непреходящую ценность христианского
вероучения. В обширной работе "Источник
знания" Иоанн Дамаскин использовал
совокупность знаний своего времени. Считая
источником всякого знания откровение,
он одновременно разработал сложную
систему доказательств
познать духовный и материальный
мир, уяснить роль и значение нравственных
норм, христианских принципов семейной
и общественной жизни. Иоанн Дамаскин
сформулировал основополагающие установки
схоластики, в том числе и представление
о науке как служанке богословия.
В его сочинениях мистика переплетается
с рационалистическими
В последующие века в византийской
философии усиливаются
Особенно популярными
в XIV - XVI вв. на Руси были произведения каппадокийцев
- Василия Великого (ок.330 - 379), его
брата Григория Нисского (ок.335 - ок.394)
и его друга Григория Назианского
(ок.330 - ок.390) и исихастов. Однако это
не означает, что религиозно-философские
воззрения были однородными. Крайнему
мистико-созерцательному
В дальнейшем исихазм прочно вошел во все системы русской православной философии. Переориентация в конце XVII в. на западноевропейскую схоластику, на "христианский аристотелизм" и метафизический телеологизм X. Вольфа (1679 - 1754) не была ни долговременной, ни устойчивой. Вольфианский догматический рационализм, центрами распространения которого были Киево-Могилянская и Московская Славяно-греко-латинская духовные академии, теряет в середине XVIII в. свою популярность, и в церковной ориентации господствующее положение вновь приобретает византийский мистицизм.
3.1 Академическая
философия
В конце XVIII - начале XIX в. формируется направление в православной философии, получившее название академической философии. Ее общие принципы разрабатывались профессорами философских кафедр Московской духовной академии - Ф.А. Голубинским (1797 - 1854), В.Д. Кудрявцевым-Платоновым (1828-1891), Казанской духовной академии - А.И. Бровковичем (? - 1890), В.И. Несмеловым (1863 - 1920), Петербургской духовной академии - М.И. Карийским (1840-1917), Ф.Ф. Сидонским (? - 1873), В.Н. Карповым (1798 - 1867), Киевской духовной академии - П.Д. Юркевичем (1827-1874), С.С. Гогоцким (1813-1889).
Общей задачей православной философии ее представители считали формирование христианского мировоззрения посредством согласования важнейших догматических представлений с различными способами познания божественной сущности. Но в отличие от богословия философия, по их мнению, может помочь верующим усвоить христианские принципы жизни на основе всестороннего обоснования их разумности и полезности. Задачей православной философии считалось также изучение особенностей самого религиозного миросозерцания. Оно признавалось истинным только в том случае, если опиралось не на эмпирические данные, приобретенные в процессе практической деятельности, а на сверхопытное разумное знание о Боге, или, что то же самое, на идеальное знание. Это идеальное знание, по мнению Кудрявцева-Платонова, представляет собой совпадение того, чем должен быть предмет, с тем, что он есть или бывает. Истина содержится не в материальном мире, а в идее о мире. Бог является основой окружающей действительности, ее творцом и движущей силой. Отсюда истиной должно считаться только то, что совпадает с божественной идеей, воплощенной в окружающей человека действительности.
Сторонники академической философии оценивают и процесс ее познания, считают познание достоверным только в том случае, если оно наряду с материальным и духовным миром включает мир сверхъестественный. Само познание разделяется на эмпирическое, рациональное и идеальное. Эмпирическое познание объявляется предельно ограниченным, рациональное - недостаточным. Основным является идеальное познание, т.е. совокупность представлений о божественной истине, добре, красоте, об абсолютном и всесовершенном существе, стоящем над миром. Оно достигается не эмпирическим или рациональным путем, а верой. Представители академической философии утверждают, что увлечение практической проверкой высших истин способно породить "материализацию научного знания", вызвать сомнения среди верующих ученых.
В онтологии центральное
место отводится