Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:38, доклад
Первые изменения в церковном обряде, направленные на устранение различий между русской и греческой традицией, произошли в марте 1653 г. Патриарх разослал по всем церквам «память», содержащую приказ о замене в храмах земных поклонов поясными, а двоеперстного крестного знамения троеперстным.
Весной 1654 г. был созван Церковный собор, который одобрил следующие нововведения, предложенные Никоном:
Считать каноническими изменения, внесенные в русские богослужебные книги «правщиками» (Е. Славинецким, А. Греком и др.). К примеру, заменить имя «Исус» на «Иисус».
Никонианство - церковные реформы патриарха Никона (1652-1658 гг.), вызвавшие раскол среди верующих и приведшие к формированию старообрядчества.
Церковные реформы XVII века и раскол.
Первые изменения в церковном обряде, направленные на устранение различий между русской и греческой традицией, произошли в марте 1653 г. Патриарх разослал по всем церквам «память», содержащую приказ о замене в храмах земных поклонов поясными, а двоеперстного крестного знамения троеперстным.
Весной 1654 г. был созван Церковный
собор, который одобрил следующие ново
Для придания большего авторитета своим указам глава русской церкви приглашал в Москву вселенских патриархов (1653 г. — Афанасий Константинопольский, в 1654 г. — Макарий Антиохийский).
Осуществляя реформы, Никон искренне полагал, что приводит русскую церковь в соответствие с истинными старинными греческими правилами, освобождая принятый в России обряд от ошибок и искажений. Однако дело обстояло иначе. Именно консервативная русская церковь сохранила в неприкосновенности древние традиции, а греческое православие сильно изменилось под влиянием латинской культуры.
Реформаторская деятельность патриарха Никона вызвала неоднозначную реакцию в русском обществе. Часть духовенства и мирян восприняли ее как поругание древнего благочестия и начали сопротивление «никонианской ереси».
Старообрядчество. История старообрядчества.
Старообрядчесвто (древлеправославие) — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1661-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.
Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, который воспринял православие от греков. Флорентийская уния (1445) с латинянами послужила поводом для обособления русского христианства в 1448 году, когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.
Реформы Никона, начатые в 1654 году, встретили сильную оппозицию со стороны сторонников старых обрядов. В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены раскольниками и еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году восстание охватило Москву. В 1682 году состоялась очередная массовая казнь старообрядцев. При Петре I в 1716 г. старообрядцам была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб) как и до Петра I полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 г. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.
Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке до трети русского населения были старообрядцами. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении старообрядцев. Власть пошла на определённый компромисс, введя единоверие. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этого документа составили толк неокружников.
До 1874 г. все дети старообрядцев
считались незаконнорожденными. С 1874
г. для старообрядцев был введен
гражданский брак: «Браки раскольников
приобретают в гражданском
17 апреля 1905 года был дан
Высочайший Указ «Об
Коммунистический режим в РСФСР и позже СССР относительно благосклонно относился к старообрядцами до конца 1920-х годов в русле своей политики поддерживать течения оппозоционые «тихоновщине». Великая Отечественная война была встречена неоднозначно: большинство старообрядцев призывали защищать Родину, но были и исключения, например, Республика Зуева или староверы деревни Лампово, федосеевцы которой стали злостными коллаборационистами.