Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 01:55, контрольная работа
Традиционно под компенсаторной функцией религии понимают способность религии даровать верующим утешение, душевное равновесие и примирять с неизбежным. Религия как компенсация словно одурманивает, как опиум, человека (выражение о том, что религия – опиум для народа давно стало крылатым), дает ему некую иллюзию, надежду на будущее, освобождение от страданий, вечную жизнь и т.п. Поэтому нередко компенсаторная функция религии называется также иллюзорно-компенсаторной. Однако эту функцию (включив в нее функции адаптации, самоидентификации) мы предлагаем более широко и нейтрально назвать психологической. Именно упорядочение, стабилизация, гармонизация внутреннего мира человека подразумевается в качестве цели религии в данном контексте.
1.«Компенсатрная» функция (по отношению к личности). 3
2.«Духовная» функция (по отношению к культуре). 5
3.«Мирская» функция (по отношению к обществу). 7
4. Общий взгляд на функции религии. 11
Список использованной литературы 13
Церковь чаще всего стремится поддерживать установленный в стране режим, если только он не преследует и не подавляет ее. С другой стороны, она организует своих приверженцев на сопротивление, когда является непризнанной и гонимой.
Стабилизирующая и организующая роль религии с особой силой проявляется в периоды смуты, социально-политических неурядиц и потрясений, когда страна оказывается в состоянии упадка, страдает от междоусобиц и разрухи. В подобных исторических ситуациях именно церковь берет на себя иногда обеспечение правопорядка, объединяя народ под знаменем защиты «истинной веры». Достаточно вспомнить о той роли, которую сыграла православная церковь в освобождении Руси от монгольского ига и создании Московского государства. Но история свидетельствует, что религиозные разногласия, призывы к борьбе с иноверцами и еретиками нередко приводили к разжиганию вражды между людьми, военным конфликтам и массовой резне (крестовые походы, Варфоломеевская ночь). Если вспомнить, сколько «неверных» убито христианами, мусульманами и представителями других религий, то, как сказал Стендаль, «извинить Бога может только то, что он не существует».
Согласно К. Марксу, религия внушает трудящимся убеждение в справедливости исходящих в конечном счете от Бога общественных порядков, в необходимости подчиняться им и терпеть испытания, ниспосланные свыше. Она тем самым ориентирует угнетенных скорее на пассивность и повиновение, чем на активную борьбу за свои права и улучшение условий общественной жизни.
Религиозные предписания, сложившиеся в далеком прошлом, нередко вступают в противоречие с современным образом жизни. Известно, как остро стоит в США вопрос о необходимости отмены религиозного запрета абортов и противозачаточных средств. Всякий, кто видел знаменитый фильм «Развод по-итальянски», представляет, насколько не соответствует современным представлениям о семейной жизни отношение католической церкви к разводам. Когда исламские фанатики пытаются воскресить тысячелетней давности практику телесных наказаний и публичных казней, то в наше время это трудно воспринять иначе как дикость. В Израиле содержащееся в иудаистской религии запрещение трудиться по субботам ставит под угрозу работу технологически непрерывных производств. Всюду, где доныне церковь не отделена от государства, права религиозных меньшинств ущемляются, что ведет к различного рода осложнениям в политической, экономической и культурной жизни народов.
Подводя итоги сказанному о функциях религии по отношению к личности, культуре и обществу, можно сделать вывод, что роль религии нельзя однозначно оценивать как положительную или отрицательную. Эта роль двояка.
Будучи средством решения личностно-психологических и социальных проблем, религия далеко не всегда справлялась с этой задачей. Выполняя свои функции, она приносила человечеству пользу, но вместе с тем она же и ограничивала развитие культуры, науки, искусства тогда, когда это подрывало ее господство над людьми. Возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствуя облагораживанию человеческой души, она в то же время принижала человеческий разум, догматически утверждала недопустимость сомнений в истинах вероучения, провозглашала приоритет веры над разумом и знаниями. Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой. Рассказанная Достоевским легенда о Великом инквизиторе, который хотел привести людей к счастью помимо их воли, путем обмана и насилия над теми, кто этому обману сопротивлялся, — это предупреждение тем, кто ставит слепую веру выше свободы, выше самостоятельного разумного рассуждения. У Достоевского даже сам Иисус Христос оказывается помехой для осуществления замысла Великого инквизитора осчастливить человечество. Иначе говоря, автор «Братьев Карамазовых» доказывает, что религия не должна прибегать к насилию и господству над людьми, что она оправдана только в том случае, если принимается ими сознательно и добровольно.
♦ «Религия, — пишет Фрейд, — несомненно, оказала человеческой культуре великую услугу, сделала для усмирения асоциальных влечений много, но недостаточно... Сомнительно, чтобы люди в эпоху неограниченного господства религиозных учений были в общем и целом счастливее, чем сегодня; нравственней они явно не были... Люди грешили, потом приносили жертвы и каялись, после чего были готовы грешить снова... Безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность. Если религия не может продемонстрировать ничего лучшего в своих усилиях дать человечеству счастье, культурно объединить его и нравственно обуздать, то неизбежно встает вопрос, не переоцениваем ли мы ее необходимость для человечества». ♦[3, с.306]
4. Общий взгляд на функции религии.
Как специфическая подсистема религия занимает определенное место в социальной системе и выполняет социокультурные функции, по которым теоретики определяют роль религии в обществе. Имея представление о значительном количестве подходов к пониманию религии несложно принять идею о неоднозначном понимании общества и его структуры в философии и социологии. Религия и общество являются безусловно более сложными системами чем природные, поскольку связаны с жизнедеятельностью человека. Следовательно, множество подходов к выделению социальных функций религий и оценке ее роли в обществе является нормой серьезного исследования феномена, приближающего к действительному пониманию религии.
Религия – историческое явление, историчны и ее функции. В прикладном религиоведении различают религиозные и нерелигиозные функции религии, рассматривают их действие на уровнях религиозной организации, религиозного сознания, общества, этноса, сословия, малой социальной группы и личности. Этими данными конкретизируется общая теория функции религии, выполняющая методологическую роль для прикладного религиоведения и гуманитарных наук, попутно изучающих религии. В современном отечественном религиоведении называют такие фундаментальные функции религии, как мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная.
В совокупности функции религии выделяют функцию интеграции (Э.Дюркгейм), функцию легитимации социального порядка (П.Бергер), функцию спасения (Б.Уилсон), компенсаторную (Д.Угринович), психотерапевтическую и другие. Правомерно ли выделять сущностную или специфическую функции религии? Отвечая на вопрос, исследователь показывает свою позицию в понимании религии как феномена. Если религия часть целого, тогда мы должны определиться с целым: что это – культура, общество, связь с Богом, контакт с инопланетной цивилизацией? Понимание религии самостоятельным явлением предполагает признание качественной определенности и ее сущности.
Если оперировать понятиями системного и структурно-функционального анализа, то религия, по нашему мнению, одна из самых сложных и динамичных систем и в то же время подсистема «триединой» системы «человек – общество – культура». На ранних этапах истории религия совпадала с человечеством и (или) обществом, культурой, а в основном была и остается полифункциональной подсистемой, способной при необходимости более или менее успешно заменять (восполнять) другие подсистемы. Таким образом, религия обеспечивает жизнеспособность человечества, культуры. Когда религия как подсистема начинала угрожать бытию человечества, люди, обычно неосознанно, обновляли ее другой формой религии или оттесняли развитием (созданием) иной подсистемы. Не исключено, что в будущем, как предсказал К.Маркс, религия отомрет, а может быть возродится для спасения человечества от другой подсистемы, переродившейся в раковую опухоль, что также не противоречит сущности религии в понимании К.Маркса.
Понимание религии самостоятельным феноменом, сформулированное в рабочем определении, подводит к признанию сущностной функции религии. К таковой не могут быть отнесены фантазия, иллюзия, компенсация, легитимация, интеграция, этнизация, коммуникация – поскольку они присущи многим явлениям мира человека. Но все перечисленные феномены и процессы могут стать элементами религии если ей придать значение святости. Функция освящения, по нашему мнению, является сущностной функцией религии. На проблемах священного, его содержания, структуры и функции развивается религия в совокупности конфессий, возникает и развивается светская культура в качестве альтернативы религиозной культуре. Поиск высших смыслах бытия – высшая из собственно человеческих потребностей – включает и религиозную традицию.[2, с.185]
Список использований литературы: